Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе судьи председательствующего Ткаченко Л.И.,
судей Мартышенко С.Н., Фетинга Н.Н.,
при секретаре Резниковой М.Ю.,
заслушав в судебном заседании по докладу судьи Мартышенко С.Н. дело по апелляционной жалобе Администрации города Ростова-на-Дону на решение Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 11 декабря 2012 года,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Ленинского района г. Ростова-на-Дону обратился в суд с иском в интересах Сулиенко В.Г. к Администрации г. Ростова-на-Дону, Правительству Ростовской области, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Администрация Ленинского района г. Ростова-на-Дону, Министерство общего и профессионального образования Ростовской области, Министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области, об обязании предоставить Сулиенко В.Г. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Сулиенко В.Г. обратилась в прокуратуру города за защитой своих жилищных прав, так как отнесена к категории детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
Прокуратурой была проведена проверка по вопросу нарушения жилищных прав Сулиенко В.Г., как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Проверкой установлено, что постановлением Главы Администрации Ленинского района г. Ростова-на-Дону от 24.08.2008 года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕНО Сулиенко В.Г. ДАТА года рождения была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на квартирный учёт детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, составом семьи 1 человек.
В ДАТА года Сулиенко В.Г. окончила МОУ СОШ НОМЕР , а в ДАТА году окончила Ростовский строительно-художественный техникум, однако, жилым помещением обеспечена не была.
Денежные средства для приобретения жилого помещения для последующего его предоставления Сулиенко В.Г. не выделены.
На основании изложенного прокурор просил обязать Правительство Ростовской области выделить денежные средства для приобретения жилого помещения Сулиенко В.Г., а так же обязать Администрацию г. Ростова-на-Дону предоставить Сулиенко В.Г. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма не менее 33 кв.м.
Определением суда от 06.11.2012 года к участию в рассмотрении дела в качестве соответчика привлечен Департамент координации строительства и перспективного развития г. Ростова-на-Дону.
Уточник требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, прокурор просил суд обязать Администрацию г. Ростова-на-Дону предоставить Сулиенко В.Г. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, площадью не менее 33 кв.м..
Истец, Сулиенко В.Г. исковые требования поддержала, просила суд их удовлетворить.
Представитель Администрации г. Ростова-на-Дону по доверенности Потокина М.В., в судебном заседании, исковые требования не признала, просила суд в их удовлетворении отказать.
Представитель Департамента координации строительства и перспективного развития г. Ростова-на-Дону по доверенности Ковалец И.А. исковые требования не признала.
Представитель Администрации Ленинского района г. Ростова-на- Дону, привлеченной к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Шевченко М.А., действующая по доверенности, полагала возможным исковые требования удовлетворить.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей третьих лиц: Правительства Ростовской области, Министерства общего и профессионального образования Ростовской области, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
Суд решением от 11 декабря 2012 года обязал Администрацию г.Ростова-на-Дону предоставить Сулиенко В.Г., вне очереди за счет средств субвенций бюджета Ростовской области, по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения.
Не согласившись с указанным решением, Администрация города Ростова-на-Дону подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.
Апеллянт считает, что судом не учтено то обстоятельство, что финансовое обеспечение дополнительных гарантий по социальной поддержке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в соответствии со ст. 5 ФЗ от 21.12.1996г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
По мнению апеллянта, суд неверно истолковал Областной закон от 22.06.2006г. N 499-ЗС "О наделении органов МСУ государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Заявитель указывает, что суд не учел, что в соответствии с договором НОМЕР от ДАТА о предоставлении субвенций на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и дополнительным соглашением НОМЕР от ДАТА к договору, которые заключены между Департаментом координации строительства и перспективного развития г. Ростова-на-Дону и Министерством строительства архитектуры и территориального развития Ростовской области, выделенные средства федерального бюджета для обеспечения жилым помещением Сулиенко В.Г. предусмотрено направить на строительство объекта "Многоквартирный 10-ти этажный жилой дом по АДРЕС строительное пятно И-5Б". В указанном жилом доме квартиру НОМЕР планируется предоставить Сулиенко В.Г.
Таким образом, орган местного самоуправления свои обязательства по обеспечению жилым помещением Сулиенко В.Г. по договору социального найма выполнит к ДАТА , следовательно, права Сулиенко В.Г. Администрацией города Ростова-на-Дону не нарушены, бездействий со стороны Администрации города не усматривается.
Прокуратурой Ленинского района г. Ростова-на-Дону поданы возражения на апелляционную жалобу, которые сводятся к тому, что оснований для отмены решения не имеется.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, выслушав представителя Администрации г. Ростова-на-Дону -Потокину М.В., поддержавшую доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст.57 ЖК РФ, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В силу ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, (в редакции действующей на момент рассмотрения дала) вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, по окончанию их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства).
В соответствии с абз. 3 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" ( в редакции ФЗ N 17-ФЗ от 08.02.1998, N 122-ФЗ от 22.08.2004, N 326-ФЗ от 21.11.2011г.), дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Областным законом Ростовской области от 22.06.2006 N 499-ЗС "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" исполнительно-распорядительным органам муниципальных районов и городских округов в Ростовской области (органам местного самоуправления) переданы на неограниченный срок государственные полномочия Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями лиц названной категории (статья 1).
Судом первой инстанции установлено, что Сулиенко В.Г. ДАТА года рождения относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет жилого помещения на праве собственности, на праве пользования и нуждается в предоставлении ей жилого помещения.
Постановлением Главы Администрации Ленинского района г. Ростова-на-Дону от 24.12.2008 года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕНО Сулиенко В.Г. была поставлена на квартирный учёт детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, составом семьи 1 человек.
В ДАТА году Сулиенко В.Г. окончила МОУ СОШ НОМЕР , а в ДАТА году окончила Ростовский строительно-художественный техникум. Родители Сулиенко В.Г. собственного жилья не имели, и жилых помещений за ОБЕЗЛИЧЕНО Сулиенко В.Г. согласно ч.1 ст.8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", не закреплялось.
Сулиенко В.Г. состоит в общеобластном списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однако до настоящего времени жилым помещением как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспечена.
Возлагая обязанность обеспечения Сулиенко В.Г. жилым помещением на администрацию г.Ростова-на-Дону, суд исходил из положений Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", ст. 1 Закона Ростовской области N 499-ЗС "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", согласно которым государственные полномочия Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательных учреждениях, в учреждениях всех видов профессионального образования, учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, переданы на неограниченный срок органам местного самоуправления.
Отклоняя доводы Администрации о том, что в настоящий момент разрешается вопрос по организации работ по строительству объектов, в целях последующего предоставления по договорам социального найма жилых помещений, в том числе и Сулиенко В.Г., суд указал, что обеспечение Сулиенко В.Г. жилым помещением не может быть поставлено в зависимость от указанных обстоятельств, поскольку абз. 2 п.1 ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия выделяемых денежных средств, свободного жилого фонда и других обстоятельств.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, считает, что суд, правильно определил обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, и дал им надлежащую правовую оценку, постановил законное и обоснованное решение, не допустив при этом нарушений норм материального и процессуального права.
Доводы апелляционной жалобы о том, что действиями Администрации не нарушены права Сулиенко В.Г., поскольку срок исполнения обязательств о предоставлении истцу жилого помещения истекает ДАТА , не основан на законе, так как в силу положений абз. 2 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции ФЗ N 326-ФЗ от 21.11.2011г.), право на получение жилого помещения возникает у лица, относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с момента окончания любого образовательного учреждения, а поскольку Сулиенко В.Г. не была обеспечена жилым помещением после окончания общеобразовательного учреждения как в 2009 году, так и по окончанию строительно-художественного техникума в 2012 году, обязательства Администрации нельзя считать исполненными.
Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда и не свидетельствуют о незаконности постановленного решения.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 ГПК РФ, и соответствует номам материального права, регулирующим спорные правоотношения, оснований для отмены оспариваемого судебного постановления по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает..
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 11 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации г. Ростова-на-Дону - без удовлетворения
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.