Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе: председательствующего судьи Славгородской Е.Н.
судей Хаянян Т.А., Тихенко С.Л.
с участием прокурора Бесединой Е.И.
при секретаре Кураян О.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Хаянян Т.А. дело по апелляционной жалобе Администрации Багаевского района Ростовской области на решение Багаевского районного суда Ростовской области от 06 февраля 2013 года,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Багаевского района Ростовской области, действующий в интересах Яркиной А.А. обратился в суд с иском к Администрации Багаевского района Ростовской области с требованием об обязании предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма.
В обосновании заявленных исковых требований сослался на то, что в прокуратуру района с заявлением о защите нарушенных жилищных прав обратилась Яркина А.А., которая относится к лицам из категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Проведенной проверкой установлено, что постановлением Главы Администрации Багаевского района N 872 от 19.09.2002 года в отношении Яркиной А.А., ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, назначен опекун - ФИО, в виду смерти ее матери - ФИО На основании Постановления Главы Администрации Багаевского района N 1798 от 29.12.09 года Яркина А.А. принята на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте от 18 до 23 лет, находящихся под опекой (попечительством). 27.04.2010 года отделом образования Администрации Багаевского района направлено ходатайство о включении в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями за счет областного бюджета, Яркиной А.А..
Согласно информации, предоставленной Администрацией Багаевского района, Яркина А.А. включена в общеобластной список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в трехлетний период с 2013 по 2015 гг. Согласно диплому НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН peг. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 30.06.2012 года, Яркина А.А. 30.06.2012 года окончила ГБОУ НПО Ростовской области ПУ N 57.
До настоящего времени жилье Яркиной А.А. не предоставлено. В соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Областным законом Ростовской области от 22.10.2004 г. N 165-ЗС "О социальной поддержке детства в Ростовской области", вставшие на льготный жилищный учёт дети-сироты обеспечиваются жильём за счёт средств областного бюджета.
На основании изложенного выше, истец просил суд обязать Администрацию Багаевского района Ростовской области предоставить Яркиной А.А. вне очереди на условиях договора социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, не ниже установленных социальных норм по Ростовской области.
Решением Багаевского районного суда Ростовской области от 06 февраля 2013 года исковые требования прокурора Багаевского района Ростовской области в интересах Яркиной А.А. удовлетворены.
Суд обязал Администрацию Багаевского района Ростовской области предоставить Яркиной А.А. вне очереди на условиях договора социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, не ниже установленных социальных норм по Ростовской области.
Не согласившись с постановленным решением, представитель Администрации Багаевского района Ростовской области, действующая на основании доверенности Иванова В.И., подала апелляционную жалобу и дополнения к ней, указав на то, что решение суда вынесено с нарушением и при неправильном применении норм материального права, при не соответствии выводов, изложенных в решении суда, фактическим обстоятельствам дела.
Апеллянт ссылается на то, что Администрация Багаевского района Ростовской области в пределах своих полномочий, выполнила все установленные законом требования относительно постановки граждан на учет и оформления учетного дела с целью дальнейшего обеспечения жильем Яркиной А.А., в связи с чем, отсутствуют доказательства, подтверждающие незаконность действий или бездействий Администрации Багаевского района.
По мнению апеллянта, суд не принял во внимание, что п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ РФ, утратил силу с 01 января 2013 года на основании Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Пунктом 2 этого же закона предусмотрено, что действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Жилищного кодекса Российской Федерации распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу данного Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу указанного Федерального закона.
Апеллянт ссылается и на то, что для реализации своего права, граждане, нуждающиеся в жилом помещении, в том числе и имеющие право на внеочередное его предоставление, несут определенные обязанности. Так, в соответствии с абзацем 1 ч. 5 ст. 2 Областного закона Ростовской области от 07.10.2005 N 363-ЗС "Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области" (далее Областной закон) предусмотрено, что ежегодно в период с 1 января по 1 апреля орган местного самоуправления проводит перерегистрацию граждан, состоящих на учете. В ходе перерегистрации органом местного самоуправления подтверждаются факт проживания в данном муниципальном образовании, состав семьи, документы о регистрации по месту жительства
Как указывает апеллянт, Яркина А.А., до настоящего времени, сознательно не реализовала свои права на получение жилого помещения. На основании изложенного, апеллянт просит отменить решение суда и принять по делу новое решение, которым в иске прокурору отказать.
Изучив материалы дела, выслушав прокурора, полагавшего отменить решение суда как принятого с нарушением норм материального права, обсудив возможность слушания дела в отсутствие неявившихся лиц, надлежаще извещенных о дне слушания дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность принятого решения суда, судебная коллегия приходит к следующему.
Постанавливая обжалуемое решение, суд первой инстанции руководствовался положениями ст. 40 Конституции РФ, ст.ст.57 ЖК РФ, Федеральным законом от 21.12.2006 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Областным законом Ростовской области от 22.06.2006 г. N 499-ЗС "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Постановлением Администрации Ростовской области от 18.09.2006 г. N 384 "О порядке обеспечении жилыми помещениями и расходовании субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством), Постановлением Правительства Ростовской области от 25.06.2012 г. N 539 "Об обеспечении жилыми помещениями и расходовании субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством)".
Суд первой инстанции установил, что Яркина А.А. родилась ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА в ст. АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН.
Мать Яркиной А.А. - ФИО умерла ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА.
На основании постановления Главы Администрации Багаевского района N 872 от 19.09.2002 года в отношении Яркиной А.А., назначен опекун - бабушка ФИО
Судом установлено, что на основании Постановления Главы Администрации Багаевского района N 1798 от 29.12.2009 года Яркина А.А. принята на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте от 18 до 23 лет, находящихся под опекой (попечительством).
27.04.2010 года N 362 отделом образования Администрации Багаевского района Министру общего и профессионального образования направлено ходатайство о включении в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями за счет областного бюджета, Яркиной А. А.
Согласно информации, предоставленной Администрацией Багаевского района, Яркина А.А. включена в общеобластной список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в трехлетний период с 2013 по 2015 гг.
Согласно диплому НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН per. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 30.06.2012 года, Яркина А.А. 30.06.2012 года окончила ГБОУ НПО Ростовской области ПУ N 57.
Согласно уведомлению об отсутствии в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений за НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 22.11.2012 года Яркина А.А. не имеет в собственности (аренде) жилых помещений.
Проанализировав материалы дела, суд первой инстанции установил, что Яркина А.А. в соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК РФ имеет право на предоставление жилого помещения. Однако вплоть до настоящего обязанность предоставить помещение Яркиной А.А. Администраций Багаевского района не исполнена.
Суд первой инстанции, учитывая представленные в материалы дела доказательства, пришел к выводу о том, что Яркина А.А., как лицо, относящееся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на получение жилого помещения, а поскольку она жилым помещением не обеспечена, это ее право не реализовано, Яркина А.А. должна быть обеспечена жильем по договору социального найма в виде отдельной квартиры, отвечающей санитарным и техническим нормам, не ниже установленных социальных норм по Ростовской области.
Судебная коллегия не может согласиться с вышеуказанным выводом суда и считает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Положениями ст. 328 ГПК РФ установлено, что по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
На основании пункта 4 части 1 статьи 330 ГПК РФ основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является неправильное применение норм материального права.
В связи с вступлением в силу с 1 января 2013 года Федерального закона РФ от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" статья 8 ФЗ от 21.12.1996 г. изложена в иной редакции - порядок обеспечения жилья указанной категории изменен.
Указанным лицам, если они не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В ч.6 ст. 8 ФЗ установлено, что срок действия договора найма специализированного жилого помещения составляет пять лет, но в случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок выявления этих обстоятельств устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации. Договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок не более чем один раз.
По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания указанного выше содействия, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить договор социального найма в отношении данного жилого помещения в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.
Право на обеспечение жилыми помещениями сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Действие положений статьи 8 в указанной редакции распространяется на правоотношения, возникшие до 1 января 2013 года, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу Федерального закона от 29.02.2012 г. N 15-ФЗ - 1 января 2013 года.
Федеральный Закон от 29.02.2012 г. N 15-ФЗ, которым ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 г. изложена в новой редакции, внесены изменения в Жилищный кодекс РФ:
- п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ - о праве лиц, указанных категорий, на внеочередное предоставление жилья, - признан утратившим силу с 1 января 2013 года,
- введена статья 98.1 - назначение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а именно установлено, что эти жилые помещения предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации,
- статья 103 дополнена частью 5 о том, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не могут быть выселены из специализированных жилых помещений без предоставления других благоустроенных жилых помещений, которые должны находиться в границах соответствующего населенного пункта.
При этом из названного Кодекса исключены нормы о внеочередном предоставлении гражданам указанной категории жилых помещений по договорам социального найма: в главе 9 "Жилые помещения специализированного жилищного фонда" часть 1 статьи 92 дополнена пунктом 8, в соответствии с которым в число видов жилых помещений специализированного жилищного фонда включен такой вид, как жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и введена новая статья 98.1 "Назначение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";
Согласно ст. Статья 109.1 ЖК РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Предусмотренный Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" перечень полномочий органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, осуществляемых данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ, дополнен указанием на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Судебная коллегия не соглашается с доводами Администрации Багаевского района в данном случае отсутствуют доказательства, подтверждающие незаконность действий или бездействий Администрации Багаевского района, поскольку Яркина А.А. до настоящего времени, сознательно не реализовала свои права на получение жилого помещения.
Согласно вышеуказанным законодательным изменениям на органы государственной власти субъектов РФ возлагается основная ответственность за решение жилищной проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, при разрешении вопросов о предоставлении жилых помещений и социальных выплат лицам, относящимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, наделены на различных этапах соответствующей компетенцией.
Так, Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. N 1203 утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей находящихся под опекой (попечительством) не имеющих закрепленного жилого помещения (в ред. Постановлений Правительства РФ от 30.07.2012 N 781). Данные Правила определяют, что субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения. Критерием отбора субъектов Российской Федерации для предоставления субсидий является наличие в субъекте Российской Федерации детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения и состоящих на учете на его получение по состоянию на начало текущего финансового года, у которых возникает право на его получение в текущем финансовом году.
Согласно абз. 5 ч. 1 ст. 85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта РФ, предусматривающих предоставление из бюджета субъекта Российской Федерации межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, в том числе субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации.
22.06.2006 г. принят Закон Ростовской области N 499-ЗС "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в котором указано, что исполнительно-распорядительным органам муниципальных районов и городских округов в Ростовской области (далее - органы местного самоуправления) передаются на неограниченный срок государственные полномочия Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет. Порядок обеспечения жилыми помещениями указанных граждан, устанавливается нормативным правовым актом Администрации Ростовской области.
Постановлением Правительства Ростовской области от 25 июня 2012 года N 539 в соответствии с Областным законом от 01.08:2011 N 635-ЗС "О Правительстве Ростовской области" и в целях предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством), проживающих на территории Ростовской области, утверждено Положение "О порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством)" и Положение "О порядке расходования субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством)".
По смыслу вышеперечисленных норм, предоставление жилого помещения ребенку из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является обязанностью муниципального образования.
Исходя из вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Багаевского районного суда Ростовской области от 6 февраля 2013 года отменить и принять по делу новое решение.
Обязать Администрацию Багаевского района Ростовской области предоставить Яркиной А.А. ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений общей площадью не менее нормы предоставления.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.