Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе:
председательствующего Славгородской Е.Н.
судей Вялых О.Г., Криволапова Ю.Л.
с участием прокурора Самохиной Е.В.
при секретаре Кураян О.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Вялых О.Г. гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Зерноградского района Ростовской области, апелляционному представлению прокурора Зерноградского района Ростовской области на решение Зерноградского районного суда Ростовской области от 23 января 2013 года,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Зерноградского района, действуя в интересах Черноусовой Е.Н., обратился в суд с иском к администрации Зерноградского района Ростовской области, Правительству Ростовской области, третьи лица: администрация Россошинского сельского поселения, Управление образования администрации Зерноградского района, указывая Черноусова Е.Н. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении с включением в отдельный список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения, в котором состоит по настоящее время. Однако, до сих пор не обеспечена жильем. Истец указывает, что отсутствие финансирования на приобретение жилых помещений для детей-сирот не может служить непреодолимым препятствием для разрешения вопроса о предоставлении Черноусовой Е.Н. жилого помещения по договору социального найма.
В связи с изложенным просил обязать администрацию Зерноградского района Ростовской области предоставить Черноусовой Е.Н. благоустроенное жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим нормам, не требующее капитального и косметического ремонта по договору социального найма вне очереди, а также обязать Правительство Ростовской области выделить денежные средства, необходимые для приобретения Черноусовой Е.Н. вышеуказанного жилого помещения.
Решением Зерноградского районного суда Ростовской области от 23.01.2013 года исковые требования прокурора Зерноградского района удовлетворены в части, суд обязал администрацию Зерноградского района Ростовской области предоставить Черноусовой Е.Н. вне очереди жилое помещение по договору социального найма на состав семьи два человека, площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим требованиям по льготной категории дети-сироты. В удовлетворении остальной части исковых требований судом отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, администрация Зерноградского района Ростовской области обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит изменить решение Зерноградского районного суда Ростовской области от 23.01.2013 года, обязав Правительство Ростовской области выделить денежные средства, необходимые для приобретения Черноусовой Е.Н. жилого помещения.
Апеллянт ссылается на то, что администрация Зерноградского района в переделах своих полномочий выполнила все установленные положениями закона требования относительно постановки граждан на учет и оформления учетного дела и дальнейшее обеспечение жильем Черноусовой Е.Н. ставится в зависимость от субвенций из областного бюджета и возможно только после поступления из областного бюджета в местный бюджет денежных средств.
Апеллянт обращает внимание на то, что постановлением Правительства Ростовской области от 25.06.2012 года N539 расчет объемов субвенций бюджетам муниципальных образований на приобретение жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляет министерство строительства Ростовской области, денежные средства для этого выделяет Правительство РО.
С постановленным по делу решением также не согласился прокурор Зерноградского района Ростовской области и обратился в суд с апелляционным представлением, в котором ставит вопрос об отмене обжалуемого решения в части отказа удовлетворения требований к Правительству Ростовской области, в связи с чем, просит суд апелляционной инстанции принять новое решение, которым в полном объеме удовлетворить заявленные исковые требования.
Апеллянт указывает, что суд не привел нормативное обоснование отказа в удовлетворении требований к Правительству Ростовской области о выделении денежных средств на приобретение Черноусовой Е.Н. благоустроенного жилого помещения. Кроме того, по мнению апеллянта, такой отказ является неправомерным.
По мнению апеллянта, суд вышел за рамки заявленных требований, указав, что жилое помещение должно быть предоставлено на состав семьи два человека, и, не указав, что предоставлению Черноусовой Е.Н. подлежит жилое помещение, которое не требует капитального и косметического ремонта.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, апелляционного представления, заслушав Черноусову Е.Н., прокурора Самохину Е.В., которая поддержала доводы апелляционного представления, пришла к следующим выводам.
Постанавливая обжалуемое решение, суд руководствовался положениями ст. 40 Конституции РФ, ст. 57 ЖК РФ, Федеральным законом от 21.12.2006 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Областным законом Ростовской области от 22.06.2006 года N 499-ЗС "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", постановлением Правительства Ростовской области от 25.06.2012 года N 539 "Об обеспечении жилыми помещениями и расходовании субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством)", постановлением Администрации Ростовской области от 18.09.2006 года N 384 "О порядке обеспечении жилыми помещениями и расходовании субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством)" и исходил из того, что администрация Зерноградского района Ростовской области обязана предоставить Черноусовой Е.Н. как лицу, относящемуся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилое помещение по договору социального найма на состав семьи два человека.
Суд установил, что Черноусова Е.Н. поставлена на квартирный учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма, как ребенок, оставшийся без попечения родителей, не является собственником строений в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, до настоящего времени такое помещение ей не представлено.
Проанализировав материалы дела, суд также установил, что Черноусова Е.Н. была включена в общеобластной список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, при том, что на учет в качестве нуждающейся она была принята ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА.
Суд не принял во внимание возражения представителя администрации о том, что при отсутствии финансирования органы местного самоуправления не могут нести обязанность по предоставлению истцу жилого помещения, указав, что действующее законодательство возлагает такие обязанности на органы местного самоуправления независимо от наличия или отсутствия в бюджете денежных средств на эти цели.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд пришел к выводу, что Черноусова Е.Н., как лицо, относящееся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на получение жилого помещения с момента окончания любого образовательного учреждения, а поскольку истец жилым помещением не обеспечена, испытывает материальные трудности, это ее право не реализовано, следовательно, она имеет право на внеочередное обеспечение жильем по договору социального найма в виде отдельной квартиры, отвечающей санитарным и техническим нормам, общей площадью не ниже установленных социальных норм.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, предъявленных к Правительству Ростовской области, суд принял во внимание требования Областного Закона от 22.10.2005 года N380-ЗС О межбюджетных отношениях органов государственной власти и органов местного самоуправления в Ростовской области и пришел к выводу, что суд своим решением не имеет права подменять действующий порядок финансового обеспечения переданных государственных полномочий Ростовской области.
Суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме (части 1,2 ст. 327.1 ГПК РФ).
Как разъяснено в п. 24 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2012 N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции" судам апелляционной инстанции необходимо исходить из того, что под интересами законности с учетом положений ст. 2 ГПК РФ следует понимать необходимость проверки правильности применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов участников гражданских, трудовых (служебных) и иных правоотношений, а также в целях защиты семьи, материнства, отцовства, детства; социальной защиты; обеспечения права на жилище; охраны здоровья; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; защиты права на образование и других прав и свобод человека и гражданина; в целях защиты прав и законных интересов неопределенного круга лиц и публичных интересов и в иных случаях необходимости охранения правопорядка.
Вопросы, связанные с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулируются Федеральным Законом от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Абзацем 2 п.1 ст. 8 указанного Закона в редакции, действовавшей до 01.01.2013 года, было предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Пунктом 2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ, действующего также до 01.01.2013 года, предусматривалось, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы.
Федеральным законом РФ от 29.02.2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" была принята новая редакция статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в соответствии с которой детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Таким образом, новая редакция указанной нормы по сравнению с ранее действовавшей говорит об обеспечении указанной категории лиц жильем по договорам найма на специализированное жилое помещение, а не как было ранее по договорам социального найма.
В силу статьи 148 ГПК РФ судья определяет закон, которым следует руководствоваться при разрешении дела.
Учитывая, что введенный Федеральным законом N 15-ФЗ новый порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется на лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не реализовали свои права на обеспечение жилыми помещениями до 01.01.2013 года независимо от их возраста (пункт 2 статьи 4 Федерального закона N 15-ФЗ), т.е. закону придана обратная сила, то при вынесении судебного решения судом должна быть применена редакция ст.8 ФЗ N 15-ФЗ независимо от времени поступления иска.
Для обеспечения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по основаниям и в порядке, предусмотренным Федеральным законом N 15-ФЗ, как следует из п.9 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ, не имеют правового значения изменявшиеся редакции законодательных актов, закреплявших в разные периоды времени основания обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При установлении нуждаемости в обеспечении жилыми помещениями лиц указанной категории необходимо руководствоваться теми основаниями, которые закреплены в Федеральном законе N 159-ФЗ в редакции Федерального закона N 15-ФЗ.
В данном случае обжалуемое решение принято с нарушением норм материального права, не повлекло защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов истицы, в связи с этим, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости проверки решения суда в полном объеме с его отменой и с вынесением по делу нового решения об удовлетворении исковых требований прокурора, предъявленных к администрации Зерноградского района Ростовской области.
Что касается исковых требований, предъявленных к Правительству Ростовской области, то судебная коллегия не находит оснований для их удовлетворения, так как порядок и сроки расходования субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством) установлены постановлением Правительства РО от 25.06.2012 N 539 "Об обеспечении жилыми помещениями и расходовании субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством)" (вместе с Положениями).
Поскольку действующий порядок финансового обеспечения переданных государственных полномочий АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН нормативно установлен, то решение суда не должно его подменять.
Указание в решении суда на обязание Правительства Ростовской области выделить денежные средства для приобретения жилого помещения для гражданина направлено на вмешательство суда в регулирование межбюджетных отношений в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, которые осуществляются на основании вышеуказанного Областного закона.
Таким образом, судебная коллегия, руководствуясь ст.328 ГПК РФ,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Зерноградского районного суда Ростовской области от 23 января 2013 года отменить.
Обязать Администрацию Зерноградского района Ростовской области предоставить Черноусовой Е.Н. ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА рождения жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее нормы предоставления.
Прокурору Зерноградского района Ростовской области в иске к Правительству Ростовской области отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.