Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Худяковой И.Н.,
судей: Малиновского В.В., Власовой А.С.,
с участием прокурора Самохиной Е.В.,
при секретаре Обориной С.П.,
заслушав в судебном заседании по докладу судьи Малиновского В.В. дело по апелляционной жалобе Администрации г. Гуково Ростовской области на решение Гуковского городского суда Ростовской области от 14 февраля 2013 года,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Гуково Ростовской области в интересах Можухно Р.А. обратился в суд с иском к Администрации г. Гуково Ростовской области об обязании ответчика обеспечить Можухно Р.А. жилым помещением.
В обоснование своих требований сообщил, что Можухно Р.А. ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения. В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" относится к категории лиц из числа детей-сирот. Родители Можухно Р.А. умерли, когда он был в несовершеннолетнем возрасте. Своего жилья не имели. До 18 лет Можухно Р.А проживал на жилой площади опекуна, там же зарегистрирован и проживает до настоящего времени. В октябре 2010 года Можухно Р.А. достиг совершеннолетия, в связи с чем, попечительство над ним прекращено, и в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" он, по мнению прокурора, подлежал обеспечению жилым помещением. Постановлением администрации города от 3 декабря 2009 г. Можухно Р.А. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как лицо, относящееся к категории детей-сирот. В соответствии с требованиями Положения о порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, Можухно Р.А. включен в общеобластной список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Однако до настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Законом Ростовской области от 22.06.2006 года N 499-ЗС "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" исполнительно-распорядительным органам муниципальных образований (органам местного самоуправления) переданы на неограниченный срок государственные полномочия Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями указанной категории граждан. Закреплено право органов местного самоуправления распоряжаться финансовыми средствами, предоставленными для осуществления государственных полномочий, финансирование которых осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета. В соответствии с п. 8 Положения о порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, министерство строительства как главный распорядитель бюджетных средств в целях формирования областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период на основании утвержденных областной межведомственной комиссией общеобластного на трехлетний период и сводного списков осуществляет расчет объемов субвенций бюджетам муниципальных образований, перечисляет средства после заключения договоров на финансирование с администрациями муниципальных образований. Средства на приобретение жилья для Можухно Р.А. перечислены не были. Исходя из смысла ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от включения в список внеочередников, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий. По мнению прокурора, в результате ненадлежащего исполнения государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот в нарушение гарантированных федеральным законодательством мер социальной поддержки по обеспечению жильем органами исполнительной власти Можухно Р.А. с 2010 года не обеспечен жилым помещением в г. Гуково во внеочередном порядке по независящим от него обстоятельствам. Просил обязать администрацию города Гуково предоставить Можухно Р.А. вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, применительно к условиям населенного пункта отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не ниже установленных социальных норм за счет средств бюджета Ростовской области, выделяемых на эти цели.
Мажухно Р.А. поддержал требования прокурора.
Представитель Администрации г. Гуково иск прокурора г. Гуково не признал. Просил в удовлетворении его отказать.
Решением Гуковского городского суда Ростовской области от 14.02.2013 года исковые требования прокурора г. Гуково к Администрации г. Гуково были удовлетворены.
Администрация г. Гуково Ростовской области была обязана предоставить Можухно Р.А. благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в порядке, предусмотренном действующим законодательством, за счет средств бюджета Ростовской области.
Свое решение суд мотивировал положениями ст. 99 Жилищного кодекса РФ о том, что специализированные жилые помещения предоставляются по установленным ЖК РФ основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте, на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования; ст. 109.1 ЖК РФ о том, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся вез попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации; ч. 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", согласно которой детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений; что жилые помещения предоставляются таким лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия; по заявлению в письменной форме жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях; что по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (ч. 7 ст. 8)
Суд также в обоснование выводов своего решения сослался на ч. 8 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", согласно которой дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации; положения ч. 2 ст. 4 ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" о том, что действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (то есть до 1 января 2013года).
С таким решением не согласилась Администрация г. Гуково и обратилась в суд с апелляционной жалобой. Считает решение Гуковского городского суда Ростовской области от 14.02.2013 года незаконным, необоснованным, подлежащим отмене в связи с тем, что оно, по мнению апеллянта, является неисполнимым и нарушает права лиц, имеющих право на внеочередное обеспечение жильем.
В оспариваемом решении понятие внеочередного обеспечения жильем, по мнению апеллянта, подменено понятием незамедлительного обеспечения жильем. Во исполнение решения суда в такой редакции Администрация г. Гуково обязана предоставить Мажухно Р.А. жилье в сроки, указанные службой судебных приставов, для добровольного исполнения судебного акта практически незамедлительно.
Причиной непредоставления Мажухно Р.А. жилья явилось недостаточное финансирование из областного бюджета для приобретения жилья.
Министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области не было привлечено к участию в деле в качестве соответчика. При вступлении оспариваемого решения в законную силу, принудительное исполнение решения, по мнению апеллянта, невозможно, так как Администрация г. Гуково обязана предоставить жилье за счет областных средств, а распорядитель этих средств - министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области ответчиком по делу не является.
Согласно выписке из правового акта местного самоуправления о принятии на учет от 01.12.2010 года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН Мажухно Р.А. стоит в общей очереди на получение жилой площади по договору социального найма под НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН; в очереди, состоящей из льготной категории граждан, - под НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН.
Законодательством не предусмотрено наличие очереди из лиц, подлежащих обеспечению жильем во внеочередном порядке. Но из-за недостаточного финансирования из средств областного бюджета в целях упорядочивания процесса по обеспечению жильём и реализации принципа справедливости в Администрации г. Гуково составлен список лиц имеющих право на внеочередное обеспечение жильем с присвоением порядкового номера.
В отношении Мажухно Р.А. запущена процедура обеспечения его жилым помещением, соответствующая установленному нормативному порядку (постановлению Правительства Ростовской области от 25.06.2012 года N 539). Поэтому требования прокурора г. Гуково в интересах Мажухно Р.А., по мнению апеллянта, преждевременны.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 года N 1203 утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета субъектов РФ на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой, не имеющих закрепленного жилого помещения. Согласно этим Правилам размер субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта РФ определяется по специальной формуле, которая предусматривает, кроме других, такой показатель, как размер субсидий, предусмотренных в федеральном бюджете на текущий финансовый год.
Обжалуемое решение суда, считает апеллянт, подменяет утвержденный нормативно-административный порядок, который соответствует законам, имеющим высшую юридическую силу.
Просил решение Гуковского городского суда от 14.02.2013 года отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении иска прокурору г. Гуково отказать.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы, выслушав представителя Администрации г. Гуково Мельниченко Э.В., Можухно Р.А., прокурора Самохину Е.В., изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Согласно ст. 99 Жилищного кодекса РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования. Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Согласно ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся вез попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу ч. 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются таким лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия; по заявлению в письменной форме жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (ч. 7 ст. 8) Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (ч. 8 ст.8 Закона). Согласно ч. 2 ст. 4 ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (то есть до 1 января 2013года).
В судебном заседании установлено, что Можухно Р.А., ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот. Его родители умерли, когда он был несовершеннолетним; своего жилья не имели, по этой причине жилье за несовершеннолетним не закреплялось. До 18 лет Можухно Р.А. проживал в семье опекуна; по адресу проживания опекуна он зарегистрирован и проживает до настоящего времени.
Постановлением администрации города Гуково от 03.12.2009 года Можухно Р.А. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как лицо, относящееся к категории детей-сирот; включен в общеобластной список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в трехлетний период с 2013 г. по 2015 г. в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ в ранее действующей редакции.
Областным законом Ростовской области от 22.06.2006 года N 499-ЗС "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органам местного самоуправления переданы на неограниченный срок государственные полномочия Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями лиц названной категории (статья 1).
Согласно ст. 5 указанного Закона финансовое обеспечение государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета. Порядок расчета субвенций на финансовое обеспечение исполнения органами местного самоуправления государственных полномочий определяется областным законом, регулирующим межбюджетные отношения органов государственной власти Ростовской области и органов местного самоуправления. Общий объем субвенций, предоставляемых местным бюджетам для финансового обеспечения государственных полномочий, и их распределение по каждому муниципальному образованию устанавливаются областным законом об областном бюджете.
Порядок обеспечения жилыми помещениями граждан, указанных в статье 1 Областного закона Ростовской области от 22.06,2006 года N 499-ЗС, установлен постановлением Правительства Ростовской области от 25.06.2012 года N 539 "Об обеспечении жилыми помещениями и расходования субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством)". Согласно пунктам 3 и 4 указанного Постановления контроль за своевременной постановкой детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством), на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и обоснованностью включения кандидатов в общеобластные и сводный списки на обеспечение жилыми помещениями в очередном финансовом году возложен на министерство общего и профессионального образования Ростовской области; контроль за расходованием средств федерального бюджета и (или) областного бюджета в рамках утвержденного областной межведомственной комиссией по рассмотрению вопросов улучшения жилищных условий отдельных категорий граждан сводного списка и сбор отчетных документов, подтверждающих обеспечение жилыми помещениями граждан указанной категории, возложен на министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области.
Так как Можухно Р.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот, он имеет право на внеочередное обеспечение благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилищного фонда независимо от даты принятия его на учет и наличия других лиц, поставленных на учет ранее его.
В связи с тем, что до 1 января 2013 года, то есть до вступления в законную силу ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилое помещение Можухно Р.А. не предоставлено, на него распространяется действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда.
Поскольку в силу статей 5 и 8 Федерального закона Российской Федерации "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации, жилое помещение должно быть предоставлено истцу администрацией г. Гуково Ростовской области за счет средств областного бюджета, выделенных на эти цели.
Доводы апеллянта о том, что он является ненадлежащим ответчиком, поскольку обеспечение жильем детей-сирот производится за счет средств областного бюджета, и в случае принятия судом решения о возложении на орган местного самоуправления обязанности предоставить жилье такое решение будет неисполнимо без соответствующего финансирования, несостоятельны, поскольку действующее законодательство обязанность по предоставлению жилых помещений указанной категории граждан возлагает на органы местного самоуправления.
Все остальные доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции. Изложенные в апелляционной жалобе доводы основаны на неверном толковании норм права и направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, в связи с чем не могут служить основанием для отмены постановленного решения.
Судебная коллегия согласилась с решением Гуковского городского суда, так как судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда первой инстанции соответствуют изложенным в решении суда обстоятельствам дела, правильно применены нормы материального и процессуального права. Оснований для отмены или изменения решения в апелляционном порядке, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, не установлено.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Гуковского городского суда Ростовской области от 14 февраля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации г. Гуково Ростовской области - без удовлетворения.
Председательствующий
судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.