Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда
в составе:
председательствующего судьи Ткаченко Л.И.
судей Афанасьева О.В., Мартышенко С.Н.
с участием прокурора Самохиной Е.В.
при секретаре Слизкове А.А.
заслушав в судебном заседании по докладу судьи Ткаченко Л.И. гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации г. Ростова-на-Дону на решение Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 11 декабря 2012 года,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Ленинского района г. Ростова-на-Дону обратился в суд в интересах Пашутиной Е.Д. к Администрации г. Ростова-на-Дону, Правительству Ростовской области, Департаменту координации строительства и перспективного развития г. Ростова-на-Дону, третьи лица: Администрация Ленинского района г. Ростова-на-Дону, Министерство общего и профессионального образования Ростовской области, Министерство строительства архитектуры и территориального развития Ростовской области об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
В обоснование заявленных требований указал, что Пашутина Е.Д., ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА г.р., относится к лицам из категории детей-сирот в соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Распоряжением главы администрации Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА Пашутина Е.Д. принята на квартирный учет с включением в список внеочередного предоставления жилья, как сирота на основании п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ. Родители Пашутиной Е.Д., лишенные родительских прав, собственного жилья не имели, и жилье за несовершеннолетней Пашутиной Е.Д. согласно ч. 1 ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", не закреплялось.
По настоящее время Пашутина Е.Д. состоит в общеобластном списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и жилого помещения не имеет. По независящим от неё обстоятельствам Пашутина Е.Д. не обеспечена жилым помещением во внеочередном порядке, в связи с чем, нарушены её права.
На основании изложенного, прокурор Ленинского района г. Ростова-на-Дону просил обязать Правительство Ростовской области выделить денежные средства на приобретение жилого помещения для Пашутиной Е.Д.; обязать Администрацию г. Ростова-на-Дону предоставить по договору социального найма Пашутиной Е.Д. благоустроенное жилое помещение в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения по договору социального найма муниципального жилищного фонда.
В судебном заседании прокурор, истец поддержали исковые требования, просили удовлетворить.
Представители Администрации г. Ростова-на-Дону, Департамента координации и перспективного развития г. Ростова-на-Дону иск не признали, просили в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель Министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области возражала против удовлетворения исковых требований.
Представитель администрации Ленинского района г. Ростова-на-Дону полагала исковые требования подлежащими удовлетворению.
Дело рассмотрено в порядке статьи 167 ГПК РФ в отсутствии надлежащим образом извещенных представителя Правительства Ростовской области, представителя Министерства общего и профессионального развития Ростовской области.
Решением Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 11 декабря 2012 года суд обязал Администрацию г. Ростова-на-Дону предоставить Пашутиной Е.Д., ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, вне очереди за счет средств субвенций бюджета Ростовской области, выделяемых на эти цели Правительством Ростовской области, по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения.
Суд посчитал, поскольку Пашутина Е.Д. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет в собственности жилья, пригодного для проживания, ввиду чего имеет право на его внеочередное получение, но до настоящего времени им не была обеспечена, то требования прокурора о возложении на Администрацию города обязанности по предоставлению истцу благоустроенного жилого помещения являются правомерными.
При этом суд указал, что в соответствии с законом, обеспечение Пашутиной Е.Д. жилым помещением не связано с какими-либо обстоятельствами, кроме правового статуса лица и нуждаемости в улучшении жилищных условий.
С данным решением не согласилась Администрация г. Ростова-на-Дону. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных исковых требований прокурора отказать.
В обоснование жалобы апеллянт указывает, что согласно нормам бюджетного законодательства денежные средства на реализацию переданных государственных полномочий предусматриваются не в бюджете муниципального образования, а в областном бюджете. Однако поскольку денежные средства на реализацию государственных полномочий не были органом местного самоуправления до настоящего времени получены, а осуществление обязательств предусмотренных п. 9 Положения, а именно, предоставить Пашутиной Е.Д. жилое помещение, соответствующее социальной норме, либо направить средства на строительство или приобретение другого жилого помещения для дальнейшего предоставления истцу по договору социального найма, невозможно без получения таковых, Администрацией г. Ростова-на-Дону права Пашутиной Е.Д. не нарушены.
В материалах дела представлены возражения Прокурора Ленинского района г. Ростова-на-Дону на апелляционную жалобу, в которой выражено согласие с принятым судом решением и просьба об оставлении апелляционной жалобы без удовлетворения.
Проверив в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения, исходя из доводов, изложенных в жалобе, выслушав лиц, участвующих в деле, мнение прокурора Самохиной Е.В., полагавшей необходимым оставить настоящее решение без изменения, судебная коллегия соглашается с принятым судом решением.
Принимая решение, суд руководствовался положениями ст. ч. 1, 3 ст. 40 Конституции РФ, ст. 57 ЖК РФ, ст. 5, 8 ФЗ N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Областным законом от 22.06.2009 г. N499-ЗС "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Областным законом Ростовской области от 22.10.2004 г. N165-ЗС "О социальной поддержке детства в Ростовской области", и посчитал, что, поскольку Пашутина Е.Д. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет в собственности жилья, пригодного для проживания, ввиду чего имеет право на его внеочередное получение, но до настоящего времени им не была обеспечена, то требования прокурора о возложении на Администрацию города обязанности по предоставлению истцу благоустроенного жилого помещения являются правомерными.
При этом суд указал, что обеспечение Пашутиной Е.Д. жилым помещением не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия выделяемых денежных средств, свободного жилого фонда и других обстоятельств, а также от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди и возложил обязанность по предоставлению жилого помещения на администрацию г. Ростова-на-Дону в соответствии с Областным законом от 22.06.2009 г. N499-ЗС "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Выводы суда являются правильными, они соответствуют требованиям материального закона и подтверждены материалами дела.
Согласно п. 2 ст. 57 ЖК РФ (в редакции от 29 июня 2012 года, действовавшей на момент принятия судом решения) вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Жилищным кодексом Российской Федерации право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди, от наличия свободных жилых помещений муниципального жилищного фонда, отсутствия финансовых средств.
Доводы жалобы о том, что Администрацией г. Ростова-на-Дону не нарушены права Пашутиной Е.Д., поскольку согласно нормам бюджетного законодательства денежные средства на реализацию переданных государственных полномочий предусматриваются в областном, а не в муниципальном бюджете, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией.
В соответствии с ч. 3 ст. 57 ЖК РФ, гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в том числе имеющих право на внеочередное получение жилья) жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.
Согласно п.п. 1.1, 1.3, 1.4, 2.2. Положения о Департаменте строительства и перспективного развития города Ростова-на-Дону, являющегося приложением N 4 к решению Ростовской-на-Дону городской Думы "Об утверждении положений об отраслевых (функциональных) органах Администрации города Ростова-на-Дону", Департамент координации строительства и перспективного развития города Ростова-на-Дону является отраслевым органом Администрации города Ростова-на-Дону, осуществляющим функции по реализации полномочий, относящихся к компетенции Администрации города Ростова-на-Дону. Учредителем Департамента выступает Администрация города Ростова-на-Дону.
Таким образом, лицом, которое в силу действующего законодательства должно предоставить Пашутиной Е.Д. вне очереди жилое помещение по договору социального найма, является орган местного самоуправления - Администрация г. Ростова-на-Дону.
Как следует из материалов дела, в силу положений ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года (в ред. от 21.11.2011 г.) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ч. 2 ст. 57 ЖК РФ у Пашутиной Е.Д. право получения жилого помещения вне очереди возникло еще в 2009 году после окончания ГОУ НПО ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА однако до настоящего времени органами исполнительной власти вне очереди и не ниже установленных социальных норм, жильё ей не предоставлено.
Суд первой инстанции, разрешая заявленные требования, отразил в мотивировочной частим решения, что в соответствии с Областным законом от 22.06.2009 N 499-ЗС "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" Администрации города переданы государственные полномочия, а порядок обеспечения жилыми помещениями граждан, указанных в статье 1 Областного закона Ростовской области от 22.06.2006 N 499-ЗС, установлен постановлением Правительства Ростовской области от 25.06.2012 N 539 "Об обеспечении жилыми помещениями и расходования субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством)".
Проанализировав содержание указанных нормативных актов, суд пришел к правильному выводу, что обязанность по предоставлению жилого помещения Пашутиной Е.Д. должна быть возложена на муниципальное образование за счет средств, выделенных из бюджета области, а именно в соответствии с Областным законом от 22.06.2006 N 499-ЗС "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Кроме того, в соответствии со ст.72 п. "к" и "ж" ч. 1, и ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции РФ вопросы социальной защиты и жилищного законодательства находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В связи с этим условия и порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, установленные федеральным жилищным законодательством и иными федеральными нормативными правовыми актами, содержащими нормы жилищного права, не могут быть ограничены законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Следовательно, ссылка апеллянта на то, что обязательства по предоставлению Пашутиной Е.Д. благоустроенного жилого помещения не могут быть выполнены, поскольку денежные средства на реализацию государственных полномочий не были органом местного самоуправления до настоящего времени получены из областного бюджета, не может служить основанием ограничения условий реализации прав указанной категории граждан на внеочередное получение жилых помещений по договору социального найма.
Посчитав требования Прокурора Ленинского района обоснованными, суд пришел к выводу о необходимости возложения на Администрацию города обязанности предоставления по договору социального найма благоустроенного жилого помещения в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения. Судебная коллегия находит данный вывод правильным. Согласно ч. 1 ст. 6 Областного закона Ростовской области от 07.10.2005 года N 363 "Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области, минимальный размер жилой площади жилого помещения, исходя из которого органом местного самоуправления определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, составляет от 25 до 33 квадратных метров общей площади жилого помещения для одиноко проживающих граждан.
По мнению судебной коллегии, разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил правильное по существу решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Выводы суда, связанные с оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, подробно мотивированы. Доводы апелляционной жалобы направлены на иную оценку доводов и выводов суда, оснований для которой судебная коллегия не усматривает.
Исходя из изложенного и руководствуясь ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 11 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации г. Ростова-на-Дону - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.