Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе:
председательствующего Филиппова А.Е.
судей: Пановой Л.А. Мартышенко С.Н.
с участием прокурора Ищенко Г.К.
при секретаре Чубарян Е.А.
заслушав в судебном заседании по докладу судьи Пановой Л.А. дело по апелляционной жалобе Администрации Сальского района Ростовской области на решение Сальского городского суда Ростовской области от 26 февраля 2013 года,
УСТАНОВИЛА:
Сальский городской прокурор обратился в суд в интересах Бобрышевой И.С. с иском к Администрации Сальского района, 3-и лица: Министерство общего и профессионального образования Ростовской области, Областная межведомственная комиссия по рассмотрению вопросов улучшения жилищных условий отдельных категорий граждан, Министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области, Администрация Новоегорлыкского сельского поселения, об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма вне очереди.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Сальской городской прокуратурой проведена проверка, в ходе которой установлено, что Бобрышева И.С., ДАТА года рождения, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением Главы Администрации Сальского района Ростовской области от 31.01.2007 года НОМЕР над ОБЕЗЛИЧЕНО Бобрышевой И.С. установлено попечительство, и пунктом 4 за ней закреплено право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: АДРЕС . Впоследствии постановлением Администрации Сальского района Ростовской области от 08.11.2011 года НОМЕР пункт 4 постановления Главы Администрации Сальского района Ростовской области от 31.01.2007 года НОМЕР отменен.
Постановлением Администрации Новоегорлыкского сельского поселения Ростовской области от 15.11.2011 года НОМЕР Бобрышева И.С. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и включена в список отдельных категорий граждан.
Ссылаясь на положения ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" прокурор, с учетом уточненных исковых требований, просил суд обязать Администрацию Сальского района Ростовской области предоставить Бобрышевой И.С. благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений общей площадью на менее нормы предоставления.
Решением Сальского городского суда Ростовской области от 26 февраля 2013 года исковые требования прокурора в интересах Бобрышевой И.С. удовлетворены.
Суд обязал Администрацию Сальского района Ростовской области предоставить Бобрышевой И.С. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений общей площадью, не менее нормы предоставления.
Не согласившись с решением суда, Администрация Сальского района Ростовской области в лице представителя по доверенности Ермоленко Э.В. подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда как незаконное, необоснованное, постановленное с неправильным применением норм материального права.
Апеллянт ссылается на то, что специализированный жилищный фонд для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не создан, указывает, что постановление Правительства Ростовской области от 25.06.2012 г. "Об обеспечении жилыми помещениями и расходования субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством)" на которое сослался суд в решении, на момент принятия решения регламентировало прежний ранее существовавший порядок предоставления жилья для лиц данной категории, в него не были внесены изменения, и не содержалось норм, регулирующих порядок предоставления жилья из специализированного фонда.
Апеллянт указывает, что на момент вынесения решения суда Федеральным законом от 29.02.2012 г. N 15-ФЗ из жилищного кодекса РФ исключены нормы о внеочередном предоставлении жилья лицам данной категории.
Представитель Администрации Сальского района Ростовской области указывает, что Бобрышева И.С. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, состоит в общеобластном списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в трехлетний период с 2013 года по 2015 год, и будет обеспечена жильем в порядке очереди по мере поступления денежных средств на указанные нужды.
Апеллянт считает, что предоставление Бобрышевой И.С. жилья вне очереди преимущественно перед иными лицами данной категории, состоящими в общеобластном списке и поставленными на учет в более ранний период, нарушит права других лиц данной категории. Кроме того, по мнению апеллянта, отсутствие на данном этапе специализированного жилищного фонда для лиц данной категории и нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок создания такого фонда и предоставления жилых помещений из него, делает решение суда неисполнимым.
По мнению апеллянта, с учетом указанных обстоятельств, на Администрацию Сальского района незаконно возложена обязанность по предоставлению Бобрышевой И.С. жилого помещения.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Администрации Сальского района Ростовской области, заключение прокурора, полагавшего решение суда оставить без изменения, считая возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции, о чем свидетельствуют почтовые уведомления о вручении судебных извещений, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Бобрышева И.С., ДАТА года рождения, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей. Отец, Б.С.В. - решением Сальского городского суда от ДАТА лишен родительских прав в отношении Бобрышевой И.С., мать, Б.Л.П. - решением Волховского районного суда Орловской области от ДАТА лишена родительских прав в отношении ОБЕЗЛИЧЕНО дочери Бобрышевой И.С.
В соответствии с Постановлением Администрации Новоегорлыкского сельского поселения от 15.11.2011 НОМЕР Бобрышева И.С., имеющая статус оставшейся без попечения родителей, принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Согласно справке от 14.10.2011 НОМЕР Бобрышева И.С. обучалась в техникуме ОБЕЗЛИЧЕНО с 01.09.2009 по 30.06.2012.
В настоящее время Бобрышева И.С. зарегистрирована по адресу: АДРЕС , и согласно актам проверки жилищных условий нуждается в улучшении жилищных условий, подлежит обеспечению жильем за счет средств областного бюджета.
Право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма у Бобрышевой И.С. в соответствии с положениями статьи 8 ФЗ от 21.12.1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" возникло после окончания ею образовательного учреждения, однако на момент рассмотрения дела Бобрышева И.С. жилым помещением так и не обеспечена.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к выводу о необходимости восстановления нарушенных прав истца и принял обжалуемое решение, которым обязал администрацию Сальского района Ростовской области предоставить Бобрышевой И.С. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений общей площадью, не менее нормы предоставления.
Судебная коллегия соглашается с принятым судом решением, полагает его законным и обоснованным.
Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации).
Вопросы, связанные с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулируются Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Федеральным законом от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" принята новая редакция статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в соответствии с которой детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Таким образом, новая редакция указанной нормы, введенная в действие с 1 января 2013 года, предполагает обеспечение указанной категории лиц жильем по договорам найма специализированного жилого помещения.
Положения п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ c 1 января 2013 года утратили силу.
Поскольку введенный Федеральным законом N 15-ФЗ новый порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется на лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не реализовали право на обеспечение жилыми помещениями до 1 января 2013 года независимо от их возраста (пункт 2 статьи 4 Федерального закона N 15-ФЗ), при вынесении обжалованного решения суд первой инстанции правильно применил к спорным правоотношениям новую редакцию ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ независимо от времени поступления иска и момента возникновения спорных правоотношений.
Вступившая с 1 января 2013 года в силу ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предусматривает, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
К законодательству Российской Федерации относится в данном случае статья 8 Федерального закона от 21.12.1996г. N 159-ФЗ (в редакции ФЗ от 29.02.2012г. N15-ФЗ) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в соответствии с которой жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Поскольку государство приняло на себя обязательство в отношении указанной категории лиц, установленные Федеральным законом обязательства не исполнило, имеет место нарушение прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку их право на получение жилья не реализовано. Нахождение в списках нуждающихся, выделение субвенций на приобретение жилья, заключение муниципальным образованием договора на строительство жилья для указанной категории лиц, с последующим предоставлением жилья после ввода объекта в эксплуатацию, нельзя расценивать как отсутствие нарушения прав указанной категории лиц, поскольку их право на обеспечение жилыми помещениями, как на момент достижения возраста 18 лет, так и на момент обращения в суд, не реализовано, жилье не получено.
На территории Ростовской области вопрос, связанный с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) регулируется Областным законом Ростовской области от 22.06.2006 N 499-ЗС (ред. от 03.12.2012) "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В силу статьи 1 указанного Закона исполнительно-распорядительным органам муниципальных районов и городских округов в Ростовской области передаются на неограниченный срок государственные полномочия Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Порядок обеспечения жилыми помещениями граждан, указанных в статье 1 настоящего Областного закона, устанавливается областным законом и нормативным правовым актом Правительства Ростовской области (ст. 2 указанного Закона).
Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд обоснованно пришел к выводу о возложении на Администрацию Сальского района Ростовской области обязанности по восстановлению нарушенных прав истца по получению жилого помещения.
Доводы апеллянта об отсутствии централизованного финансирования для целей обеспечения истца жилым помещением правильных выводов суда первой инстанции не опровергают, поскольку предоставление специализированных жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от включения в список внеочередников, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий. Положения перечисленных норм не содержат указания и на срок предоставления данной категории граждан специализированных жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения, что предполагает возможность осуществления такого права незамедлительно после его возникновения.
На основании изложенного доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными и отклоняются судебной коллегией, поскольку правильности выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут служить основанием для отмены или изменения постановленного по делу решения.
Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам по правилам ст. 67 ГПК РФ. Выводы суда первой инстанции не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу установлены правильно, нормы материального права применены верно. Оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сальского городского суда Ростовской области от 26 февраля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Сальского района Ростовской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.