Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе:
председательствующего Монмарь Д.В.,
судей Берестова В.П., Немирова А.В.,
при секретаре Мушкетовой И.П.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Берестова В.П. дело по апелляционной жалобе Б.А.Е. на решение Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону от 18 февраля 2013 года,
УСТАНОВИЛА:
Б.А.Е. обратился в суд с иском к Администрации Октябрьского района г. Ростова-на-Дону об отмене распоряжения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и устранении допущенных нарушений его прав и свобод путем восстановления в списке очередности военнослужащих, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по избранному месту жительства.
В обоснование исковых требований Б.А.Е. указал, что он с июня 1992 года состоял на учете нуждающихся в получении жилой площади по избранному месту жительства в г. Ростове-на-Дону с составом семьи 4 человека.
В 2012 году его супруга приобрела жилой дом в Ростовской области, за 140 км от г. Ростова-на-Дону, который не имеет удобств и печного отопления. В связи, с чем истец был снят ответчиком с учета как нуждающийся в получении жилого помещения.
С данным решением в виде Распоряжения Главы Администрации Октябрьского района г. Ростова-на-Дону от 10.10.2012г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН он не согласен, поскольку состоял на учете с 1992 года, с указанного времени жильем ответчиком не обеспечен. Избранным местом жительства является г. Ростов-на-Дону, а жилой дом приобретен в Ростовской области, без финансового участия государства. Для постоянного проживания дом не пригоден, приобретался с целью отдыха в летний период времени.
Истец просил суд отменить Распоряжение Главы Администрации Октябрьского района г. Ростова-на-Дону от 10.10.2012г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, восстановить его в учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, восстановить в списках уволенных с военной службы с датой постановки на очередь в июне 1992 г., взыскать в его пользу с ответчика судебные расходы.
В судебном заседании истец Б.А.Е. исковые требования поддержал и просил их удовлетворить.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения заявленных требований.
Решением Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону от 18 февраля 2013 года суд отказал Б.А.Е. в удовлетворении исковых требований.
Б.А.Е. подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить.
Б.А.Е. считает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, поскольку он до настоящего времени жильем не обеспечен, ответчиком нарушено его право на жилье, не исполнены требования закона о предоставлении жилого помещения.
Б.А.Е. полагает, что судом сделан неверный вывод о реализации им права на жилое помещение, поскольку приобретен был летний дом, а не жилое помещение для постоянного проживания.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав истца и представителя ответчика, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснено в п.п. 2, 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Принятое по делу решение суда не отвечает приведенным требованиям
ст. 195 ГПК РФ.
Как следует из материалов дела решением Администрации Октябрьского района г. Ростова-на-Дону в июне 1992 года Б.А.Е. составом семьи из 4 человек был принят на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющих право на льготу как офицер, уволенный в запас.
Судом установлено, что на основании договора купли-продажи от 27.07.2012г. супругой истца в собственность приобретен земельный участок площадью 1000 кв.м и жилой дом площадью 51,7 кв.м, в том числе жилой - 31,3 кв.м. Право собственности на указанный земельный участок и жилой дом зарегистрировано за Б.Т.И., супругой истца, в установленном порядке.
Установив данное обстоятельство, суд пришел к выводу о том, что истцом реализовано право на получение жилья после увольнения со службы, в связи с наличием в собственности его супруги жилого дома, поэтому правовых оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда первой инстанции.
Конституция Российской Федерации, предусматривает, что каждый имеет право на жилище (часть 1); малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Тем самым определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также порядка и условий обеспечения их жильем отнесено к компетенции законодателя, который с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, обладает достаточно широкой дискрецией при установлении в этих целях как нормы предоставления, так и учетной нормы площади жилого помещения (статья 40).
Таким образом, нуждающимися в жилых помещениях признаются, в том числе граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, а также закрепляющие норму предоставления площади жилого помещения в рамках положений Федерального закона "О статусе военнослужащих" - 18 квадратных метров.
Согласно п. 1 ст. 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека.
В соответствии с п. 1 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Изложенное указывает на то, что при реализации жилищных прав военнослужащих, помимо Федерального закона "О статусе военнослужащих", подлежат учету и другие нормы действующего законодательства.
В частности, основания и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма, а также снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма, предусмотрены главой 7 и ст. 56 ЖК РФ. Аналогичное положение, на основании которого граждане снимались с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, было закреплено в ст. 32 ЖК РСФСР, действовавшего на момент признания Б.А.Е. нуждающимся в получении жилья.
Согласно ст. 5 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" к жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.
В силу ч. 2 ст. 6 указанного Федерального закона граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным п.п. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, а также в случаях утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
По смыслу ч. 2 ст. 6 Федерального закона "О введении в действие ЖК РФ" гражданам, принятым на учет до 01 марта 2005 года, гарантировано сохранение права состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма и предусмотрена возможность снятия их с учета (помимо оснований, указанных в п.п. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ) только при таких обстоятельствах, которые повлекли бы такое снятие по законодательству, действовавшему до введения в действие Жилищного кодекса РФ.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Одним из таких оснований по смыслу п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ является наличие у граждан по установленным нормам жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма либо находящихся в их собственности.
В пп. "г" п. 26 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998г. N 1054 "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства" закреплено положение о снятии военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета в случае решения их жилищной проблемы.
Согласно ст.ст. 28, 29 ЖК РСФСР, действовавшего в период возникновения спорных правоотношений, граждане признавались нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным законодательством Союза ССР, настоящим кодексом и другим законодательством РСФСР.
В соответствии со ст. 21 Федерального закона "О статусе военнослужащих" обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 г. были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
При этом ст. 15.1 указанного Федерального закона установлено, что норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека.
В силу положений ст. 3 Федерального закона от 08.12.2010г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан", главы 4 Федерального закона от 06.10.2003г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", Областного закона Ростовской области от 10.05.2011г. N 586-ЗС "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями некоторых категорий граждан обязанность по обеспечению жилыми помещениями военнослужащих, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, и совместно проживающих с ними членов их семей, и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, возложена на органы государственной власти Ростовской области.
Исходя из вышеуказанных правовых норм, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции о том, что приобретенное супругой истца жилье общей площадью 51,7 кв.м. соответствует уровню обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения, превышает минимальный размер учетной нормы площади жилого помещения, поскольку действующим законодательством, обеспеченность истца общей площадью жилого помещения должна составлять 18 кв.м. на человека, на семью из 4-х человек соответственно 72 кв.м.
Таким образом, Б.А.Е., как принятый на учет нуждающихся в жилых помещениях до 01 марта 2005 года, сохраняет право состоять на соответствующем учете, как не утративший оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали ему право на получение жилого помещения по договору социального найма.
В связи с изложенным и применительно к п.п. 1 и 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ решение суда подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об удовлетворении исковых требований об отмене Распоряжения Администрации Октябрьского района г. Ростова-на-Дону от 10.10.2012г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН и восстановлении истца в качестве нуждающегося в жилых помещениях в списке граждан, уволенных с военной службы.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону от 18 февраля 2013 года отменить, принять новое решение, которым Распоряжение Администрации Октябрьского района г. Ростова-на-Дону от 10.10.2012г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН "О снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и исключении из списка граждан, уволенных с военной службы гр. Б.А.Е." отменить, восстановить Б.А.Е. в качестве нуждающегося в жилых помещениях в списке граждан, уволенных с военной службы.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.