Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда
в составе:
председательствующего судьи Шинкиной М.В.
судей: Немирова А.В., Сеник Ж.Ю.
при секретаре Мушкетовой И.П.
рассмотрев в судебном заседании по докладу судьи Немирова А.В. дело по апелляционным жалобам военного комиссариата Ростовской области, Сапожникова О.П. на решение Октябрьского районного суда г.Ростова-на-Дону от 26 февраля 2013 года,
УСТАНОВИЛА:
Сапожников О.П. обратился в суд с иском к военному комиссариату Ростовской области о взыскании денежной компенсации за наем жилья. Указал, что был уволен с военной службы досрочно, имел календарную выслугу лет свыше 29 лет, на момент исключения из списков личного состава не был обеспечен жильем, хотя имел на это право, т.к. состоит в списках очередников на получение жилого помещения. До увольнения с военной службы истцу выплачивалась компенсация за наем жилья. После исключения из списков личного состава истцу прекратили выплату указанной денежной компенсации за наем жилого помещения.
Истец обратился в военный комиссариат РО с заявлением о выплате ему денежной компенсации за наем жилья за прошлое время, однако в возмещении таких расходов на наем жилья истцу было отказано.
Истец просил суд взыскать компенсацию за наем жилья за период с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА в сумме 78677,42 рубля.
Ответчик возражал против иска.
Решением Октябрьского районного суда г.Ростова-на-Дону от 26 февраля 2013 года иск был удовлетворен частично. Суд взыскал в пользу Сапожникова О.П. компенсацию за наем жилья за период с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА в сумме 54797 рублей 42 коп., расходы по оплате госпошлины 1844 руб., расходы по оформлению доверенности 650 руб., оплату услуг представителя 10000, а всего 67291 руб. 42 коп. В иной части в иске было отказано.
В апелляционной жалобе военный комиссариат Ростовской области просил решение суда отменить и принять новое решение об отказе в иске полностью. По мнению ответчика, необоснованным является вывод суда о том, что истец, как военнослужащий, уволенный с военной службы, вставший на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и не обеспеченный таким жильем, имеет право на компенсацию за наем жилья до его предоставления, независимо от места постановки на квартирный учет. Ответчик ссылался на п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", согласно которому денежная компенсация будет выплачиваться гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей, вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года в муниципальных образованиях. Суд не учел доводов военкомата о том, что, что на основании п. 13 Постановления Правительства РФ от 06.09.1998г.N 1054 "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства" военнослужащие подают рапорт по команде в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями с просьбой ходатайствовать перед органами местного самоуправления избранного ими постоянного места жительства о постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий. Истец же такой рапорт не подавал, не встал на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в муниципальном образовании по избранному месту жительства. Денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений выплачивается гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы и вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005 г. в уполномоченных органами исполнительной власти субъектов РФ организациях, тогда как истец, по мнению ответчика, к данной категории граждан не относится.
В апелляционной жалобе Сапожников О.П. выражал несогласие с выводом суда о частичном удовлетворении заявленных требований. Полагал, что имеет право на компенсацию за наем жилья вплоть до его фактического заселения в предоставленное жилое помещение, а не до заключения договора найма. Просил решение в части отказа в иске отменить и удовлетворить его иск в полном объеме.
Рассмотрев материалы дела в пределах доводов жалоб, выслушав стороны, судебная коллегия не находит оснований в отмене судебного решения.
Принимая решение, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с п. 14 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" при невозможности обеспечить жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005г. в муниципальных образованиях, ежемесячно выплачивать им денежную компенсацию за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются Правительством РФ.
При рассмотрении дела судом установлено, что истец являлся военнослужащим, проходил службу в Вооруженных Силах РФ. С ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА истец уволен с военной службы, имел календарную выслугу более 29 лет.
На момент увольнения из Вооруженных Сил РФ истец не был обеспечен жилым помещением, состоял в списках лиц, нуждающихся в получении жилого помещения.
ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА между истцом и ФГУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения МО РФ" был заключен договор найма жилого помещения НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, из которого усматривается, что наймодатель передает нанимателю жилое помещение в бессрочное пользование.
На основании установленных обстоятельств суд пришел к выводу, о том, что истец, как военнослужащий, уволенный с военной службы, вставший на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и не обеспеченный таким жильем, имеет право на компенсацию за наем жилья вплоть до предоставления жилого помещения независимо от места постановки на квартирный учет.
Суд также руководствовался п. 2 постановления Правительства РФ N 909 от 31.12.2004г. и п. п. 2, 4 Инструкции "О мерах по реализации в вооруженных силах РФ постановления Правительства РФ N 909 от 31.12.2004г.". Суд счел доказанным факт коммерческого найма истцом и его семьей жилого помещения и признал право истца на денежную компенсацию за период с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА В удовлетворении требований истца о взыскании платы за наем с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА суд оказал.
По мнению судебной коллегии, судом первой инстанции правильно определены и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, верно истолкованы и применены нормы материального права. В апелляционной жалобе военного комиссариата по сути содержатся доводы, приводимые ответчиком в качестве возражений против иска, которые основаны на неверном толковании правовых норм, регулирующих права военнослужащих и бывших военнослужащих, уволенных по установленным законом основаниям и имеющих право на обеспечение жильем с учетом равенства статуса субъектов одних и тех же правоотношений.
В соответствии с абз. 2 п. 14 ст. 15 Закона "О статусе военнослужащих" при невозможности обеспечить жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей ежемесячно выплачивать им денежную компенсацию за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 4 Постановления Правительства РФ "О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей" от 31 декабря 2004 года N 909 установлено, что выплата денежной компенсации гражданам, уволенным с военной службы и вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, и членам их семей, а также членам семей граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года и погибших (умерших) после увольнения с военной службы, осуществляется соответствующими органами Министерства обороны РФ или иного федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, в которых эти граждане состоят на учете в части их пенсионного обеспечения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" обеспечение жилым помещением граждан, уволенных с военной службы после 1 января 2005 года, осуществляется за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти.
Определенная ст. 15 Закона дата постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года в муниципальных образованиях (органах местного самоуправления) связана с изменением формы обеспечения жильем.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 5 апреля 2007 г. N 5-П установлено, что положения пунктов 2 и 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (в редакции пункта 8 статьи 100 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ), вводящие для граждан, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и уволенных с военной службы до 1 января 2005 года, не имеющие конституционного обоснования и обусловленные только датой увольнения с военной службы ограничения в формах обеспечения жильем по сравнению с гражданами, уволенными или подлежащими увольнению с военной службы после 1 января 2005 года, нарушают закрепленное статьей 40 Конституции Российской Федерации право на жилище и противоречат ее статье 19 (часть 2).
Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 03.02.2010 N 3-П содержащаяся в абзаце втором пункта 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" норма не препятствует признанию за гражданами, вставшими на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года и уволенными или подлежащими увольнению с военной службы после этой даты, права на получение ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений на равных условиях с гражданами, относящимися к той же категории, но уволенными с военной службы до 1 января 2005 года.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 909 установлен предельный размер ежемесячной денежной компенсации за наем жилых помещений, а также условия и размеры его повышения.
Согласно п. 4 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 909, денежная компенсация выплачивается гражданам, уволенным с военной службы и вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г. в уполномоченных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации организациях, - до фактического предоставления субсидий по государственным жилищным сертификатам.
Решением Верховного Суда РФ от 5 сентября 2008 г. N ВКПИ08-53, оставленным без изменения Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 11 ноября 2008 г. N КАС08-566, пункт 4 настоящего Положения признан не действующим в той мере, в какой на его основании предусмотрена возможность получения денежной компенсации за наем (поднаем) жилья только гражданами, вставшими на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и уволенными с военной службы до 1 января 2005 г., которые претендуют на получение субсидий по государственным жилищным сертификатам.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 27.02.2012 N 3-П абзац второй пункта 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 2), 40 и 55 (часть 3), в той мере, в какой содержащаяся в нем норма, связывая право граждан, уволенных с военной службы и не обеспеченных жилыми помещениями, на получение ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений с датой их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, лишает тем самым граждан, поступивших на военную службу до 1 января 2005 года и принятых на соответствующий учет после этой даты, возможности получения данной меры социальной поддержки на равных условиях с относящимися к той же категории гражданами, которые были приняты на учет до 1 января 2005 года.
Согласно позиции Конституционного Суда РФ, мера социальной поддержки граждан, уволенных с военной службы и не обеспеченных жилыми помещениями, в виде ежемесячной выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, имеет своим предназначением возмещение расходов, которые они вынуждены нести в связи с необходимостью арендовать ( нанимать) жилье в период до выполнения государством взятого на себя обязательства.
С учетом вышеизложенных положений нормативных актов и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации право военнослужащих на получение компенсации за наем (поднаем) жилых помещений связано с их правом на обеспечение жилым помещением и невозможностью обеспечить их жилым помещением, и такая компенсация выплачивается до обеспечения указанного лица жилым помещением. В связи с этим суд пришел в правильному выводу о том, что отсутствуют основания для отказа истцу в выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения до фактического обеспечения жилым помещением как лицу, признанному в установленном законом порядке нуждающимся в жилом помещении и уволенному без предоставления такого жилого помещения с сохранением обязанности государства обеспечить его жилым помещением по последнему месту военной службы.
При этом право истца на получение ежемесячной денежной компенсации не может быть связано с датой принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также с тем, поставлен ли истец на учет по последнему месту службы или в уполномоченном органе исполнительной власти субъекта РФ. В противном случае будет иметь место неравное положение истца с иными лицами, относящимися к той же категории, что недопустимо в силу ч. 2 статьи 19 и ч. 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации.
В связи с изложенным доводы ответчика о том, что истец на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в организациях, уполномоченных органами исполнительной власти субъектов РФ, либо в муниципальном образовании, не состоит, не могут являться основанием к отказу в выплате спорной компенсации.
Являются несостоятельными и доводы жалобы Сапожникова О.П.
Как усматривается из материалов дела, ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА истцом был подписан договор найма жилого помещения без каких-либо оговорок, что свидетельствует о фактическом предоставлении ему жилья. По смыслу п.14 ст.15 ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие имею право на компенсацию за наем жилья вплоть до его предоставления.
Остальные доводы апелляционных жалоб также не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку надлежащими и достаточными доказательствами не подтверждены, направлены на иную оценку исследованных судом обстоятельств дела.
Суд с достаточной полнотой установил фактические обстоятельства дела и на основании подлежащих применению в данном случае норм права, представленных и исследованных доказательств, их надлежащей оценки, пришел к обоснованным выводам, изложенным в решении.
Нарушений судом норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановленного решения, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г.Ростова-на-Дону от 26 февраля 2013 года оставить без изменения, апелляционные жалобы военного комиссариата Ростовской области, Сапожникова О.П. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.