Судебная коллегия по гражданским делам
Ростовского областного суда
в составе: председательствующего судьи Корниловой Т.Г.,
судей: Хаянян Т.А., Вялых О.Г.,
с участием прокурора: Ищенко Г.К.
при секретаре: Чубарян Е.А.
заслушав в открытом судебном заседании в помещении Ростовского областного суда по докладу судьи Корниловой Т.Г. дело по апелляционной жалобе Министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области на решение Азовского городского суда Ростовской области от 26 февраля 2013 года,
УСТАНОВИЛА:
Азовский межрайонный прокурор в интересах Безруковой М.С. обратился в суд с иском к Правительству Ростовской области, администрации г. Азова об обязании обеспечить Безрукову М.С. жилым помещением.
В обоснование иска прокурор
указал, что Безрукова М.С., 29 января 1988 года рождения, относится к лицам из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Родители Безруковой М.С. собственного жилья не имели, иное жилье за ней в установленном законом порядке не закреплялось. С 20 января 2011 года Безрукова М.С. состоит в общеобластном списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однако по независящим от неё обстоятельствам органами исполнительной власти не обеспечена жилым помещением во внеочередном порядке по настоящее время.
С учетом уточненных требований прокурор просил обязать администрацию г. Азова предоставить Безруковой М.С. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений и обязать Правительство Ростовской области выделить денежные средства на приобретение Безруковой М.С. жилого помещения специализированного жилищного фонда.
Решением Азовского городского суда Ростовской области от 26 февраля 2013 года исковые требования удовлетворены частично. На администрацию г. Азова возложена обязанность предоставить Безруковой М.С. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
В удовлетворения исковых требований об обязании Правительства Ростовской области выделить денежные средства на приобретение для Безруковой М.С. жилого помещения специализированного жилого фонда отказано.
Не согласившись с постановленным решением администрацией г.Азова подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда по следующим основаниям.
Апеллянт ссылается на то, что суд должен был принять во внимание порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установленный Постановлением Правительства Ростовской области от 25 июня 2012 года N539 "Об обеспечении жилыми помещениями и расходования субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством)", согласно которому обеспечение жильем указанных лиц производится за счет средств федерального и (или) областного бюджета.
Апеллянт указывает, что в настоящее время Безрукова М.С. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и включена в общеобластной список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением в трехлетний период с 2013 года по 2015 годы, в связи с чем она не лишена права быть обеспеченной жилым помещением в соответствии с законодательством РФ.
По мнению апеллянта, суд не учел, что исполнение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, возложенных на органы местного самоуправления, согласно ст. 5 Областного закона Ростовской области от 22.06.2006г. N499-ЗС "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", осуществляются за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета.
Как указано в жалобе, суд нарушил требования ч.3 ст. 136 Бюджетного кодекса РФ, поскольку на основании указанной нормы муниципальное образование администрация г. Азова не имеет права устанавливать и исполнять указанные расходные обязательства.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав представителя администрации г.Азова Полуэктову С.В., Безрукову М.С., прокурора, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
При вынесении решения, суд руководствовался положениями ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ, ст.ст.1, 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ч.2 ст. 4 ФЗ от 29.02.2012г. N15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ст. 85 Бюджетного кодекса РФ, ст. 5 Закона Ростовской области от 22.06.2006г. N499-ЗС "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", и исходил из того, что поскольку Безрукова М.С. была признана нуждающейся в жилом помещении ещё в 2010 году, однако на момента подачи иска благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда ей предоставлено не было, исковые требования прокурора в части понуждения администрации г. Азова предоставить Безруковой М.С. жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений подлежат удовлетворению.
Судебная коллегия полагает возможным согласиться с такими выводами суда.
Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации).
Вопросы, связанные с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулируются Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Абзацем вторым п. 1 ст. 8 указанного Закона, в редакции действовавшей до 1 января 2013 года, было предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
П. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, (действовавшего также до 1 января 2013 года), предусматривалось, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы.
Федеральным законом от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" принята новая редакция статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в соответствии с которой детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Таким образом, новая редакция указанной нормы, введенная в действие с 1 января 2013 года, предполагает обеспечение указанной категории лиц жильем по договорам найма специализированного жилого помещения.
Положения п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ c 1 января 2013 года утратили силу.
Вступившая с 1 января 2013 года в законную силу ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предусматривает, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
К законодательству Российской Федерации относится в данном случае статья 8 Федерального закона от 21.12.1996г. N 159-ФЗ (в редакции ФЗ от 29.02.2012г. N15-ФЗ) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в соответствии с которой жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
На территории Ростовской области вопрос, связанный с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) регулируется Областным законом Ростовской области от 22.06.2006 N 499-ЗС (ред. от 03.12.2012) "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В силу статьи 1 указанного Закона исполнительно-распорядительным органам муниципальных районов и городских округов в Ростовской области передаются на неограниченный срок государственные полномочия Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Порядок обеспечения жилыми помещениями граждан, указанных в статье 1 настоящего Областного закона, устанавливается областным законом и нормативным правовым актом Правительства Ростовской области (ст. 2 указанного Закона).
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Безрукова М.С. постановлением администрации г. Азова N2019 от 23 ноября 2010 года признана лицом, оставшимся без попечения родителей, и в соответствии с положениями Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей в указанный период) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", поставлена в 2010 году в льготную очередь на получение квартиры в качестве лица, подлежащего обеспечению жилым помещением за счет средств областного бюджета.
Согласно имеющимся в деле доказательствам какого-либо жилья на территории Ростовской области Безрукова М.С. не имеет.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, а также то, что на момент рассмотрения дела Безрукова М.С. жилым помещением не обеспечена, суд пришел к обоснованному выводу о возложении на администрацию г. Азова обязанности по восстановлению нарушенных прав истца по получению жилого помещения.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Азовского межрайонного прокурора в части возложения обязанности на Правительство Ростовской области выделить денежные средства на приобретение для Безруковой М.С. жилого помещения специализированного жилого фонда, суд исходил из того, что действующий порядок финансового обеспечения государственных полномочий, переданных Ростовской области, является нормативно установленным и решение суда не должно его подменять. При этом обязанность по обеспечению истца жилым помещением вне очереди за счет средств бюджета субъекта РФ суд правильно возложил на орган исполнительной власти по месту регистрации истца в качестве нуждающегося в жилье - администрацию г. Азова.
Довод апелляционной жалобы о том, что обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства родителей, производится за счет средств федерального и (или) областного бюджета, направлен на неправильное толкование норм материального права. Порядок и сроки расходования субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством) установлены Постановлением Правительства Ростовской области от 25.06.2012 N539 "Об обеспечении жилыми помещениями и расходовании субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством)" (вместе с Положениями).
Ссылка апеллянта на то, что Безрукова М.С. не лишена права быть обеспеченной жилым помещением в соответствии с законодательством РФ, поскольку она поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и включена в общеобластной список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением в трехлетний период с 2013 года по 2015 годы, является несостоятельной. При рассмотрении данного спора правовое значение имеет то обстоятельство, что на момент обращения в суд право на обеспечение Безруковой М.С. жилым помещением как на момент достижения возраста 18 лет, так и на момент обращения в суд, реализовано не было.
Довод жалобы о том, что суд нарушил требования ч.3 ст. 136 Бюджетного кодекса РФ, основан на ошибочном понимании апеллянтом правоотношений сторон и неправильном толковании по своему усмотрению норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
В целом указанным доводам судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка и мотивированные выводы, которые судебная коллегия признает обоснованными, подробно изложены в обжалуемом решении. Оснований для иной оценки установленных по делу обстоятельств и представленных доказательств по доводам апелляционной жалобы не установлено.
Постановленное по делу решение отвечает требованиям ст. 196 ГПК РФ, нарушений норм материального и процессуального права, которые в силу ст. 330 ГПК РФ могли бы повлечь отмену обжалуемого судебного постановления, судом первой инстанции допущено не было, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, не имеется, а постановленное по делу решение суда подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Азовского городского суда Ростовской области от 26 февраля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г.Азова - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.