Судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда в составе:
председательствующего - Платоновой И.В.,
судей - Косенко Л.А., Яковлевой Л.А.
при секретаре - Антоновой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе
Ивановой В.И. на решение Скопинского районного суда Рязанской области от 10 января 2013 года, которым постановлено:
исковые требования
Ивановой В.И. к Государственному Учреждению - Управлению Пенсионного Фонда РФ по Скопинскому району Рязанской области о признании права на назначение пенсии по старости с уменьшением возраста оставить без удовлетворения.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Платоновой И.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истица Иванова В.И. обратилась в суд с иском к ответчику с требованием о назначении пенсии по старости с уменьшением возраста. Свои требования мотивировала тем, что она проживает по адресу:
"
данные изъяты
". При этом, в период с 18 апреля 1990 года по 06 апреля 2010 года она была зарегистрирована по адресу:
"
данные изъяты
", где фактически в указанный период не проживала. В апреле 2012 года она обратилась в ГУ - УПФ РФ по Скопинскому району Рязанской области с устным заявлением о предоставлении ей перечня пакета документов, необходимого для предоставления в ГУ - УПФ РФ по Скопинскому району Рязанской области. В частности, ей необходимо было предоставить справку, подтверждающую её фактическое проживание по адресу:
"
данные изъяты
", необходимую для уменьшения возраста выхода на пенсию в связи с проживанием на территории с льготным социально-экономическим статусом, которую она не имеет возможности получить ввиду отсутствия оснований для выдачи таковой. Указывает, что с 22.09.2012 года она имеет право на назначение пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию гражданам, работающим на территории, подвергшейся радиационному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС. Условием для применения норм по уменьшению возраста на дополнительную величину является факт и продолжительность постоянного проживания граждан в зоне с льготным социально-экономическим статусом. В августе 2012 года она обратилась в ГУ - УПФ РФ по Скопинскому району Рязанской области с заявлением о назначении с 22.09.2012 года пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию гражданам за работу на территории, подвергшейся радиационному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС. Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав
N от 17.09.2012 года ей было отказано в назначении досрочной пенсии из-за отсутствия основания - документа, подтверждающего проживание на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом с 18.04.1990г. по 06.04.2010г. по адресу:
"
данные изъяты
". Ответчик полагает возможным уменьшить возраст только на 2 года. Не согласившись с отказом ответчика, ссылаясь на п.8 ч.1 ст.13, ст.34 ФЗ РФ от 15.05.1991г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", ст.10 ФЗ от 15.12.2001г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ", истица указывает, что в перечне населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденном Правительством РСФСР от 28.12.1991 года N 237-Р, действовавшем до 01.02.1998г. и перечне от 18.12.1997г. N 1582, утвержденном Правительством РФ, действующим с 01.02.1998г. - населенный пункт с.
"
адрес
" указан как зона проживания с льготным социально-экономическим статусом. В качестве основания отказа ответчик указывал на то, что период фактического ее проживания с 06.04.2010г. по настоящее время подтвержден документально, что составляет 02 года 05 месяцев 06 дней, а также подтвержден документально период работы на Скопинском автоагрегатном заводе с 21.03.2006г. по 12.09.2012г. - 06 лет 05 месяцев 21 день и период работы на загрязненной территории с.
"
адрес
" с 26.08.1998г. по 01.12.1998г. - 03 месяца 05 дней, что в общей сумме составляет 09 лет 02 месяца 02 дня. Период фактического ее проживания с 18.04.1990г. по 06.04.2010г. по адресу:
"
данные изъяты
" - на территории с льготным социально-экономическим статусом ответчик не засчитывает ввиду отсутствия документа о прописке по указанному адресу в вышеуказанный период. Истица считает, что предоставление гражданину льгот в связи с его проживанием на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом не может ставиться в зависимость от наличия у него регистрации по месту жительства в населенном пункте, относящемся к такой зоне, поскольку сама по себе регистрация носит формальный характер. Считает, что она имеет право на получение льготной пенсии с учетом снижения пенсионного возраста на 3 года - с 22.09.2012г., то есть по достижении 52-летнего возраста. Истица указывает, что в сложившейся ситуации нарушается её гражданское право - право на социальное обеспечение, в частности, на назначение пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию гражданам за работу на территории, подвергшейся радиационному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС в соответствии с ФЗ от 15.12.2001г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ", законом РФ от 15.05.1991г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", постановлением Правительства РФ от 18.12.1997г. N 1582 "Об утверждении Перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". В связи с чем истица просит суд признать незаконным отказ ГУ - УПФ РФ по Рязанской области от 17.09.2012 года в назначении ей досрочной пенсии по пп.7 п.1 ст.10 ФЗ N 166; признать за ней право на назначение пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию с 22.09.2012 года в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС в соответствии со ст.34 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", с уменьшением общеустановленного возраста на 3 года; обязать ответчика назначить ей пенсию по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию с 22.09.2012г. в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС в соответствии со ст.34 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", с уменьшением общеустановленного возраста на 3 года.
Суд, рассмотрев заявленные требования, в их удовлетворении отказал.
В апелляционной жалобе Иванова В.И. просит решение суда отменить, указывая, что вывод суда о невозможности назначении истице досрочной пенсии в связи с отсутствием регистрации по месту жительства в зоне с льготным социально-экономическим статусом, является неверным, так как регистрация, являющаяся административным актом, не может безусловно подтверждать место проживания гражданина. Судом необоснованно не приняты во внимание доказательства, представленные истицей, о том, что она постоянно проживала в с.
"
адрес
": показания свидетелей и квитанции об оплате жилья. При таких обстоятельствах, как указывает апеллятор, решение нельзя признать законным и обоснованным.
В возражениях на апелляционную жалобу ГУ- Управление Пенсионного Фонда РФ по Скопинскому району Рязанской области указывает, что решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в суд апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении дела слушанием не заявляли, в связи с чем судебная коллегия находит возможным, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив решение суда, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Из материалов дела следует, что с 20.05.1981 года по 06.04.2010 года истица Иванова В.И. зарегистрирована по адресу:
"
данные изъяты
".
Судом установлено, что с 06.04.2010 года по настоящее время Иванова В.И. зарегистрирована и проживает по адресу:
"
данные изъяты
", что подтверждается отметкой в паспорте истицы о регистрации по месту жительства и справкой Администрации муниципального образования - Побединское городское поселение Скопинского муниципального района Рязанской области от 25.12.2012г., имеющейся в материалах дела.
В период с 03.03.2005 г. по 03.03.2006 г. истица была зарегистрирована по месту пребывания по адресу:
"
данные изъяты
", что не оспорено в судебном заседании и подтверждается имеющимися в материалах дела копией свидетельства
N о регистрации Ивановой В.И. по месту пребывания и копией справки Администрации Чулковского сельского округа от 14.03.2005г.
Иванова В.И. с 26.08.1998г. по 01.12.1998г. - 03 месяца 05 дней работала в ООО "Самей", расположенном на территории с.
"
адрес
", с 21.03.2006 г. по настоящее время (в том числе на дату обращения в пенсионный орган) истица работает в ОАО "
"
1
"", которое также расположено на территории с.
"
адрес
"
.
В соответствии с Перечнем населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 18.12.1997 года N 1582 (в ред. от 07.04.2005 года), с.
"
адрес
" расположено на территории, относящейся к зоне с льготным социально-экономическим статусом, то есть относится к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
12 сентября 2012 года Иванова В.И. обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по Скопинскому району Рязанской области с заявлением о назначении ей трудовой пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию как гражданину, проживавшему на территории, подвергшейся радиационному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Вынесенным решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ - УПФ РФ по Скопинскому району Рязанской области
N от 17.09.2012 года Ивановой В.И. было отказано в назначении досрочной пенсии по п.п.7 п.1 ст.10 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" из-за отсутствия основания. В обоснование ответчик указал, что в качестве документа, подтверждающего проживание на загрязненной территории, истицей представлен паспорт с регистрацией в с.
"
адрес
" с 06.04.2010г., что составляет 2 года 5 месяцев 6 дней (на дату обращения в пенсионный орган) и справка о работе на
"
...
" автоагрегатном заводе с 21.03.2006г., что составляет 6 лет 5 месяцев 21 день (на дату обращения в пенсионный орган). Также истица работала в ООО "
"
2
"", расположенном на загрязненной территории с.
"
адрес
" с 26.08.1998г. по 01.12.1998г. - 3 месяца 5 дней. В итоге - 09 лет 02 месяца 02 дня, что дает истице право на снижение пенсионного возраста на 2 года.
Делая вывод о том, что решение ГУ - УПФ РФ по Скопинскому району Рязанской области является законным и обоснованным, суд первой инстанции исходил из положений ст.7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на трудовую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет.
Пенсионное обеспечение граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, с 01.01.2002г. осуществляется в соответствии с нормами Федеральных законов от 15.12.2001г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и от 17.12.2001г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также Закона Российской Федерации от 15.05.1991г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергших воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (с последующими изменениями и дополнениями) в части, не противоречащей первым двум Законам.
Согласно п.п.7 п.1 ст.10 Федерального закона РФ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15.12.2001г. N 166-ФЗ право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют: граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Согласно п.2 указанной статьи Федерального закона гражданам, указанным в подпунктах 3, 5 - 10 пункта 1 настоящей статьи, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Согласно ст.28.1 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 15.05.1991г. N 1244-1 отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами.
В силу п.8 ч.1 ст.13 указанного Закона к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Согласно ст.34 указанного Закона гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Руководствуясь вышеприведенными нормами материального права, а также установленными обстоятельствами дела, судом сделан вывод о том, что оснований для удовлетворения требования истицы не имеется.
Судебная коллегия находит указанный вывод правильным, так как бесспорных доказательств о том, что Иванова В.И. проживала в зоне с льготным социально-экономическим статусом больший период времени, чем установлено ГУ - УПФ по Скопинскому району Рязанской области, ею в суд не представлено.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом неверно оценены доказательства, представленные истицей в подтверждение факта постоянного проживания в с.
"
адрес
", судебная коллегия не может признать обоснованными.
Судом подробно, всесторонне, объективно исследованы доказательства, представленные сторонами по делу. Выводы суда достаточно аргументированы и не согласиться с ними у судебной коллегии оснований не имеется.
При этом суд обоснованно в данном случае связал время проживания истицы на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом с периодом ее регистрации в с.
"
адрес
".
Судом правильно учтено, что с 01.01.2006 г. пенсионным органом истице была приостановлена выплата денежной компенсации, в связи с проживанием на территории с льготным социально-экономическим статусом ввиду отсутствия документа, подтверждающего постоянное проживание истицы в с.
"
адрес
".
Как установлено в суде и следует из пояснений истицы, последняя данное решение пенсионного органа о приостановлении названной выплаты не обжаловала в установленном порядке, и в спорный период (с 18.04.1990г. по 06.04.2010г.) такую выплату не получала, что свидетельствует о том, что истица фактически не проживала в спорный период на территории с льготным социально-экономическим статусом. При этом, такую выплату истица стала получать с 24.10.2006г. в связи с ее работой на
"
...
" автоагрегатном заводе, расположенном на территории с.
"
адрес
", относящегося к территории зоны с льготным социально-экономическим статусом.
Доводы истицы о том, что дом
"
адрес
" фактически принадлежал ей, в связи чем она с семьей проживала в нем постоянно, верно не приняты судом во внимание, так как бесспорных доказательств этому представлено не было.
На основании изложенного, судебная коллегия находит, что решение районного суда является законным и обоснованным, так как судом правильно установлены обстоятельства по делу, выводы суда основаны на нормах материального права и являются правильными.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Скопинского районного суда Рязанской области от 10 января 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу
Ивановой В.И. - без удовлетворения.
Председательствующий-
Судьи-
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.