Судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда в составе:
председательствующего - Платоновой И.В.
судей - Яковлевой Л.А., Косенко Л.А.
при секретаре - Антоновой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации города Рязани на решение Советского районного суда г.Рязани от 01 ноября 2012 года, которым постановлено:
Исковые требования прокурора Железнодорожного района г.Рязани - удовлетворить.
Признать пункт3 постановления администрации г.Рязани от 19.02.2004 г.
N "О направлении несовершеннолетних
ФИО1,
ФИО2,
ФИО3,
ФИО4 в детское государственное учреждение", в части закрепления жилого помещения за
ФИО2, незаконным.
Признать пункт 1.2. постановления администрации г.Рязани от 08.10.2012 г.
N "По вопросам учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предоставления жилых помещений по договорам социального найма гражданам" в части отказа в постановке
ФИО2 на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Обязать администрацию г.Рязани поставить
ФИО2 на учет граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Платоновой И.В., заключение прокурора Черняевой М.А., полагавшей, что решение суда является законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА
Прокурор Железнодорожного района г.Рязани обратился в суд с иском в интересах Грининой Ю.В. к администрации г. Рязани, в котором просил обязать администрацию г.Рязани отменить изданное ею постановление от 19.02.2004 г.
N "О направлении несовершеннолетних
ФИО1,
ФИО2,
ФИО3,
ФИО4 в детское государственное учреждение" в части закрепления жилого помещения за
ФИО2, обязать администрацию г.Рязани поставить
ФИО2 на учет граждан из числа детей-сирот, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. В обоснование заявленных требований указал, что пунктом 3 оспариваемого постановления за несовершеннолетней
ФИО2, как оставшейся без попечения родителей ребенком, в нарушение требований действующего законодательства закреплено жилое помещение по адресу:
"
данные изъяты
", собственником 22/73 доли которого является
ФИО5, лишенный решением Железнодорожного районного суда г.Рязани от 24.12.2003 года родительских прав в отношении несовершеннолетней
ФИО2. Таким образом, по мнению прокурора, администрация г.Рязани необоснованно распорядилась собственностью
ФИО5, ограничив собственника жилого помещения в его правах. Неправомерно распорядившись чужой собственностью, администрация г.Рязани фактически лишила
ФИО2 права, гарантированного ст.8 ФЗ "О дополнительных гарантиях для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", на получение во внеочередном порядке жилого помещения, не поставив по ее обращению ее на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, ограничившись формальным закреплением за ней жилой площади, которой
ФИО2 не вправе распоряжаться в силу действующего законодательства. В настоящее время
ФИО2 является учащейся ОГБОУ "Профессиональное училище
N ", родила ребенка, условий для воспитания которого не имеет. В связи с чем просил обязать администрацию г.Рязани отменить постановление от 19.02.2004 г.
N "О направлении несовершеннолетних
ФИО1,
ФИО2,
ФИО3,
ФИО4 в детское государственное учреждение" в части закрепления жилого помещения за
ФИО2, обязать администрацию г.Рязани поставить
ФИО2 на учет граждан из числа детей-сирот, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В ходе рассмотрения дела прокурор неоднократно уточнял, дополнял исковые требования, окончательно просил признать незаконными: п.3 постановления администрации г.Рязани от 19.02.2004 года
N "О направлении несовершеннолетних
ФИО1,
ФИО2,
ФИО3,
ФИО4 в детское государственное учреждение" в части закрепления жилого помещения за
ФИО2, п.1.2 постановления администрации г.Рязани от 08.10.2012 г.
N "По вопросам учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предоставления жилых помещений по договорам социального найма гражданам" в части отказа в постановке
ФИО2 на учет нуждающихся в жилом помещении, обязать администрацию г.Рязани принять
ФИО2 на учет граждан из числа детей-сирот, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Суд, рассмотрев заявленные требования, вынес решение об их удовлетворении.
В апелляционной жалобе администрация города Рязани просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Согласно доводов жалобы, вывод суда о том, что закрепив за
ФИО2 жилое помещение по адресу:
"
данные изъяты
" ответчик лишил несовершеннолетнюю
ФИО2 гарантированного права на получение жилого помещения во внеочередном порядке, является не верным, так как противоречит положениям ст. 57 ч.2 ЖК РФ. Кроме того, на момент лишения
ФИО5 родительских прав
ФИО2 проживала в указанном жилом помещении, то есть оно являлось ее постоянным местом жительства.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор полагает, что решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Проверив решение суда, судебная коллегия находит, что оснований для отмены постановленного решения не имеется.
Судом, установлено, что
ФИО2,
ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом, оставшимся без попечения родителей.
Родители
ФИО2 -
ФИО5 и
ФИО6 решением Железнодорожного районного суда г. Рязани от 24.12.2003 г. лишены родительских прав.
На основании постановления администрации г. Рязани от 19.02.2004 г.
N "О направлении несовершеннолетних
ФИО1,
ФИО2,
ФИО3,
ФИО4 в детское государственное учреждение"
ФИО2 была направлена в детское государственное учреждение -
"
...
" школу-интернат, по окончании которой поступила в ГБОУ НПО "Профессиональное училище
N", где обучается в настоящее время (срок обучения с 01.09.2010 г. по 30.06.2013 г.) и находится на полном государственном обеспечении - согласно справке ГБОУ НПО "Профессиональное училище
N " от 28.09.2012 г.
Этим же постановлением за
ФИО2 закреплено право пользования жилым помещением по адресу:
"
данные изъяты
".
Как следует из материалов дела, указанное жилое помещение представляет собой коммунальную квартиру, сособственниками которой в 22/73 доли является
ФИО5, 51/73 доли -
ФИО7.
Истица дважды обращалась в администрацию г.Рязани с письменным заявлением о постановке на льготную очередь, предусмотренную для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
На ее обращение от 30.04.2012 г. был получен письменный ответ от 16.05.2010 г. об отказе в постановке на этот учет в связи с наличием закрепленного жилого помещения, а также было отказано в постановке на учет в категорию малоимущие, так как не представлен полный перечень документов.
Постановлением администрации г.Рязани от 08.10.2012 г.
N "По вопросам учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предоставления жилых помещений по договорам социального найма гражданам"
ФИО2 вновь было отказано в постановке на учет в качестве нуждающихся в иную категорию граждан, определенную Законом Рязанской области от 03.04.2006 г. N 47-ОЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в связи с наличием закрепленного жилого помещения.
Кроме того, судом также установлено, что на праве собственности за Грининой Ю.В. никакого жилого помещения не зарегистрировано. Она, имея малолетнего ребенка, временно проживает у своего классного руководителя.
Согласно акту обследования жилищно-бытовых условий семьи от 28.08.2012 г., составленному инспектором УУП и ПДН ОП N 3 УМВД России по Рязанской области, квартира по адресу:
"
данные изъяты
", находится в неудовлетворительном состоянии, дверь в комнату
ФИО5 практически отсутствует, в комнате - антисанитарные условия для проживания.
Признавая постановление администрации в части закрепления за
ФИО2 права пользования указанным жилым помещением незаконным, суд сделал правильный вывод о том, что поскольку жилое помещение, расположенное по адресу:
"
данные изъяты
", не является муниципальной собственностью, администрация г. Рязани в соответствии с нормами действующего законодательства не имела полномочий по распоряжению указанным жилым помещением, что соответствует положениям ст. 209 ГК РФ, и, следовательно, действия по закреплению данного жилья за
ФИО2 являются неправомерными и, кроме того, не свидетельствовали об эффективной защите ее жилищных прав, так как в принадлежащем
ФИО5 помещении, общей площадью
"
...
" кв.м, жилой
"
...
" кв.м всего зарегистрировано 5 человек, включая его, его детей -
ФИО2,
ФИО1,
ФИО3 и его мать
ФИО8 (бабушку истицы).
Таким образом, с учетом общей площади квартиры на долю
ФИО2 приходится менее учетной нормы, установленной решением Рязанского городского Совета от 25.08.2005 г. в размере 12 кв.м общей площади на одного человека, что объективно подтверждает нуждаемость
ФИО2 в жилом помещении при условии отсутствия у нее иного жилого помещения, в связи с чем администрация города Рязани обязана постановить
ФИО2 на учет, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Данный вывод не противоречит нормам материального права.
В соответствии с ч.1 ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
На основании п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных силах РФ или возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Пунктом 1 ст.8 Федерального закона РФ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Пункт 2 ст. 5 Закона Рязанской области "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" также наделяет указанную категорию граждан, не имеющих закрепленного жилого помещения, которое утрачено в результате стихийных бедствий, в том числе пожара, либо признано в установленном порядке непригодным для проживания, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, правом на внеочередное получение жилых помещений по договорам социального найма.
Учитывая приведенные требования действующего законодательства, судом сделан верный вывод о том, что на
ФИО2 распространяются положения, предусмотренные п. 1 ст.8 Федерального закона РФ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" во взаимосвязи с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ о внеочередном предоставлении жилья лицам, относящимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как для лиц, не имеющих закрепленного жилья, что обеспечит реальную реализацию
ФИО2 предусмотренных названными нормами прав и льгот.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, приводились ответчиком и в ходе судебного разбирательства, исследовались судом, выводы по ним отражены в решении суд и являются правильными.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит, что оснований для отмены постановленного решения не имеется, так как оно соответствуют положениям ст. 195 ГПК РФ, являясь законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда г.Рязани от 01 ноября 2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации города Рязани - без удовлетворения.
Председательствующий-
Судьи-
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.