Судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда в составе:
председательствующего Рожковой Л.Н.
судей Смирновой А.А., Мошечкова А.И.
при секретаре Антоновой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства социальной защиты населения Рязанской области на решение Железнодорожного районного суда г.Рязани от 05 февраля 2013 года, которым постановлено:
Исковые требования
Лисовой В.И. к Министерству социальной защиты населения Рязанской области, Министерству здравоохранения Рязанской области, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании пострадавшим вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне удовлетворить.
Признать
Лисову В.И. пострадавшей от радиационного воздействия вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне в 1946-1963 годах с получением суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения 27 с3в (бэр).
Признать за
Лисовой В.И. право на получение мер социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне".
Обязать Министерство здравоохранения Рязанской области Рязанской области включить сведения о
Лисовой В.И. в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне с указанием полученной суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения 27 с3в (бэр).
Обязать Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий выдать Лисовой Валентине Ивановне удостоверение единого образца, подтверждающее право на получение мер социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 N 2 ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" с указанием полученной суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения 30 с3в (бэр).
Обязать Министерство социальной защиты населения Рязанской области предоставить Лисовой Валентине Ивановне мер социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 N 2 ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне".
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Смирновой А.А., объяснения Лисовой В.И., представителя Министерства здравоохранения Рязанской области Коростелевой Е.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Лисова В.И. обратилась в суд с иском к Министерству социальной защиты населения Рязанской области, Министерству здравоохранения Рязанской области, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании пострадавшей от радиационного воздействия вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Свои требования, с учетом уточнений, мотивировала тем, что в период с 1949 года по 1963 год проживала в
"
...
" районе Семипалатинской области, с сентября 1963 года по сентябрь 1969 года в г.Семипалатинске, с октября 1969 года по март 1972 года в пгт.
"
...
" Семипалатинской области бывшей Казахской ССР. Места ее проживания расположены в зоне повышенного радиационного риска. Суммарная (накопленная) эффективная доза облучения, полученная ей за период проживания в г. Семипалатинске и Семипалатинской области составила 27 с3в (бэр). Однако поскольку г.Семипалатинск, ст.
"
...
" района Семипалатинской области не включены в перечень населенных пунктов Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденном Правительством Российской Федерации, Министерство здравоохранения Рязанской области отказало истцу в выдаче соответствующего удостоверения.
Считая данный отказ незаконным, истица просила суд признать ее пострадавшей от радиационного воздействия вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне в 1946-1963 годах с получением суммарной дозы облучения 27 с3в (бэр); признать за ней право на получение мер социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне"; обязать Министерство социальной защиты населения Рязанской области обеспечить меры социальной поддержки; обязать Министерство здравоохранения Рязанской области внести в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, сведения об Лисовой В.И.; обязать МЧС России выдать Лисовой В.И. удостоверение единого образца, подтверждающее право на получение мер социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 N 2-ФЗ.
Суд удовлетворил исковые требования, постановив указанное решение.
В апелляционной жалобе Министерство социальной защиты населения Рязанской области просит решение суда отменить в части удовлетворения иска к ним как незаконное и необоснованное и принять новое решение в этой части об отказе в иске. Указывает, что судом не учтено то обстоятельство, что в адрес Министерства истица с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки не обращалась, поэтому ее права не нарушены.
В суд апелляционной инстанции представители Министерства социальной защиты населения Рязанской области и МЧС России не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, причину неявки не сообщили. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Лисова В.И. и представитель Министерства здравоохранения Рязанской области Коростелева Е.А. возражали против доводов апелляционной жалобы, просили решение суда оставить без изменения.
Проверив законность и обоснованность постановленного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены в обжалованной части.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 2-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" гражданам, которые проживали в 1949-1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), гарантируются меры социальной поддержки. Меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Федеральным законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Порядок отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 15.11.2004 N 634 (ред. от 06.07.2012) были утверждены Правила отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (далее Правила).
В силу пункта 2 Правил отнесение граждан к категории лиц, определенных статьей 1 Федерального закона "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", осуществляется на основании сведений об их проживании или прохождении военной службы в 1949-1963 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, включенных в перечни, утверждаемые в установленном порядке, и заключения о полученной суммарной (накопленной) эффективной дозе облучения вследствие указанных ядерных испытаний, форма которого утверждается Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Для отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, им необходимо представить по месту жительства в орган, уполномоченный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, документы, перечень которых и порядок их прохождения определяются в соответствии с правилами оформления и выдачи удостоверения единого образца указанным гражданам (пункт 4 Правил).
Подтверждением отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, являются удостоверения единого образца, выдаваемые Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (пункт 5 Правил).
Судом установлено, что Лисова В.И. родилась 10.04.1948 года в п.
"
...
" Семипалатинской области, где проживала до августа 1963 года, с сентября 1963 года по сентябрь 1969 года она проживала в г.Семипалатинске, с октября 1969 по март 1972 года - в пгт.
"
...
" Семипалатинской области.
22.04.2002 года истице выдан паспорт гражданина Российской Федерации, с 20.10.1981 года она зарегистрирована по месту жительства в г. Рязани.
В республике Казахстан истец была признана пострадавшей вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, ей были предоставлены соответствующие льготы, что подтверждается удостоверением серии
"
...
"
N от 21.10.1994 г.
Порядок выдачи удостоверений на территории Российской Федерации установлен приказом МЧС России от 18.09.2009 N 540 "Об утверждении Порядка выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" (зарегистрирован в Минюсте России 05.10.2009 N 14969).
В силу пункта 3 указанного Порядка для получения удостоверения граждане обращаются по месту жительства в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченные органы), с соответствующим письменным заявлением, одновременно с которым предъявляются соответствующие документы.
Удостоверения оформляются Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в течение двух месяцев со дня поступления представлений об оформлении и выдаче удостоверений от уполномоченных органов (пункт 5 Порядка).
Судом первой инстанции бесспорно установлено, что истца обращалась в уполномоченный орган - Минздрав Рязанской области с заявлением о выдаче удостоверения для граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Во включении в реестр учета указанной категории граждан и, соответственно, в выдаче удостоверения Лисовой В.И. было отказано в связи с тем, что ст.
"
...
" и г. Семипалатинск не включены в Перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Вместе с тем, при рассмотрении дела районный суд обоснованно принял во внимание Определение Конституционного Суда РФ от 04.12.2007 г. N 960-О-П, которым разъяснено, что часть первая статьи 1 Федерального закона "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не может рассматриваться как исключающая предоставление предусмотренных данным Федеральным законом мер социальной поддержки гражданам, которые, проживая в населенном пункте, не включенном Правительством Российской Федерации в соответствующий перечень, получили суммарную (накопленную) дозу облучения свыше 5 сЗв (бэр) вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Исходя из системного анализа указанных выше норм, с учетом их толкования, данных Конституционным Судом РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что главным критерием предоставления права на получение мер социальной поддержки, предусмотренных Федеральным законом от 10.01.2002 N 2-ФЗ, является не проживание граждан в населенных пунктах, указанных в утверждаемом Правительством Российской Федерации перечне, а получение ими суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения более 5 сЗв (бэр) в результате радиационного воздействия вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
На основании заключения судебно-биологической экспертизы, проведенной ФМБА ФГУП "Северский биофизический научный центр", судом установлен факт получения истцом суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения 27 сЗв (бэр) в результате радиационного воздействия вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу, что за истцом должно быть признано право на получение мер социальной поддержки населения, предусмотренных Федеральным законом "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне".
Вывод суда основан на анализе доказательств, мотивирован, соответствует требованиям закона, и оснований считать его неправильным у судебной коллегии не имеется.
Доводы апелляционной жалобы о том, что право истца о предоставлении мер социальной поддержки носит исключительно заявительный характер, а истец, соответственно, не обращался с подобным заявлением в адрес Министерства социальной защиты населения Рязанской области, не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права. Судом бесспорно установлено, что в июле 2012 года истица обратилась в уполномоченный орган - Минздрав Рязанской области с заявлением о выдаче удостоверения для граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семиполатинском полигоне. Поскольку в выдаче такого удостоверения ей было отказано, обращение в Министерство социальной защиты населения Рязанской области без удостоверения о праве на соответствующие льготы не имело смысла.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, либо влияли на обоснованность и законность судебного акта, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Таким образом, решение суда в обжалованной части постановлено в соответствии с нормами материального права и с соблюдением норм процессуального права. Предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для его отмены в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Железнодорожного районного суда г.Рязани от 05 февраля 2013 года в обжалованной части оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства социальной защиты населения Рязанской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.