Судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда в составе:
председательствующего - Платоновой И.В.
судей - Косенко Л.А., Яковлевой Л.А.
при секретаре - Даньшовой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе
Никулочкина В.А. на решение Железнодорожного районного суда Рязанской области от 22 января 2013 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований
Никулочкина В.А. к Министерству социальной защиты населения Рязанской области о присвоении звания "Ветеран труда" - отказать.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Платоновой И.В., доводы Никулочкина В.А., поддержавшего апелляционную жалобу, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Никулочкин В.А. обратился в суд с указанным иском к МСЗН Рязанской области. По мнению истца, он имеет право на присвоение звания "Ветеран труда", поскольку награжден ведомственным знаком отличия в труде - "Почетным знаком ДОСААФ СССР", продолжительность его трудового стажа превышает 40 лет. По утверждению истца, ответчик отказал ему в присвоении указанного звания, поскольку не относит ДОСААФ СССР к ведомствам. С учетом уточнений в порядке ст. 39 ГПК РФ, просит обязать МСЗН Рязанской области принять решение о присвоении истцу звания "Ветеран труда", включить истца в список лиц, имеющих право на присвоение звания "Ветеран труда", обязать ответчика подготовить проект распоряжения Правительства Рязанской области о присвоении истцу звания "Ветеран труда" и выдать ему удостоверение "Ветерана труда" установленного образца.
Суд, рассмотрев заявленные требования, вынес решение об отказе в их удовлетворении.
В апелляционной жалобе Никулочкин В.А. просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, так как судом неверно истолкованы нормы материального права, а также не учтены доказательства, имеющие значение по делу, в частности подтверждающие, что ДОССАФ СССР является ведомством, в связи с чем почетный знак, который имеет истец, дает основание для присвоения ему звания "Ветеран труда".
В возражениях на апелляционную жалобу Министерство социальной защиты населения Рязанской области просит решение суда оставить без изменения, а жалобу Николочкина В.А.- без удовлетворения.
В суд апелляционной инстанции представители ответчика не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия находит возможным, рассмотреть дело в их отсутствие, согласно ст. 167 ГПК РФ.
Проверив решение суда, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Судом установлено с 10.01.1979 г. от 01.03.1993 г. Никулочкин В.А. работал в Рязанском учебном авиационном центре ДОСААФ СССР на должности авиационного техника и инженера инженерно-авиационной службы.
10.11.1988 года Никулочкин В.А. награжден "Почетным знаком ДОСААФ СССР".
Указанные обстоятельства подтверждаются записью в трудовой книжке и удостоверением
N.
22.05.2012 года Никулочкин В.А. обратился в МСЗН Рязанской области с заявлением о присвоении ему звания "Ветеран труда"; Приказом от 05.06.2012г. ответчик отказал истцу, указав, что применительно к положениями закона Рязанской области от 15.02.2010 года N7-ОЗ "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" на территории Рязанской области" "Почтенный знак ДОСААФ СССР" не является ведомственным знаком отличия в труде и не дает оснований для присвоения звания "Ветеран труда".
Указанные обстоятельства, подтверждены доказательствами, исследованными судом.
Признавая отказ ответчика в присвоении звания "Ветеран труда" законным, суд исходил из п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По данным предметам ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч. ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации).
Федеральным законом "О ветеранах" установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе. В соответствии со ст. 7 ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда" (подп. 1 п. 1); награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин (подп. 2 п. 1). При этом закреплено, что порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (п. 4 ст. 7).
Приведенная норма согласуется с положениями Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ) и Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).
Согласно подп. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ вопросы социальной поддержки ветеранов труда относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемыми данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
В силу ст. 85 БК РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти названного публично-правового образования полномочий по предметам совместного ведения, указанных в п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ. Данные расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования.
Судебная коллегия находит, что данный вывод районного суда является верным, так как поскольку меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами, то названные публично-правовые образования вправе самостоятельно определять перечень знаков отличия в труде и наград, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда" в субъекте Российской Федерации.
В порядке реализации указанных полномочий по определению порядка и условий присвоения звания "Ветеран труда" Рязанской областной Думой был принят Закон Рязанской области от 15.02.2010 года N7-03 "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" на территории Рязанской области".
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 2 указанного Закона звание "Ветеран труда" присваивается постоянно проживающим на территории Рязанской области:
1) лицам, награжденным орденами или медалями, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет (не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин). К ведомственным знакам отличия в труде относятся грамоты, благодарности, благодарственные письма, дипломы, нагрудные и почетные знаки, нагрудные значки, медали, почетные и заслуженные звания работников отрасли (ведомства) при условии, что награждение данными знаками отличия в труде производилось от имени Правительства Российской Федерации и других федеральных органов исполнительной власти, федеральных органов судебной власти, Прокуратуры Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, Президиумов Верховного Совета СССР и РСФСР, Советов Министров СССР и РСФСР, Верховного Суда СССР, Прокуратуры СССР, министерств и ведомств СССР и РСФСР, в том числе совместно с центральными комитетами профсоюзов отраслей народного хозяйства;
2) лицам, начавшим трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющим трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Таким образом, приведенные выше положения регионального акта устанавливают порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда", предусматривая, что учитываются такие ведомственные знаки отличия в труде, решение о награждении которыми принято перечисленными органами государственной власти, государственными учреждениями, наделенными государственными функциями (Пенсионным фондом РФ), министерствами и ведомствами СССР и РСФСР.
Доводы, изложенные Никулочкиным В.А. в апелляционной жалобе, приводились им в суде первой инстанции, являлись предметом исследования суда, оценены в решении со ссылками на нормы материального права. Указанные в решении выводы судебная коллегия находит верными и соответствующими требованиями закона, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Железнодорожного районного суда г.Рязани от 22 января 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу
Никулочкина В.А. - без удовлетворения.
Председательствующий-
Судьи-
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.