заместитель председателя Самарского областного суда Шабанов Н.М., рассмотрев надзорную жалобу представителя муниципального предприятия г. Самары "ТТУ" Турановой Н.М. на постановление и.о. мирового судьи судебного участка N 26 мирового судьи судебного участка N 30 Самарской области от 22.01.2013 и решение Ленинского районного суда г. Самары от 12.03.2013 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением и.о. мирового судьи судебного участка N 26 мирового судьи судебного участка N 30 Самарской области от 22.01.2013 МП г. Самары "ТТУ" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением Ленинского районного суда г. Самары от 12.03.2013 постановление мирового судьи оставлено без изменения.
В надзорной жалобе представитель Туранова Н.М., ссылаясь на невозможность выполнения пунктов 1 и 2 выданного юридическому лицу предписания, поскольку указанная в них ссылка на п.5.3.1 (п.15 таблицы 2) Санитарных норм 2.2.4/2.1.8.562-96 "Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки" (в соответствии с которым уровень шума на рабочем месте водителей соответствует 60 дБА) применяется только к легковым автомобилям и автобусам и не относится к трамваям и троллейбусам. Туранова Н.М. ссылается на противоречивость выводов суда о наличии в действиях юридического лица вины в совершении административного правонарушения нормам материального права, т.к. пункты 1 и 2 предписания заведомо являлись невыполнимыми, поскольку машины поступают с завода-изготовителя с допустимым ГОСТ уровнем шума для трамваев - 77 дБА, для троллейбусов - 78 дБА и технические изменения в работу трамваев и троллейбусов работники МП г. Самары "ТТУ" вносить не могут. Представитель считает выданное юридическому лицу предписание незаконным, не основанным на санитарных нормах, применимых к рельсовому транспорту, и противоречащим ГОСТ, и просит отменить состоявшиеся судебные решения.
Изучив представленные материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства влечет назначение административного наказания.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что муниципальным предприятием г. Самары "ТТУ" в срок до 21.11.2012 не были исполнены пункты 1,2 выданного 21.08.2012 ведущим специалистом -экспертом отдела надзора на транспорте и санитарной охраны территории Управления Роспотребнадзора по Самарской области предписания N, согласно которым МП г. Самары "ТТУ" надлежало обеспечить соответствие эквивалентного уровня звука, воздействующего на водителей трамваев и троллейбусов требованиям п.5.3.1 (п.15 таблицы 2) СН 2.2.4/2. ДД.ММ.ГГГГ-96 "Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки" (уровень звука не должен превышать 60 дБА).
По факту невыполнения предписания от 21.08.2012 N главным специалистом -экспертом отдела надзора на транспорте и санитарной охраны территории Управления Роспотребнадзора по Самарской области в отношении МП г. Самары "ТТУ" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ.
22.01.2013 и.о. мирового судьи судебного участка N 26 мировой судья судебного участка N 30 Самарской области рассмотрев дело, признал МП г. Самары "ТТУ" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ.
С таким решением мирового судьи согласиться нельзя.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению обстоятельства, в частности: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения.
Исходя из содержания ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ, судья при рассмотрении данного дела об административном правонарушении должен выяснить законность вынесенного предписания, а также содержит ли оно требование об устранении нарушений законодательства.
Как следует из предписания, МП г. Самары "ТТУ" надлежало обеспечить соответствие эквивалентного уровня звука, воздействующего на водителей трамваев и троллейбусов требованиям п.5.3.1 (п.15 таблицы 2) СН 2.2.4/2.1.8.562-96 "Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки".
Таблицей 2 СН 2.2.4/2.1.8.562-96 "Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки" предусмотрены допустимые уровни звукового давления, уровни звука и эквивалентные уровни звука для основных наиболее типичных видов трудовой деятельности и рабочих мест. Пункт 15 данной таблицы относится к легковым автомобилям и автобусам, которыми трамвай и троллейбус не являются. Предельно допустимые уровни звука для таких транспортных средств как трамвай и троллейбус в данной таблице отсутствуют.
Вместе с тем, согласно таблицы 1 "Допустимые уровни внутреннего шума автотранспортных средств" ГОСТ Р 51616-2000 "Автомобильные транспортные средства. Шум внутренний. Допустимые уровни и методы испытаний" (в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Ростехрегулирования от 06.04.2009 N 122-ст) допустимый уровень шума на рабочем месте водителя троллейбуса равен 78 дБА. В соответствии с п.2.5.2 ГОСТ 8802-78 "Вагоны трамвайные пассажирские. Технические условия" максимальный уровень шума в кабине водителя трамвая равен 77 дБА.
В материалах дела имеются письма директоров заводов- изготовителей трамваев и троллейбусов о том, что транспортные средства выпускаются на основании государственных стандартов и проходят соответствующие испытания: письмо генерального директора ОАО " "данные изъяты"" о том, что троллейбусные модели прошли заводские испытания на соответствие требованиям ЕЭК ООН N 51-02 к транспортным средствам, результаты контрольных испытаний на рабочем месте водителя троллейбуса 78 дБА, что соответствует ГОСТ 51616-2000; письмо врио директора по маркетингу и сбыту ОАО " "данные изъяты"" о том, что выпускаемые трамвайные вагоны изготовлены в соответствии с ГОСТ 8802-78, согласно которых максимальный уровень шума в кабине водителя не должен превышать 77 дБА; письмо технического директора ЗАО " "данные изъяты"" о том, что выпускаемые им троллейбусы прошли ряд испытаний и допустимый уровень шума на рабочем месте водителя 78 дБА.
2.
На основании изложенного следует сделать вывод о том, что МП г. Самары "ТТУ" не имело возможности внести технические изменения в работу трамваев и троллейбусов и, следовательно, исполнить выданное предписание.
Таким образом, мировым судьей в нарушение требований статей 24.1 и 26.1 КоАП РФ в ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении не была проверена законность предписания от 21.08.2012.
Частью 4 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы выносится решение об отмене указанных постановлений и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 данного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление и.о. мирового судьи судебного участка N 26 мирового судьи судебного участка N 30 Самарской области от 22.01.2013 и решение Ленинского районного суда г. Самары от 12.03.2013, вынесенные в отношении МП г. Самары "ТТУ" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст.19.5 КоАП РФ, подлежат отмене, а производство по данному делу об административном правонарушении - прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные судебные постановления.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.17 ч. 2 п. 4, 30.19 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
надзорную жалобу представителя Турановой Н.М. удовлетворить.
Постановление и.о. мирового судьи судебного участка N 26 мирового судьи судебного участка N 30 Самарской области от 22.01.2013 и решение Ленинского районного суда г. Самары от 12.03.2013 в отношении МП г. Самары "ТТУ" отменить, прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ.
Постановление может быть обжаловано на основании ст. 30.13 ч. 3 КоАП РФ в Верховный Суд РФ.
Заместитель председателя
Самарского областного суда Н.М. Шабанов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.