Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Пинчук С.В.,
судей Мартемьяновой С.В., Желтышевой А.И.
при секретаре Пряниковой Т.Н.,
с участием прокурора Хлебниковой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную Лавровой М.А. на решение Самарского районного суда г.Самары от 23 января 2013 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Лавровой М.А. к Военному комиссариату Самарской области о назначении выплат ежемесячной денежной компенсации в возмещение имущественных потерь, причиненных смертью кормильца - отказать".
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Мартемьяновой С.В., объяснения представителя истца Лавровой М.А. - Кузнецова А.В. в поддержание доводов жалобы, заключение прокурора Хлебниковой Е.В., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Лаврова М.А. обратилась в суд с иском к Военному комиссариату Самарской области о назначении выплат ежемесячной денежной компенсации в возмещение имущественных потерь, причиненных смертью кормильца, в обоснование заявленных требований указав, что является вдовой ФИО1, ветерана подразделений особого риска, участника испытаний ядерного оружия, умершего ДД.ММ.ГГГГ
ФИО1 непосредственно принимал участие в испытаниях ядерного оружия ДД.ММ.ГГГГ на "данные изъяты" при исполнении им служебных обязанностей. Факт связи смерти ФИО1 с непосредственным участием в действиях подразделения особого риска подтвержден решением Санкт-Петербургского регионального межведомственного экспертного совета по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиации ФГУЗ "Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины им. А.М.Никифорова" Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от ДД.ММ.ГГГГ
По мнению истца, непосредственное участие ФИО1 в действиях подразделений особого риска определяется как исполнение обязанностей военной службы и его смерть наступила в связи с военной травмой, то есть его смерть наступила вследствие заболевания, полученного при исполнении обязанностей военной службы в составе подразделений особого риска, в связи с чем, семье ФИО1 должно быть гарантировано соответствующее социальное обеспечение по случаю потери кормильца погибшего вследствие военной травмы.
Истица полагает, что на основании положений ч. 9 ст. 3 Федерального закона от 07.11.2011г. N 306-ФЗ, подпункта "б" пункта 2 "Правил выплат ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9, 10, 13 статьи 3 ФЗ N 306-ФЗ, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы и членам их семей, пенсионное обеспечение которых осуществляется пенсионным фондом РФ", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.02.2012г. N 142, она имеет право на назначение с 01.01.2012г. выплат ежемесячной денежной компенсации в сумме 7 000 рублей в качестве восполнения имущественных потерь, причиненных смертью кормильца.
В связи с этим, ФИО1 обратилась за назначением соответствующей выплаты в Военный комиссариат Самарской области, однако, в назначении данной выплаты ей было отказано.
Ссылаясь на нарушение ее прав, Лаврова М.А. просила суд признать за ней право на получение ежемесячной денежной компенсации в сумме 7 000 рублей, предусмотренной положениями ч. 9 ст. 3 Федерального закона N 306-ФЗ от 07.11.2011г. с 01.01.2012г., а также обязать Военный комиссариат Самарской области назначить ей вышеуказанную ежемесячную денежную компенсацию в сумме 7 000 рублей с 01.01.2012г. и включить ее в списки граждан, имеющих право на получение данной выплаты. В последующем указанную денежную компенсацию индексировать в соответствии с действующим законодательством РФ.
Судом постановлено вышеуказанное решение, которое представитель истца Кузнецов А.В. считает незаконным, просит его отменить и принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить.
В обоснование доводов жалобы ссылается на то обстоятельство, что принятое в соответствии со ст. 6 Федерального закона "Об обороне" Правительством РФ постановление от 25.02.2003г. N 123 утвердило Положение о военно-врачебной экспертизе и ввело ее в действие с 1 июля 2003 года. Указанное Положение в пункте 2 определяет, что для проведения военно-врачебной экспертизы и медицинского освидетельствования в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах создаются военно-врачебные комиссии и врачебно-летные комиссии, на которые возлагаются определение причинной связи увечий, заболеваний у военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов, а также увечий, заболеваний, приведших к смерти военнослужащих.
Представленные Лавровой М.А. суду доказательства в совокупности свидетельствуют о факте наступлении смерти ФИО1 вследствие военной травмы.
Кроме того, считает, что ссылка суда на решение Верховного Суда РФ от 27.09.2012г. по делу N АКПИ12-1050 является необоснованной, поскольку изложенные в нем обстоятельства не соответствуют обстоятельствам рассмотренного дела и не имеют преюдициального значения для дела.
Также ссылается на то обстоятельство, что судом проигнорирован конституционно-правовой смысл конституционного принципа равенства, определенный Конституционным Судом РФ в Постановлении от 20.10.2010 года N18-П.
Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы Лавровой М.А., судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, считая его законным и обоснованным.
Судом установлено, что истица является вдовой ФИО1, ветерана подразделений особого риска, участника испытаний ядерного оружия, умершего ДД.ММ.ГГГГ, который непосредственно принимал участие в испытаниях ядерного оружия ДД.ММ.ГГГГ на "данные изъяты" при исполнении им служебных обязанностей. Факт связи смерти ФИО1 с непосредственным участием в действиях подразделения особого риска подтвержден решением Санкт-Петербургского регионального межведомственного экспертного совета по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиации ФГУЗ "Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины им. А.М.Никифорова" Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям ликвидации последствий стихийных бедствий от ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии с ч. 9 ст. 3 Федерального закона от 07.11.2011 года N306-Ф3 "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", вступившего в силу с 01.01.2012 года, в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо смерти, наступившей вследствие военной травмы, каждому члену его семьи выплачивается ежемесячная денежная компенсация, которая рассчитывается путем деления ежемесячной денежной компенсации, установленной частью 13 ст.3 вышеназванного закона для инвалида I группы, на количество членов семьи (включая погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы).
Постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 года N142 "О финансовом обеспечении и об осуществлении выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9, 10 и 13 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" утверждены Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации.
Согласно пп."б" п.2 указанных Правил ежемесячная денежная компенсация выплачивается членам семьи умершего (погибшего) инвалида, а также членам семьи военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы либо умерших вследствие военной травмы.
В силу п. 4 вышеназванных Правил для назначения ежемесячной денежной компенсации заявитель подает в уполномоченный орган по месту жительства заявление с указанием места жительства либо реквизитов счета, открытого в организации (филиале, структурном подразделении) Сберегательного банка РФ, и документы:
копию документа, удостоверяющего личность;
копию документа, подтверждающего гибель (смерть) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, при исполнении ими обязанностей военной службы, либо копия заключения военно-врачебной комиссии, подтверждающего, что смерть военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступила вследствие военной травмы, - для назначения ежемесячной денежной компенсации, установленной частью 9 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат";
документы, подтверждающие право членов семьи на ежемесячную денежную компенсацию (копия свидетельства о заключении брака; копии свидетельств о рождении детей; копия справки, выданной федеральным учреждением медико-социальной экспертизы, подтверждающей факт установления инвалидности с детства, - для детей, достигших возраста 18 лет, которые стали инвалидами до достижения этого возраста; справка образовательного учреждения, подтверждающая обучение ребенка по очной форме (представляется по достижении им 18-летнего возраста каждый учебный год), - для ребенка, обучающегося по очной форме обучения в образовательном учреждении);
копию решения органа опеки и попечительства о назначении опекуна (попечителя) - для опекуна (попечителя);
справку, подтверждающую факт получения членом семьи пенсии в территориальном органе Пенсионного фонда РФ.
Истцом в подтверждении факта связи смерти ФИО1 с непосредственным участием в действиях подразделения особого риска представлено решение Санкт-Петербургского регионального межведомственного экспертного совета по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиации ФГУЗ "Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины им. А.М.Никифорова" Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям ликвидации последствий стихийных бедствий от ДД.ММ.ГГГГ
С учётом требований ст. 6 Федерального закона от 31.05.1996 года N61-ФЗ "Об обороне" постановлением Правительства РФ от 25.02.2003 года N123 утверждено Положение о военно-врачебной экспертизе (далее по тексту - Положение).
Подпунктом "г" п. 3 Положения предусмотрено, что на военно-врачебные комиссии возлагается определение причинной связи увечий, заболеваний у военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава (должностных лиц) органов, граждан, проходящих военные сборы, граждан, проходивших военную службу, граждан, проходивших военные сборы, граждан, проходивших службу в органах, а также увечий, заболеваний, приведших к смерти военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава (должностных лиц) органов, в том числе приведших к смерти лиц, застрахованных в соответствии с законодательством Российской Федерации, до истечения одного года после увольнения с военной службы (службы в органах), после окончания военных сборов.
Статья 60 ГПК РФ устанавливает, что обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
В нарушение указанных выше норм закона, истцом не представлено соответствующее заключение военно-врачебной комиссии, свидетельствующее о причинной связи смерти ФИО1 вследствие военной травмы.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии у истца права на получение ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной положениями ч. 9 ст. 3 Федерального закона 07.11.2011 года N306-ФЗ, отказав Лавровой М.А. в удовлетворении заявленных исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы представителя истца Кузнецова А.В. в части предоставления истицей суду доказательств, свидетельствующих о факте наступлении смерти ФИО1 вследствие военной травмы, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, надлежащая оценка которым была дана в решении суда первой инстанции, с которым судебная коллегия соглашается.
Ссылка представителя истца Кузнецова А.В. в апелляционной жалобе на то обстоятельство, что суд необоснованно сослался на решение Верховного Суда РФ от 27.09.2012г. по делу N АКПИ12-1050 является несостоятельной, поскольку суд первой инстанции, разрешая спор, лишь указал на то обстоятельство, что подпункт "г" пункта 3 Положения оспаривался на предмет не соответствия ч. 9 ст. 3 Федерального закона от 7 ноября 2011г. N306-ФЗ. Ссылка в решение суда первой инстанции на обстоятельства, изложенные в решении Верховного Суда РФ от 27.09.2012г. по делу N АКПИ12-1050, как не подлежащие доказыванию по делу (преюдициальные), отсутствует.
Является необоснованным довод представителя истца о том, что судом проигнорирован конституционно-правовой смысл конституционного принципа равенства, определенный Конституционным Судом РФ в Постановлении от 20.10.2010 года N18-П, поскольку законодателем приняты меры, направленные на совершенствование особого правового механизма возмещения вреда, причиненного членам семьи военнослужащего, проходившего военную службу по контракту, которые имеют право на получение пенсии по случаю потери кормильца в связи с его гибелью (смертью), наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо смертью, наступившей вследствие увечья (ранения, контузии, травмы), полученного при исполнении обязанностей военной службы.
Часть 9 статьи 3 Федерального закона от 07.11.2011 года N306-Ф3 "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", вступившего в силу с 01.01.2012 года, предусматривает, что в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо смерти, наступившей вследствие военной травмы, каждому члену его семьи выплачивается ежемесячная денежная компенсация, которая рассчитывается путем деления ежемесячной денежной компенсации, установленной частью 13 ст.3 вышеназванного закона для инвалида I группы, на количество членов семьи (включая погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы).
Между тем, как правильно указано в решении суда первой инстанции, Федеральный закон "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" вступил в силу с 1 января 2012 г. без указания на то, что он имеет обратную силу (статья 7). В принятом по поручению законодателя постановлении Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 г. N 142 "О финансовом обеспечении и об осуществлении выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9, 10 и 13 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" также отмечено, что данное постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2012 г. Из представленных Лавровой М.А. документов видно, что смерть ее мужа наступила ДД.ММ.ГГГГ, то есть до вступления в силу Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат". Следовательно, положения данного Федерального закона на нее не распространяются.
Таким образом, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда первой инстанции - оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Самарского районного суда г. Самары от 23 января 2013 года -
оставить без изменения, а апелляционную жалобу
Лавровой М.А. -
без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.