Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Сказочкине В.Н.,
судей Сивохина Д.А. и Бочкове Л.Б.,
при секретаре Овчинникове А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Нестеровой Г.И. на решение Чапаевского городского суда Самарской области от 28 15 февраля 2013 года, которым постановлено:
"В удовлетворении заявления Нестеровой Г.И. о признании незаконным отказа Министерства обороны Российской Федерации в выдаче жилищного сертификата и обязании в выдаче жилищного сертификат - отказать".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сивохина Д.А., представителя Нестеровой Г.И. - Кузьмина В.В. (по доверенности), поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Нестерова Г.И. обратилась в суд с иском об оспаривании действий Министерства обороны Российской Федерации по отказу в выдаче государственного жилищного сертификата для приобретения жилья, взыскания компенсации морального вреда и расходов по делу.
В обоснование заявленных требований указала, что имеет право на улучшение жилищных условий, так как является вдовой погибшего ДД.ММ.ГГГГ при исполнении обязанностей военной службы военнослужащего Нестерова Н.И., выслуга которого составляет более 10 лет и подлежит отселению из закрытого военного городка. До гибели мужа и по настоящее время она вместе с сыном проживает в служебном жилом помещении в закрытом военном городке "адрес" Самарской области, в повторный брак не вступала. После смерти мужа она неоднократно обращалась в Министерство обороны РФ с требованием об обеспечении жилой площадью в другом городе посредством получения жилищного сертификата, при этом предоставляла все необходимые для этого документы, последний раз ДД.ММ.ГГГГ она сдала документы в Чапаевскую КЭЧ, однако получала незаконные отказы.
Ссылаясь на то, что ответчиком нарушены ее права, с учетом уточнения Нестерова Г.И. просила признать незаконным отказ Министерства обороны Российской Федерации N от ДД.ММ.ГГГГ в выдаче ей жилищного сертификата и обязать Министерство обороны Российской Федерации выдать ей и ее сыну Нестерову И.Н. государственный жилищный сертификат для приобретения жилья. Также просила взыскать с ответчика в свою пользу компенсацию морального вреда в размере "данные изъяты" рублей и судебные расходы, понесенные по оплате помощи представителя в сумме "данные изъяты" рублей.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель Нестеровой Г.И. просит решение суда отменить, как постановленное с нарушением норм материального права, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действия (бездействие) должностного лица, государственного служащего, если считают, что нарушены из права и свободы.
Положениями ст. 255 ГПК РФ установлено, что к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Пунктом 28 Постановления N2 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 г. "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" установлено, что исходя из положения ст. 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
В соответствии с положениями ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция РФ вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами, предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
По смыслу ст. 59 и п. "т" ст. 71 Конституции Российской Федерации военная служба представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обуславливает и правовой статус военнослужащих, выражающийся в частности, в особом порядке реализации их конституционного права на жилище, которое осуществляется на основе, как общего, так и специального законодательства и по специальным правилам.
Реализуя вышеуказанные правомочия в рамках специального правового регулирования, законодатель в Федеральном законе от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" установил основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей, предусмотрев механизм реализации ими права на жилище и определив источники и формы обеспечения их жильем, в том числе путем выдачи государственного жилищного сертификата.
Согласно п.п. 3.1. п.3 ст. 24, Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" за членами семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) в период прохождения военной службы, а также за членами семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, сохраняется право на обеспечение жилыми помещениями, которое они приобрели в соответствии с настоящим Федеральным законом до гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы.
При этом лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, жилые помещения предоставляются в первоочередном порядке.
Лица, указанные в абзаце первом настоящего пункта, до 1 января 2005 года принятые органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, обеспечиваются жилыми помещениями в порядке и на условиях, которые предусмотрены пунктом 2.1 статьи 15 и статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст. 2.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 г. были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 г. N 675 утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на 2002 - 2010 годы, в состав которой входит подпрограмма "Выполнение государственный обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы. В соответствии с разделом указанной подпрограммы главной целью подпрограммы является обеспечение жильем семей военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, содержащихся за счет средств федерального бюджета сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны по чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, увольняемых со службы из указанных органов и учреждений, граждан, уволенных с военной службы, граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, и других приравненных к ним лиц.
Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 года" утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации данной Подпрограммы.
Пунктом 5 указанных Правил, установлен перечень лиц, имеющих право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом.
Согласно подпункта "б" п. 5 указанных Правил, право на участие в подпрограмме имеют граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности (далее - поселки). Перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации.
Согласно подпункта "в" п. 5 указанных Правил, право на участие в подпрограмме имеют члены семей военнослужащих, проходивших службу по контракту и погибших (умерших) в период прохождения военной службы, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений). При этом вдовы (вдовцы) указанных военнослужащих имеют право на получение субсидии, удостоверяемой сертификатом, до повторного вступления в брак.
Из анализа вышеприведенных правовых норм следует, что если члены семьи военнослужащего погибшего при исполнении обязанностей военной службы не были приняты органами местного самоуправления до 1 января 2005 года на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, то они не имеют права требовать предоставления им Министерством обороны РФ жилого помещения, в том числе путем оформления государственного жилищного сертификата.
Последующее обеспечение таких граждан жильем возможно на общих основаниях в порядке, предусмотренном главой 7 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть, по решению органа самоуправления по месту их жительства, а не Министерством обороны Российской Федерации.
Судом установлено, что Нестерова Г.И. является вдовой военнослужащего Нестерова Н.И. погибшего ДД.ММ.ГГГГ при исполнении обязанностей военной службы.
Нестерову Н.И. до его смерти было предоставлено служебное жилье по адресу: "адрес" на состав семьи из четырех человек: он, его жена и двое детей. Стаж службы Нестерова Г.И. на дату смерти составил "данные изъяты".
ДД.ММ.ГГГГ Нестерова Г.И. обратилась в Чапаевскую КЭЧ района с заявлением о включении ее в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан установленных федеральным законодательством" в соответствии с Постановлением Правительства N153 от 21 марта 2006 года как члена семьи военнослужащего проходившего военную службу по контракту и погибшего в период прохождения военной службы с составом семьи два человека
(л.д.13).
В дальнейшем Нестерова Г.И. неоднократно обращалась в ФГУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения "Министерства обороны Российской Федерации" о разъяснении порядка предоставления государственного жилищного сертификата, ответами от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Нестеровой Г.И. были даны разъяснения, что она подпадает под две категории граждан, обладающих правом на участие в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан установленных федеральным законодательством" в соответствии с Постановлением Правительства N153 от 21 марта 2006 года: как проживающая в закрытом военном городке (п.п. "б" п.5 подпрограммы) и как вдова погибшего военнослужащего (п.п. "в" п.5 подпрограммы)
(л.д. 22 оборот, л.д. 23 -25).
Нестеровой Г.И. было также разъяснено, что ее проживание в закрытом военном городке является самостоятельным основанием для выдачи ей государственного военного сертификата, но ее участие в подпрограмме как вдовы погибшего военнослужащего ограниченно двумя условиями: не вступление в повторный брак и ее постановка в срок до 1 января 2005 года на основании личного заявления на жилищный учет в администрации местного органа власти (по избранному месту жительства).
В ответ на ее обращение министру обороны, ФГУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения "Министерства обороны Российской Федерации" разъяснило Нестеровой Г.И. в своем ответе от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 25 оборот -26), что в связи с тем, что распоряжением Правительства РФ от 19 августа 2011 года N1470-р "адрес" Самарской области исключен из перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков она вправе претендовать на выдачу государственного жилищного сертификата только лишь как вдова военнослужащего и при условии признания ее нуждающейся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года
(л.д.25оборот-26).
Из материалов дела следует, что департамент жилищного обеспечения Минобороны России, рассмотрев поступившее из аппарата Правительства РФ письмо Нестеровой Г.И., дало ей ответ N от ДД.ММ.ГГГГ, в котором сообщило, что основания для предоставления ей Минобороны России жилого помещения, в том числе и путем оформления государственного жилищного сертификата, отсутствуют, указав причиной отсутствие в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил РФ и органов федеральной службы безопасности, утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 1 июня 2000 г. N752-р "адрес" Самарской области не входит, Минобороны в соответствии с п.2 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" Минобороны России обеспечивает жилыми помещениями по договорам социального найма военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, граждан, уволенных с военной службы с оставлением в списке очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы, и военнослужащих, увольняемых с военной службы после 1 января 2005 года, а также членов их семей
(л.д.42).
Не согласившись с отказом от ДД.ММ.ГГГГ, Нестерова Г.И. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в суд с заявлением о его оспаривании в порядке Главы 25 ГПК РФ.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела.
Отказывая Нестеровой Г.И. в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, на основании объяснений сторон, анализа представленных письменных доказательств, правильно определив юридически значимые обстоятельства, установив их достаточно полно и объективно в ходе судебного разбирательства, дав им надлежащую правовую оценку, пришел к правильному выводу, что
отсутствуют законные основания для удовлетворения заявленных Нестеровой Г.И. требований.
При этом суд обоснованно исходил из того, что Нестерова Г.И. до 1 января 2005 года не была принята органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, и что распоряжением Правительства РФ от 19 августа 2011 года N1470-р "адрес" Самарской области исключен из Перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил РФ и органов федеральной службы безопасности, утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 1 июня 2000 г. N752-р.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Нестерова Г.И. имеет в настоящее время право на предоставление государственного жилищного сертификата как проживающая в закрытом военном городке не основаны на законе, поскольку порядок обеспечения жилыми помещениями военнослужащих - граждан, проживающих в закрытых военных городках, при увольнении их с военной службы определяется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На основании Федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации (действовавшей в период с 1998 года по 2005 год, в том числе в рамках Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, в состав которой она была включена Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 г. N 675), граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, имели право на получение безвозмездных субсидий за счет средств федерального бюджета в целях приобретения жилья.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 г. N 865 в ФЦП "Жилище" на 2002-2010 годы включена подпрограмма "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством ФЦП "Жилище" на 2002-2010 годы", в которой согласно разделу 2 аналогичным образом предусматривалось право на получение социальных выплат за гражданами, подлежащими переселению из закрытых военных городков.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" ФЦП "Жилище" на 2002-2010 годы" были утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов (далее по тексту - Правила) в рамках реализации данной подпрограммы.
П. "б" п. 5 указанных Правил предусмотрено, что право на участие в подпрограмме имеют граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков. Перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации.
Аналогичное право граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, на получение социальных выплат в виде государственного жилищного сертификата, закреплено в ФЦП "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 г. N 1050, в п. 2 которого определено, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" ФЦП "Жилище" на 2011-2015 годы осуществляется в порядке, установленном утвержденными Правилами.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.06.2000 г. N 752-Р закрытые военные городки включены в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации раздела "Вооруженные Силы Российской Федерации".
На основании распоряжения Правительства РФ от 19.08.2011 г. N 1470-Р в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации раздела "Вооруженные Силы Российской Федерации" внесены изменения, в соответствии с которыми закрытые военные городки исключены из него, а следовательно утратили статус закрытых военных городков.
Исходя из положений ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", ФЦП "Жилище" на 2011-2015 года, п. 5 Правил основанием, дающим право Нестеровой Г.И. на получение государственного жилищного сертификата по категории "Граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков", является наличие у территории места проживания статуса закрытого военного городка, т.е. наличие обязательного, предусмотренного п.п. "б" п. 5 Правил, условия.
Целью предоставления субсидии по указанному основанию является необходимость отселения из указанных населенных пунктов лиц, утративших связь с военным ведомством, что определяется спецификой данных населенных пунктов.
При этом наличие совокупности предусмотренных нормативными актами условий должно иметь место не только в момент включения в список участников программы, но и в период реализации права.
С момента утраты военным городком статуса закрытого военного городка, отпало условие, при наличии которого у Нестеровой Г.И. имелось право на получение субсидии в виде государственного жилищного сертификата для переселения.
Нестерова Г.И. перестала отвечать установленным законодательством условиям для предоставления ей и членам ее семьи мер социальной поддержки на переселение по категории "Граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков".
В отсутствии правовых оснований для отселения Нестеровой Г.И. и членов ее семьи из военного городка не имеет значения дата ее обращения с заявлением на получение государственного жилищного сертификата и включения в список граждан участников программы по переселению из закрытых военных городков, длительность участия в программе, поскольку наличие необходимых условий и оснований, установленных нормативными актами, для получения государственного жилищного сертификата должно иметь место и на момент реализации такого права.
Законодательные акты, регламентирующие порядок обеспечения государственного жилищного сертификата граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, не предусматривают возможности сохранения за участниками программы их права на получение государственного жилищного сертификата в случае утраты военным городком статуса закрытого военного городка.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что не обращение Нестеровой Г.И. в срок до 1 января 2005 года с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении не может служить основанием для отказа в предоставлении ей государственного жилищного сертификата на основании подпункта "в" п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации Подпрограммы "Выполнение государственный обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы как вдове члены погибшего в период прохождения военной службы военнослужащего является несостоятельной, так как основана на неправильном толковании материального права.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд неправильно истолковал материальный закон, являются ошибочными. Судом первой инстанции при рассмотрении данного дела правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применены и истолкованы нормы материального права, приведенным заявителем в суде первой инстанции, в обоснование своих требований, доводам, судом дана правильная правовая оценка.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что законных оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Чапаевского городского суда Самарской области от 15 февраля 2013 года оставить без изменения, жалобу представителя Нестеровой Г.И. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.