судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Акининой О.А.
судей Сафоновой Л.А., Вачковой И.Г.
при секретаре Кузьмине М.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Рудометкиной Л.В. к мэрии г.о. Тольятти об оспаривании распоряжения заместителя мэра городского округа Тольятти,
По апелляционной жалобе мэрии г.о. Тольятти на решение Центрального районного суда г.о. Тольятти от 31 января 2013 года
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сафоновой Л.А., объяснения Рудометкиной Л.В. и её представителя Евдокимова В.А., действующего на основании ордера адвоката, а так же 3-е лицо Рудометкину О.А., возражавших против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Рудометкина Л.В обратилась с исковым заявлением о признании незаконным распоряжения заместителя мэра г.о.Тольятти от 16.10.2012 года N-р/4 о снятии её с семьёй составом из 5 человек с учёта нуждающихся в жилых помещениях по месту жительства, обязании мэрии г.о.Тольятти восстановить их в очереди нуждающихся в жилых помещениях.
Заявленные требования мотивировала следующим. Постановлением главы администрации Автозаводского района г. Тольятти от 26 марта 1997 года N она с семьей из трех человек была принята на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по льготным основаниям, поскольку дочь Рудометкина О.А. является инвалидом с детства.
Распоряжением мэра от 21.01.2011 г. N-р/4 было решено в связи с изменением состава семьи считать состоящими на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договору социального найма, с 05.02.1997 года Рудометкину Л.В. с составом семьи 5 человек.
Распоряжением заместителя мэра городского округа Тольятти от 16 октября 2012 года N-р/4 семья была снята с учета нуждающихся в жилых помещениях в связи с тем, что на каждого члена семьи приходится 13,54 кв.м.
С данным распоряжением истец и члены её семьи не согласны, так как фактически обеспечены жильем общей площадью 62,5 кв.м., кроме того, ребенку-инвалиду в соответствии с законодательством положена дополнительная жилая площадь в размере 10 кв.м. или отдельная комната. Изменение законодательства не может являться основанием для снятия их с учета, а основания, предусмотренные законодательством, действовавшим на момент постановки в очередь, не отпали.
Решением Центрального районного суда г.о. Тольятти от 31 января 2013 года постановлено:
"Иск удовлетворить. Признать незаконным распоряжение заместителя мэра г.о. Тольятти от 16.10.2012 г. N-р/4 о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях по месту жительства Рудометкиной Л.В ... Обязать мэрию городского округа Тольятти восстановить в очереди на получение жилой площади Рудометкину Л.В. составом семьи 5 человек".
В апелляционной жалобе представитель Мэрии г.о.Тольятти просит отменить решение суда первой инстанции и принять новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных требований. При этом указали следующее.
То обстоятельство, что дочь истицы страдает заболеванием, которое входит в Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, не является само по себе основанием для постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях без учета степени обеспеченности общей площадью, поскольку данное обстоятельство учитывается непосредственно при предоставлении жилого помещения. Мэрия г.о. Тольятти правомерно исходила из установленного обстоятельства обеспеченности семьи Рудометкиных жилой площадью, поскольку общая площадь жилых помещений, занимаемых семьей истицы составляет 62,6 кв.м, что превышает учетную норму.
Истица Рудометкина Л.В. и её представитель в судебном заседании апелляционной инстанции возражали против доводов апелляционной жалобы, полагая их необоснованными. Просили оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Представитель Мэрии г.о.Тольятти в судебное заседание апелляционной инстанции не явился. О явке извещались по правилам ст. 113 ГПК РФ, сведений об уважительности причин неявки в заседание судебной коллегии не представили, просьб об отложении слушания дела не заявляли, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ в их отсутствие.
Третье лицо Рудометкина О.А. в судебном заседании возражала против доводов апелляционной жалобы, просила оставить решение суда без изменения.
Третье лицо Рудометкин А.Ю. в судебное заседание апелляционной инстанции не явился, извещен надлежаще.
Проверив материалы дела, выслушав участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, считая его законным и обоснованным.
Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления должностного лица, государственного или муниципального служащего.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В силу п.28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий органов госвласти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Материалами дела установлено, что Распоряжением заместителя мэра городского округа Тольятти от 16 октября 2012 года N-р/4 семья была снята с учета нуждающихся в жилых помещениях в связи с тем, что на каждого члена семьи приходится 13,54 кв.м. /л.д.10/
В соответствии с постановлением мэра т. Тольятти от 5.10.2005 г. N/п учетная норма установлена в размере 12 кв.м общей площади жилого помещения на человека.
Семья истца, состоящая из истца, ее мужа, дочери-инвалида и двух малолетних детей, имеет в собственности жилое помещение по адресу: "адрес" площадью 50,9 кв.м /л.д.12/ и жилое помещение по адресу: "адрес" площадью 11,7 кв.м. /л.д.11/, а всего 62,6 кв.м., т.е. на каждого члена семьи приходится по 12,52 кв.м, что превышает учетную норму.
Судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что действия мэрии по снятию истицы с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий являются неправомерными.
Согласно ст. 6 ФЗ "О введение в действие жилищного кодекса РФ" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
По своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования ч.2 ст.6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" не предполагает возможность снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях граждан, до 1 марта 2005 года принятых на учет для предоставления жилья по договорам социального найма, по причине изменения после указанной даты в законодательном порядке оснований постановки на такой учет (Определении
Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. N 1549-О-П).
Постановлением главы администрации Автозаводского района г. Тольятти от 26 марта 1997 года N истец с семьей из трех человек была принята на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий на льготном основании, дочь Рудометкина О.А. является инвалидом с детства /л.д.8/.
Распоряжением мэра от 21.01.2011 г. N-р/4 было решено в связи с изменением состава семьи считать состоящими на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договору социального найма, с 05.02.1997 г. Рудометкину Л.В. с составом семьи 5 человек /л.д.9/.
Таким образом, истица с семьёй не подлежит снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях по причине изменения в законодательном порядке оснований постановки на такой учет, поскольку приняты на учет для предоставления жилья по договорам социального найма до 1 марта 2005 года.
Согласно Перечню заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 1996 г. N 214, к такому заболеванию относились органические заболевания центральной нервной системы со стойким нарушением функции нижних конечностей, требующие применения инвалидных кресел-колясок, и (или) с нарушением функции тазовых органов. Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. N 817 названное Постановление от 28 февраля 1996 г. признано утратившим силу и вместо него утвержден такой же Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающими ими, право на дополнительную жилую площадь.
Дочь истицы страдает указанным выше заболеванием, является ребенком-инвалидом, что подтверждается справкой о решении врачебной комиссии /л.д.7/ и не оспаривается ответчиком.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов Российской Федерации" от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ (в редакции, действовавшей до 29 декабря 2004 г.) инвалиды имеют право на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты в соответствии с перечнем заболеваний, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
Статья 17 указанного закона в редакции, действовавшей во время принятия истца на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, предусматривала, что право на дополнительную жилую площадь должно учитываться не только при предоставлении жилого помещения, но и при постановке на учет для улучшения жилищных условий.
В новой редакции статьи 17 названного Федерального закона (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ) предусмотрено, что обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями ст. 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов Российской Федерации", согласно которой объем средств по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки из расчета общей площади жилья 18 квадратных метров.
В соответствии с Правилами предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 г. N 901, не отмененными на момент рассмотрения спора и действовавшими при принятии истца на учет, семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в соответствии с установленным порядком и положениями настоящих Правил.
В соответствии с указанными Правилами основаниями признания семей, имеющих детей - инвалидов, нуждающимися в улучшении жилищных условий для принятия на учет являются обеспеченность жильем на каждого члена семьи ниже уровня, устанавливаемого органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В указанных правилах также предусмотрено, что при постановке на учет для улучшения жилищных условий инвалидов учитывается их право на дополнительную жилую площадь.
В соответствии с п. 6 Правил жилые помещения инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляются на каждого члена семьи в пределах нормы, устанавливаемой органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Предоставление инвалиду жилого помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда осуществляется с учетом его права на дополнительную жилую площадь.
Судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что из содержания приведенных норм права следует, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, вставшие на учет до 1 января 2005 года, сохраняют ранее возникшее право состоять на учете с учетом права на дополнительную жилую площадь и основания для снятия с учета отсутствовали.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает. Оценка судом обстоятельств дела и доказательств, представленных в их подтверждение, соответствует требованиям ст. 67 ГПК РФ и доводами апелляционной жалобы не опровергается.
С учетом изложенного, судебная коллегия признает доводы апелляционной жалобы несостоятельными, поскольку все обстоятельства, на которые указано в жалобе, проверены судом первой инстанции, они учтены при постановке решения и не могут служить основанием к его отмене.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения и предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г.о. Тольятти от 31 января 2013 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу мэрии г.о. Тольятти - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.