Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Черкуновой Л.В.
судей - Шилова А.Е., Лазаревой М.А.
при секретаре Кузьмине М.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
по апелляционной жалобе представителя Управления Министерства юстиции РФ по Самарской области на решение Октябрьского районного суда г. Самары от 29 января 2013 года, которым постановлено:
"Исковые требования Управления Министерства юстиции РФ по Самарской области удовлетворить частично.
Ликвидировать Фонд "Самарский фонд Президентских программ", зарегистрированное 29 октября 2004 года за основным государственным регистрационным номером N".
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Черкуновой Л.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Управление Министерства юстиции РФ по Самарской области обратилось в суд с иском о ликвидации Фонда "Самарский фонд президентских программ".
В обоснование требований истец указал, что запись о создании Фонда "Самарский фонд Президентских программ" внесена в ЕГРЮЛ 29.10.2004 года, основной регистрационный номер N. Начиная с 2007 года информация о деятельности фонда, предусмотренная п. 3 ст.32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", не предоставлялась в уполномоченный орган.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, Управление Министерства юстиции РФ по Самарской области просило ликвидировать Фонд "Самарский фонд Президентских программ", запись о создании которого внесена в ЕГРЮЛ 29.10.2004 года, за основным регистрационным номером N, и исключить его из Единого государственного реестра юридических лиц.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель Управления Министерства юстиции РФ по Самарской области просит решение суда отменить в части отказа в исключении фонда из ЕГРЮЛ и принять новое решение, указав, что неисполнение п.2 ст.61 ГК РФ является основанием для ликвидации ответчика и исключения его из единого государственного реестра юридических лиц.
В судебном заседании коллегии представитель Управления Министерства юстиции РФ по Самарской области Стригалева Е.А., действующая на основании доверенности, поддержала доводы апелляционной жалобы.
Представитель Фонда "Самарский фонд Президентский программ", представитель Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, поскольку в силу части 3 статьи 167 ГПК РФ их неявка не является препятствием к рассмотрению дела.
Выслушав пояснения представителя Управления Министерства юстиции РФ по Самарской области, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами, судебная коллегия полагает, что решение суда в части отказа в иске об исключении Фонда "Самарский фонд Президентских программ" из ЕГРЮЛ подлежит отмене.
Согласно п. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано:
по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с п. 3 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение. Формы представления указанных документов (за исключением аудиторского заключения) и сроки их представления с учетом сроков, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации (п. 10 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях").
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц Управления Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г.Самара от 22.01.2013 года и Устава Некоммерческой организации Фонда "Самарский Фонд Президентских программ", утвержденного протоколом общего собрания учредителей N от 26.10.2004 года, указанная организация зарегистрирована 29.10.2004 года, место нахождения: "адрес".
Судом установлено, что 25.11.2010 года Управлением Министерства юстиции РФ по Самарской области в адрес Фонда "Самарский фонд Президентских программ" направлено повторное предупреждение о необходимости предоставить информацию о продолжении деятельности организации в соответствии с требованиями действующего законодательства. Однако указанная информация ответчиком не предоставлена.
Таким образом, выводы суда о наличии правовых и фактических оснований для ликвидации Фонда "Самарский Фонд Президентских программ" подтверждены представленными в дело документами и по существу сторонами не оспорены.
Между тем, выводы суда об отказе в удовлетворении исковых требований Управления Министерства юстиции РФ по Самарской области в части исключения некоммерческой организации из ЕГРЮЛ нельзя признать обоснованными.
Отказывая в удовлетворении требований в указанной части, суд указал на наличие у Фонда задолженности по обязательным платежам в бюджет. Однако, исключение недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа допускается и в тех случаях, когда указанное лицо имеет задолженность по налогам, сборам, пеням и санкциям перед бюджетами разных уровней.
В соответствии со ст. 31, 32 НК РФ налоговые органы обладают правами и несут определенные НК РФ обязанности.
Из анализа указанных норм следует, что налоговый орган обязан контролировать деятельность налогоплательщиков в отведенных законом рамках.
В силу положений ст. 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика - организации или индивидуального предпринимателя в банках, которое производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика - организации или индивидуального предпринимателя.
Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока.
Однако из материалов дела усматривается, что налоговый орган с указанными исковыми требованиями к Фонду "Самарский фонд Президентских программ" с 2007 г. по настоящее время не обращался.
На основании изложенного, решение суда подлежит отмене в части отказа в исключении Фонда "Самарский фонд Президентских программ" из ЕГРЮЛ, с вынесением в указанной части нового решения, которым исковые требования Управления Министерства юстиции РФ по Самарской области об исключении Фонда "Самарский фонд Президентских программ" из Единого Государственного реестра юридических лиц - удовлетворить.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г. Самары от 29.01.2013 г. в части отказа в удовлетворении требований Управления Министерства юстиции РФ по Самарской области об исключении из Единого Государственного реестра юридических лиц Фонда "Самарский фонд Президентских программ" отменить.
Постановить в указанной части новое решение, которым иск Управления Министерства юстиции РФ по Самарской области об исключении Фонда "Самарский фонд Президентских программ" из Единого Государственного реестра юридических лиц удовлетворить.
В остальной части решение Октябрьского районного суда г. Самары от 29.01.2013 года оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.