Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего: Сказочкина В.Н.,
судей: Сивохина Д.А. и Клюева С.Б.
при секретаре Елютиной И.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства имущественных отношений Самарской области на решение Октябрьского районного суда г.Самары от 11 февраля 2013 года, которым постановлено:
" Заявление Воронкиной С.В. - удовлетворить частично. Признать незаконным уведомление Министерства имущественных отношений Самарской области N12/1/1460/12 от 09.10.2012 года об отказе в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: "адрес" Воронкиной С.В. под садоводство.
Обязать Министерство имущественных отношений по Самарской области в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения по настоящему заявлению направить в Департамент строительства и архитектуры г.о.Самары обращение об утверждении схемы расположения земельного участка расположенного по адресу: "адрес" на кадастровом плане и по получении ответа Департамента строительства и архитектуры г.о.Самары принять решение по заявлению Воронкиной ФИО13 от 23.05.2012 года N12/1/1460/12 о предоставлении земельного участка под садоводство по существу".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сивохина Д.А., объяснения представителя Ворнкиной С.В. - Инжеваткиной Е.М. (по доверенности), возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Воронкина С.В. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения Министерства имущественных отношений Самарской области об отказе в предоставлении в собственность земельного участка.
В обоснование заявления указала, что 23 мая 2012 года она обратилась в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: "адрес" участок б/н, площадью 1256 кв.м., для садоводства. Уведомлением от 09.10.2012г. Министерство отказало в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка на том основании, что участок не свободен от прав третьих лиц.
С таким решением заявитель не согласна, поскольку по информации Управления Росреестра по Самарской области в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о правах на испрашиваемый земельный участок. Как ей стало известно из полученного уведомления об отказе, Министерство не обращалось в уполномоченный орган местного самоуправления г.о.Самары с заявлением об утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка. Согласно информации Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне Ж2 и может быть использован под садоводство, данный земельный участок не относится (либо его часть) к территории общего пользования, красных линий на участке нет. Единственным основанием для отказа Министерства в предоставлении в собственность земельного участка является то, что земельный участок не свободен от прав третьих лиц, при этом Министерство ссылается на осмотр, проведенный ГБУ Самарской области "Региональный центр недвижимости", в ходе которого установлено что, участок свободен от строений и видимых инженерно-технических сооружений, частично используется под парковку автомобилей. Между тем парковка на участке хаотичная и произвольная, без правоустанавливающих документов. Других доказательств того, что испрашиваемый земельный участок занят третьими лицами, Министерство не представило. Согласно ответам компетентных органов испрашиваемый земельный участок свободен от прав третьих лиц.
Считая отказ в предоставлении в собственность земельного участка не соответствующим закону, нарушающим ее конституционные права, заявитель с учетом уточнений просила суд признать незаконным уведомление Министерства имущественных отношений Самарской области N12/1/1460/12 от 09.10.2012 года об отказе в предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: "адрес" участок б/н площадью 1256 кв.м. под садоводство; обязать Министерство в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения по настоящему заявлению направить в Департамент строительства и архитектуры г.о.Самары обращение об утверждении схемы расположения указанного земельного участка на кадастровом плане и по получении ответа Департамента строительства и архитектуры г.о.Самары принять решение по заявлению Воронкиной С.В. от 23.05.2012 года о предоставлении земельного участка под садоводство по существу.
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержала.
Представитель Министерства имущественных отношений Самарской области просил в удовлетворении заявления отказать, полагая, что решение об отказе в предоставлении земельного участка соответствует нормам действующего законодательства.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Министерство имущественных отношений Самарской области просит решение суда отменить как вынесенное с нарушением норм материального права, постановить новое об отказе в удовлетворении требований заявителя.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Исходя из положения ст. 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
В силу ч.2 ст. 9 Закона Самарской области "О земле" (в ред. Закона Самарской области от 09.04.2012 N 27-ГД) земельные участки, в том числе с расположенными на них зданиями, строениями, сооружениями, принадлежащими гражданам на праве собственности, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность граждан бесплатно при наличии свободных от прав третьих лиц земельных участков, предусмотренных зонированием территории, проводимым в соответствии с градостроительным законодательством.
Порядок распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самара для целей, не связанных со строительством, утвержден Постановлением Правительства Самарской области N74 от 21.06.2006г.
Согласно пункту 2.4. указанного Порядка Министерство в рамках осуществления межведомственного информационного взаимодействия в течение 14 рабочих дней с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка направляет межведомственные запросы в органы и организации в целях получения документов и информации, необходимых для принятия решения о предоставлении земельного участка.
В целях установления фактического использования испрашиваемого земельного участка и при наличии оснований, определенных в соответствии с действующим законодательством, министерство или по его поручению соответствующее государственное учреждение Самарской области осуществляет осмотр земельного участка на местности. Результаты осмотра земельного участка оформляются актом осмотра земельного участка.
При выявлении в процессе рассмотрения заявления препятствий для предоставления земельного участка, предусмотренных действующим законодательством, министерство в течение 14 дней принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка и направляет его в адрес заявителя с указанием причин невозможности предоставления земельного участка.
Установлено, что 23 мая 2012г. Воронкина С.В. обратилась с заявлением в Министерство имущественных отношений Самарской области о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г.Самара, Советский район, ул.Промышленности, участок б/н, предполагаемой площадью 1256,00 кв.м., предполагаемая цель использования - под садоводство (л.д. 38).
Уведомлением от 09 ноября 2012г. за исх. N 12-1/1460/12 Министерство имущественных сношений по Самарской области отказало Воронкиной С.В. в предоставлении земельного участка на том основании, что участок не свободен от прав третьих лиц, фактически используется под автостоянку, что не соответствует цели использования испрашиваемого земельного участка, указанного в заявлении
(л.д. 7).
Между тем, в материалах делах дела отсутствуют доказательства наличия прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
Согласно уведомлениям Управления Росреестра по Самарской области от 15.05.2012г. N01/019/2012-390 и ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области от 10.05.2012г. N 63-00-102/12-166409 сведения о правах на объект недвижимого имущества: земельный участок по адресу: Самарская область, г.Самара, Советский район, ул.Промышленности, участок б/н, площадь 1 256 кв.м., отсутствуют; сведения об указанном земельном участке в государственном кадастре недвижимости также отсутствуют.
Как следует из акта осмотра земельного участка от 04.07.2012г. ГБУ Самарской области "Региональный центр недвижимости", на который ссылается Министерство в качестве основания отказа, в ходе осмотра вышеуказанного земельного участка установлено, что испрашиваемый земельный участок свободен от строений и видимых инженерно-технических сооружений. Участок частично используется для парковки автомобилей. На участке находится одно дерево и кустарники. Участок частично огорожен металлическим забором. Площадь и размеры соответствуют заявлению. Установить фактического землепользователя не удалось в связи с отсутствием соседних землепользователей
(л.д. 14-16).
Как правильно указал суд, само наличие на испрашиваемом земельном участке автомобилей не может свидетельствовать о наличии на него прав третьих лиц, то, что земельный участок используется третьими лицами под стоянку автомобилей, является лишь ничем не подтвержденным предположением.
Министерство не отрицает отсутствие зарегистрированных прав на испрашиваемый земельный участок за какими-либо лицами, более того, по его мнению, имеет место самовольное занятие земельного участка, в связи с чем им сделан соответствующий запрос в орган, осуществляющий государственный земельный контроль - Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.
При таких обстоятельствах вывод суда о незаконности отказа Министерства в предоставлении земельного участка на основании наличия прав третьих лиц, является правильным, основан на законе, соответствует обстоятельствам дела.
В соответствии с п. 2.4 Порядка распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самара для целей, не связанных со строительством, в случае отсутствия оснований для принятия решения об отказе в приеме документов и возвращения заявления о предоставлении земельного участка или принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка министерство в течение 14 рабочих дней направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее - схема расположения земельного участка).
Как следует из материалов дела, схема расположения земельного участка в Департамент строительства и архитектуры г.о.Самара не направлялась, в связи с чем суд правомерно возложил на Министерство обязанность направить в Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара обращение об утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане.
Доводы жалобы не опровергают правильность выводов суда, ввиду чего не могут быть приняты во внимание по вышеизложенным мотивам.
Нарушений судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 330 ГПК РФ привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судебной коллегией не установлено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований для отмены по доводам апелляционной жалобы решения, постановленного судом в соответствии с требованиями закона.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г.Самары от 11 февраля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Дмитриевой Т.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.