Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Николаевой Н.М.,
судей Шилова А.Е., Никоновой О.И.,
при секретаре Елютиной И.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе мэрии городского округа Тольятти на решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 11 марта 2013 года, которым постановлено:
"Обязать мэрию городского округа Тольятти предоставить Авдяковой Любови Владимировне жилое помещение в г. Тольятти вне очереди на состав семьи пять человек по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья".
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Шилова А.Е., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Авдякова Л.В. обратилась в суд с иском к мэрии городского округа Тольятти о предоставлении вне очереди жилого помещения.
В обоснование заявленных требований указала, что её сын Авдяков А.А., ДД.ММ.ГГГГ., является инвалидом с детства по заболеванию, входящему в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утверждённый Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 г. N 378, при которых совместное проживание граждан в одной квартире невозможно.
Распоряжением заместителя мэра городского округа Тольятти N 5272-4/р от 11.08.2008 г., Авдякова Л.В. с составом семьи 5 человек принята на учёт граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма.
28.12.2012 г. мэрией городского округа Тольятти ей отказано в предоставлении жилого помещения вне очереди, в связи с отсутствием свободных жилых помещений муниципального жилищного фонда.
До настоящего времени жилое помещение семье Авдяковых не предоставлено.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, Авдякова Л.В. просила суд обязать мэрию городского округа Тольятти предоставить её семье из пяти человек во внеочередном порядке жилое помещение по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе мэрия городского округа Тольятти просит решение суда отменить как незаконное, и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещались надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия в силу ст.ст. 167, 327 ГПК РФ считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие сторон.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде, осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации.
В соответствии со ст. 14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся ведение в установленном законом порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.
Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев - ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса РФ.
Согласно ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В силу п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ перечне.
Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 года N 378, утверждён перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
Согласно ст. 17 Федерального закона РФ от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учёт и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей- инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимание обстоятельств.
Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Как усматривается из материалов дела, распоряжением заместителя мэра городского округа Тольятти от 11.08.2008 г. N 5272-4/р "О рассмотрении жилищных вопросов", Авдякова Л.В. на основании п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ принята на учёт нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, с составом семьи пять человек, с 23 июля 2008 года /л.д. 13/.
Согласно справки серии МСЭ-2011 N, выданной 01.03.2012 г. Бюро МСЭ N 29 Главного бюро медико-социальной экспертизы по Самарской области, и справки ВК ГБУЗ СО " Тольяттинский психоневрологический диспансер" г. Тольятти N 181 от 28.11.2012 г., Авдяков А.А., ДД.ММ.ГГГГ., является ребенком-инвалидом и у него имеется тяжелая форма хронического заболевания, предусмотренного пунктом 3 Перечня тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 года N 378, при котором невозможно его совместное проживание в одной квартире с другими гражданами.
Кроме того, на основании Постановления Правительства РФ N 817 от 21.12.2004 г., Авдяков А.А. имеет право на дополнительную жилую площадь.
Из материалов дела также видно, что Авдякова Л.В. и члены её семьи: Авдяков А.А. /муж/ и Авдяков М.А., Авдяков Е.А., Авдяков А.А. /дети/, зарегистрированы в четырёхкомнатной квартире общей площадью 97,7 кв.м, расположенной по адресу: "адрес"
В указанной квартире зарегистрировано десять человек.
Согласно справке МП "Инвентаризатор" от 11.02.2013 г., истец и его семья в реестре собственников не значатся, право приватизации в г. Тольятти не использовали, сведения о регистрации права на объекты недвижимого имущества, расположенные на территории г.о. Тольятти Самарской области в Едином государственном реестре прав отсутствуют /л.д. 17 - 22/.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что до настоящего времени жилое помещение семье Авдяковых не предоставлено. При этом их право на внеочередное предоставление жилого помещения, мэрией городского округа Тольятти не оспаривалось.
Доводы представителя ответчика о том, что жилое помещение должно быть предоставлено семье Авдяковых в порядке очередности льготников соответствующей категории, судом обоснованно не приняты во внимание, поскольку право на получение вне очереди жилого помещения гражданами, страдающими тяжелыми формами хронических заболеваний, указанными в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ перечне, прямо предусмотрено п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.
Ссылка ответчика на положения Закона Самарской области "О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан", а также положения Закона Самарской области "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области", судом правильно признана необоснованной, поскольку данные законы не отменяют действие ЖК РФ, а определяют порядок обеспечения жилыми помещениями за счёт средств бюджета отдельных категорий граждан, перечень которых установлен законом.
Статья 57 Жилищного кодекса РФ не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от времени включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников). Нет в ней и указаний на предоставление жилого помещения в порядке очередности лиц равной категории.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди.
Кроме того, обязанность по предоставлению жилья законом не связывается с наличием для этого достаточных средств и источников финансирования.
Оценив в совокупности установленные выше обстоятельства, суд пришёл к правильному выводу о наличии оснований для предоставления Авдяковой Л.В. на состав семьи пять человек вне очереди жилого помещения по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья, и обоснованно удовлетворил заявленные истцом требования.
Доводы апелляционной жалобы мэрии городского округа Тольятти Самарской области о том, что при реализации прав на внеочередное получение жилья должны соблюдаться права иных очередников, не могут быть приняты во внимание, поскольку право граждан на получение жилой площади во внеочередном порядке, не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом.
Доводы апелляционной жалобы о том, что денежных средств, выделенных в 2012 году из бюджета Самарской области на обеспечение жилыми помещениями граждан, имеющих право на внеочередное получение жилья по договорам социального найма, недостаточно, правового значения не имеют, поэтому не могут служить основанием для отмены судебного постановления.
Доводов, опровергающих правильность выводов суда, апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, и предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, судом при рассмотрении дела не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 11 марта 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу мэрии городского округа Тольятти без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.