Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Сказочкина В.Н.,
судей - Минеевой О.Г., Захарова С.В.,
при секретаре Гапотченко Е.Ю.,
с участием представителя Подковыровой З.А. - Борисовой Я.В.; представителя Департамента строительства и архитектуры г. Самары - Филюк Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара на решение Ленинского районного суда
г. Самара от 22 октября 2012 года,
УСТАНОВИЛА:
Подковырова З.А. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным отказа Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара в утверждении схемы расположения земельного участка. В заявлении указала, что она обратилась в Министерство имущественных отношений Самарской области (далее Министерство) с заявлением о предоставлении бесплатно земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", площадью 480 кв.м. ДД.ММ.ГГГГ Департамент строительства и архитектуры получил обращение Министерства об утверждении схемы расположения земельного участка. Заключением Департамента от ДД.ММ.ГГГГ отказано в утверждении схемы расположения земельного участка в связи с тем, что ведутся работы по формированию земельного участка для последующего предоставления на бесплатной основе гражданам, имеющим трех и более детей.
Заявитель считает, что указанное заключение является незаконным, так как отсутствуют основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.
Ссылаясь на данное обстоятельство, Подковырова З.А. просила признать незаконным заключение Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории, расположенного по адресу: "адрес", площадью 480 кв.м., обязать Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара утвердить схему расположения земельного участка площадью 480 кв.м., расположенного по адресу: "адрес" на кадастровом квартале соответствующей территории.
Решением суда от 22.10.2012 г. требования заявителя удовлетворены.
В апелляционной жалобе Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара (далее Дапартмент) просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления, поскольку земельный участок располагался в границах участка, внесённого в реестр земельных участков для формирования граждан, имеющим троих детей и более от ДД.ММ.ГГГГ Департаментом оплачены работы Самарского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ" по обследованию земельного участка для последующего предоставления многодетным детям. Распряжением Департамента N утверждена схема расположения земельного участка площадью 450 кв.м., расположенного по адресу: "адрес". Земельный участок поставлен на государственный кадастровый учёт и ему присвоен номер N.
В суде апелляционной инстанции представитель Департамента поддержала доводы апелляционной жалобы, дала объяснения, аналогичные изложенным в жалобе.
Представитель заявителя возражала против доводов жалобы, считая решение суда законным и обоснованным.
Заслушав доклад судьи Сказочкина В.Н., объяснения участвующих в деле лиц, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действий (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии с п. 4 ст. 34 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Основания для отказа в утверждении схемы определены ч.1 ст. 4 Закона Самарской области от 04.03.2011 N 16-ГД "О Схеме расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории".
Согласно Постановлению Правительства Самарской области от 21.06.2006 г. N 74 полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей не связанных со строительством осуществляет Министерство имущественных отношений Самарской области.
Указанным постановлением утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в г.о. Самара для целей, не связанных со строительством.
Согласно названного выше Порядка граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают заявление в министерство о предоставлении земельного участка.
В трехдневный срок с момента поступления заявления министерство направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об изготовлении и утверждении проекта границ земельного участка (согласно изменениям, внесенным Федеральным законом от 13.05.2008 г. N 66-ФЗ - об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории).
В соответствии с п. 2.2 Порядка в заявлении о предоставлении земельного участка указываются цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Местоположение земельного участка определяется в соответствии с прилагаемым к заявлению о предоставлении земельного участка планом-схемой.
В соответствии с п. 4 ст. 24 Устава городского округа Самара Самарской области полномочия по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории относятся к компетенции Главы городского округа Самара.
Постановлением Главы городского округа Самара от 19.09.2006 N 2340 "Об определении уполномоченных органов по утверждению проектов границ земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством" (в редакции Постановления Главы городского округа Самара от 31.10.2008 г. N 915) определены уполномоченные органы по утверждению схем расположения земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством, на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий.
В соответствии с указанным постановлением на Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара возложены полномочия по утверждению схем расположения земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством, на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий, площадью более 100 кв. м.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Подковырова З.А. обратилась в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка площадью 480 кв.м., расположенного по адресу: "адрес", указав предполагаемую цель использования - под садоводство. ДД.ММ.ГГГГ Министерство имущественных отношений Самарской области направило в адрес Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара обращение N об утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка. В ответ на обращение Департамент направил заключение от ДД.ММ.ГГГГ о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", указав, что в отношении данного земельного участка ведутся работы по формированию земельного участка для последующего предоставления на бесплатной основе гражданам, имеющим трех и более детей.
На основании названного заключения Департамента уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ Министерство отказало Подковыровой З.А. в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка и возвратило поступивший пакет документов, в том числе, копию оспариваемого заключения Департамента от ДД.ММ.ГГГГ.
В силу ч.4 ст. 4 Закона Самарской области от 04.03.2011 N 16-ГД "О Схеме расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории" отказ в утверждении схемы может быть обжалован в судебном порядке.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что основание отказа, указанное в заключении, не предусмотрено ч.1 ст. 4 Закона Самарской области от 04.03.2011 N 16-ГД "О Схеме расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории". Не подтверждается представленными документами иные основания невозможности утверждения схемы расположения испрашиваемого земельного участка.
Согласно ч.2.4 ст.9 Закона Самарской области от 11.03.2005 N 94-ГД "О земле", земельные участки, в том числе с расположенными на них зданиями, строениями, сооружениями, принадлежащими гражданам на праве собственности, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность граждан, имеющих трех и более детей, в том числе для индивидуального жилищного строительства, бесплатно однократно, при отсутствии у граждан земельных участков с тем же разрешенным использованием, которыми они обладают на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения либо, которые они приобрели в собственность в соответствии с п.5 ст.20, п.3 ст.21 ЗК РФ, или п.9.1 ст.3 ФЗ "О введении в действие ЗК РФ", ч.2, 2.1 настоящей статьи и при наличии свободных от прав третьих лиц земельных участков, предусмотренных зонированием территории, проводимым в соответствии с градостроительным законодательством.
В апелляционной жалобе представитель Департамента ссылается на реестр земельных участков для формирования гражданам, имеющим трёх и более детей, утверждённый руководителем Департамента ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно представленного с апелляционной жалобой копии реестра от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок, расположенный по адресу: "адрес", площадь 450 кв.м. числится в реестре земельных участков для формирования гражданам, имеющим трех и более детей.
Между тем п. 2.4 ст. 9 Закона Самарской области "О земле", в рамках которого составлен реестр, введен Законом Самарской области от 08.07.2011 N 72-ГД, т.е. после обращения заявителя в Министерство и после составления Департаментом реестра.
В суде апелляционной инстанции представитель Департамента ссылался на то, что лишь ДД.ММ.ГГГГ Министерство направило в адрес Департамента обращение об утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка, соответственно, на момент составления реестра в Департаменте не имелось информации об обращении заявителя. При этом суду апелляционной инстанции представлено обращение Министерства от ДД.ММ.ГГГГ N, направленное в адрес Департамента о предоставлении сведений с копией проекта границ испрашиваемого заявителем земельного участка пл. 480 кв.м. по адресу: "адрес". В связи с чем, несостоятельна ссылка представителя Департамента на то, что на момент поступления обращения Министерства от ДД.ММ.ГГГГ испрашиваемый земельный участок был включен в названный выше реестр. Кроме того, обращение заявителя в Министерство по вопросу предоставления земельного участка имело место ранее утверждения названного выше реестра от ДД.ММ.ГГГГ
Иных оснований отказа в утверждении схемы, предусмотренных ч.1 ст. 4 Закона Самарской области от 04.03.2011 N 16-ГД "О Схеме расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории", Департаментом в заключении не названо.
Названные обстоятельства делают несостоятельной ссылку в апелляционной жалобе на распоряжение руководителя Департамента от ДД.ММ.ГГГГ N об утверждении схемы земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: "адрес" для садоводства; несение Департаментом расходов по договору, заключенному ДД.ММ.ГГГГ между МП г. Самара " "данные изъяты"" и Департаментом на сумму 10000 руб. за оформление межевого плана земельного участка; акт сдачи-приемки оказанных услуг от ДД.ММ.ГГГГ к договору от ДД.ММ.ГГГГ; постановку земельного участка на кадастровый учёт ДД.ММ.ГГГГ
Таким образом, с обоснованностью оспариваемого заключения Департамента о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане нельзя согласиться. Такое заключение в силу п. 2.6 названного Порядка является основанием для принятия Министерством решения об отказе в предоставлении земельного участка. Следовательно, права заявителя нарушены. Довод апелляционной жалобы о наличии решения Министерства об отказе в предоставлении земельного участка не может быть принят во внимание, поскольку по смыслу приведённой выше ч.4 ст. 4 Закона Самарской области от 04.03.2011 N 16-ГД заключение об отказе в утверждении схемы может быть обжаловано в суд отдельно от решения об отказе в предоставлении земельного участка.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что в настоящее время имеется распоряжение Департамента об утверждении схемы и пересечение границ земельных участков, что делает невозможным исполнение решения суда, несостоятельна. Распоряжение Департамента при наличии установленных судом обстоятельств дела может быть отменено соответствующим должностным лицом Департамента.
Согласно ч. 5 ст. 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ в течение срока действия временного характера внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте недвижимости по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости, сведения о таком объекте недвижимости могут быть аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости.
В связи с чем, уполномоченное лицо может обратиться в орган кадастрового учёта по вопросу аннулирования, исключения сведений об объекте недвижимости.
Согласно ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Как установлено выше, права заявителя нарушены и в силу закона нарушенное право гражданина должно быть восстановлено. Установленный ч.1 ст. 256 ГПК РФ срок на обращение в суд с заявлением не пропущен, что следует из момента получения копии заключения Департамента, направленной вместе с уведомлением Министерства об отказе в предоставлении земельного участка, и сроком сдачи почтового отправления, которым направлено заявление в суд. Потому суд обоснованно признал незаконным заключение Департамента от ДД.ММ.ГГГГ и обязал его утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Самары Самарской области от 22 октября 2012 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара- без удовлетворения.
Председательствующий-
Судьи-
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.