Судья Саратовского областного суда Желонкина Г.А.,
при секретаре Низове И.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу полицейского кинолога старшего сержанта полиции отдела МВД России по Марксовскому району Зеленых В.Ю. на постановление Марксовского городского суда Саратовской области от 04 февраля 2013 года, которым производство по делу о привлечении Соколова В.Ю. к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекращено за отсутствием состава административного правонарушения
УСТАНОВИЛ:
постановлением Марксовского городского суда Саратовской области от 04 февраля 2013 года производство по делу о привлечении Соколова В.Ю. к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) прекращено за отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Саратовский областной суд, полицейский кинолог старший сержант полиции отдела МВД России по Марксовскому району Зеленых В.Ю. указывает на свое несогласие с вышеназванным постановлением, поскольку суд не исследовал всех доказательств по делу и не дал им надлежащую оценку. Просит постановление суда отменить и направить дело на новое рассмотрение.
В судебном заседании Зеленых В.Ю. доводы жалобы поддержал. Указывает, что судом неверно оценены обстоятельства дела, Соколов В.Ю. привлечен к административной ответственности за неповиновение законному распоряжению (требованию) сотрудника полиции, а не за совершение хулиганских действий, которые, по мнению суда, он не совершал, в связи с чем, отсутствует состав правонарушения, предусмотренный ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ. Фактически судом не правильно определена объективная сторона правонарушения, предусмотренная ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ.
Заслушав участников процесса,исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, проверив решение суда в полном объеме, нахожу постановление судьи Марксовского городского суда Саратовской области подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6, ст. 30.7 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья должен проверить дело в полном объеме.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Из материалов дела следует, что 02 февраля 2013 года напротив "адрес" по "адрес" "адрес" Соколов В.Ю. на предложение сотрудников полиции предъявить документы, удостоверяющие личность ответил отказом, оказывал злостное неповиновение, на законное распоряжение проехать в ОМВД г. Маркса отвечал отказом, вырывался, неоднократно пытался убежать. На требования прекратить хулиганские действия Соколов В.Ю. не реагировал, продолжал оказывать неповиновение в более злостной форме и только после применения физической силы и специальных средств был доставлен в ОМВД г. Маркса.
Основанием проверки документов у Соколова В.Ю. сотрудниками полиции явилось то, что он назвался чужим именем, проехать для установления личности в отдел полиции отказался. Вместе с тем следственным отделом МВД России по Марксовскому району в отношении него было вынесено постановление о приводе для допроса в качестве свидетеля по уголовному делу, возбужденному по ч. 1 ст. 111 УК РФ, поскольку на вызовы следователя он не реагировал, от явки уклонялся, от следствия скрывался.
Действия Соколова В.Ю. были квалифицированы по ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ, поскольку выражались в неповиновении законному требованию сотрудников полиции предъявить документы, удостоверяющие личность, при осуществлении возложенных на них служебных обязанностей, что образует объективную сторону состава административного правонарушения данной нормы.
Прекращая производство по делу в отношении Соколова В.Ю. по ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения, районный суд пришел к выводу об отсутствии объективной стороны административного правонарушения. Отсутствие состава правонарушения, по мнению суда, подтверждается пояснениями как Соколова В.Ю., так и заявленных им свидетелей З.С.А. и С.Е.М. находившихся вместе с ним в момент правонарушения, а также то, что хулиганских действий он не совершал, был прилично одет.
Однако с выводом суда согласиться нельзя.
Федеральный закон от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" определяя в качестве предназначения полиции защиту жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействие преступности, охрану общественного порядка, собственности и обеспечение общественной безопасности (часть 1 статьи 1), возлагает на полицию и ее сотрудников соответствующие предназначению полиции обязанности и предоставляет обусловленные данными обязанностями права (статьи 12, 13, 27 и 28), а также устанавливает, что воспрепятствование выполнению сотрудником полиции служебных обязанностей, оскорбление сотрудника полиции, оказание ему сопротивления, насилие или угроза применения насилия по отношению к сотруднику полиции в связи с выполнением им служебных обязанностей либо невыполнение законных требований сотрудника полиции влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации (часть 4 статьи 30).
В соответствии с частью 1 статьи 13Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляются следующие права: требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий, а равно действий, препятствующих законной деятельности государственных и муниципальных органов, депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, депутатов представительных органов муниципальных образований, членов избирательных комиссий, комиссий референдума, а также деятельности общественных объединений; проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом; проверять у граждан, должностных лиц, общественных объединений и организаций разрешения (лицензии) и иные документы на совершение определенных действий или на осуществление определенного вида деятельности, контроль (надзор) за которыми возложен на полицию в соответствии с законодательством Российской Федерации; составлять протоколы об административных правонарушениях, собирать доказательства, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применять иные меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях.
В соответствии с п. п. 13 и 14 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 07 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" полиция вправе: доставлять граждан, то есть осуществлять их принудительное препровождение, в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение в целях решения вопроса о задержании гражданина (при невозможности решения данного вопроса на месте); установления личности гражданина, если имеются основания полагать, что он находится в розыске как скрывшийся от органов дознания, следствия или суда, либо как уклоняющийся от исполнения уголовного наказания, либо как пропавший без вести; защиты гражданина от непосредственной угрозы его жизни и здоровью в случае, если он не способен позаботиться о себе либо если опасности невозможно избежать иным способом, а также в других случаях, предусмотренных федеральным законом, - с составлением протокола в порядке, установленном частями 14 и 15 статьи 14 настоящего Федерального закона;
Объектом правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ являются общественные отношения в сфере обеспечения порядка управления, а также общественного порядка и общественной безопасности. Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего, сотрудника уголовно-исполнительной системы и сотрудников некоторых других правоохранительных органов препятствует нормальной деятельности государственных органов, исполнению представителями власти своих служебных обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.
Факт совершения административного правонарушения Соколовым В.Ю. подтверждается совокупностью доказательств: протоколом об административном правонарушении, в котором изложено существо нарушения; рапортами сотрудников полиции; протоколом об административном задержании; свидетельскими показаниями Р.А.Н., К.Е.А., не являющихся заинтересованными лицами, но которые судом так же как и находящийся вместе с Зеленых В.Ю. при исполнении служебных обязанностей второй сотрудник полиции опрошены не были.
Вывод суда об отсутствии доказательств вины Соколова В.Ю. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ, сделан преждевременно, на основе не выясненных по делу обстоятельств, в нарушение требований статей 24.1, 26.1 КоАП РФ и не позволил всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Более того, отсутствие со стороны Соколова В.Ю. хулиганских действий не влияют на квалификацию его действий по ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ, а в случае их наличии могли бы образовывать иной состав правонарушения.
Согласно частей 1 и 2 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
По результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Суд второй инстанции полагает, что судом допущены существенные нарушения норм процессуального права. Следовательно, решение о прекращении производства по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ в отношении Соколова В.Ю. нельзя признать законным, оно подлежит отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в Марксовский городской суд Саратовской области.
Руководствуясь ст.ст. 30.7 и 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление Марксовского городского суда Саратовской области от 04 февраля 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ, в отношении Соколова В.Ю., отменить.
Дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ, в отношении Соколова В.Ю., возвратить в Марксовский городской суд Саратовской области на новое рассмотрение.
Судья: Г.А. Желонкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.