Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда
в составе:
председательствующего судьи Бартенева Ю.И.,
судей Пантелеева В.М., Песковой Ж.А.,
при секретаре Морозовой М.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Честнова Н.П. к Государственному казенному учреждению Саратовской области - Управление социальной поддержки населения Ртищевского района о возобновлении выплат мер социальной поддержки, по апелляционной жалобе Государственного казенного учреждения Саратовской области - Управления социальной поддержки населения Ртищевского района (далее - УСПН) на решение Ртищевского районного суда Саратовской области от 06 февраля 2013 года, которым постановлено:
исковые требования удовлетворить;
обязать УСПН возобновить с 01 января 2013 года предоставление Честнову Н.П. меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, предусмотренную Законом Саратовской области от 26.12.2008 N 372-ЗСО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Саратовской области";
взыскать с УСПН в пользу Честнова Н.П. ежемесячную денежную выплату на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с августа 2010 года по декабрь 2012 года в сумме 26994 руб. 54 коп.
Заслушав доклад судьи областного суда Пантелеева В.М., исследовав материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Честнов Н.П. обратился в суд с исковыми требованиями к ответчику о возобновлении с 01 января 2013 года предоставления ему меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, предусмотренной Законом Саратовской области от 26.12.2008 г. N 372-ЗСО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Саратовской области", а также взыскании задолженности по данной выплате за период с августа 2010 года по декабрь 2012 года в сумме 26994 руб. 54 коп. Требования обосновывал тем, что является ветераном труда и относится к участникам ликвидации последствий аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча в 1960-1961 годах. С августа 2010 года ответчик прекратил выплату ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг как ветерану труда.
Суд, рассмотрев возникший спор, постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе УСПН просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, вынести по делу новое решение. В обоснование жалобы ссылается на те же обстоятельства, на которые ссылалось в суде первой инстанции в обоснование своих возражений. Полагает, что судом неправильно применены нормы материального права.
На доводы апелляционной жалобы Честновым Н.П. принесены возражения, в которых он просит решение суда оставить без изменения.
В суд апелляционной инстанции представитель УСПН, Честнов Н.П. не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, уважительных причин отсутствия суду не представили, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали, в связи с чем, судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие согласно ст. 167 ГПК РФ.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения, согласно требованиям ст. 327.1 ГПК РФ исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Установлено, что Честнов Н.П., 20 марта 1939 года рождения, является ветераном труда и одновременно участником ликвидации последствий аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча в 1960-1961 г.г., что не оспаривалось ответчиком и подтверждено копиями удостоверений. Честнов Н.П. как участник ликвидации последствий аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча в 1960-1961 годах получает через Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Ртищевском районе Саратовской области ежемесячную денежную выплату. Как ветеран труда от УСПН он получал меру социальной поддержки в форме ежемесячной денежной выплаты и ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, предусмотренную Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", Законом Саратовской области от 26 декабря 2008 года N 372-ЗСО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Саратовской области".
С 01 августа 2010 года УСПН прекратило выплату ежемесячной денежной компенсации и ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг Честнову Н.П., ссылаясь на то, что он получает через Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Ртищевском районе Саратовской области ежемесячную денежную выплату.
В силу п.2 ч.1 ст.1 Федерального закона "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" от 26.11.1998 г. N 175-ФЗ в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, распространено действие Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 21, ст. 699; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 32, ст. 1861; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4561; 1996, N 51, ст. 5680; 1997, N 47, ст. 5341): на граждан (в том числе временно направленных или командированных), включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, принимавших в 1959 - 1961 годах непосредственное участие в работах по ликвидации последствий аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк", а также на граждан, включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, занятых на работах по проведению защитных мероприятий и реабилитации радиоактивно загрязненных территорий вдоль реки Теча в 1957 - 1962 годах.
В ст. 5 вышеуказанного Закона предусмотрено, что гражданам, указанным в пункте 2 части первой статьи 1 настоящего Федерального закона, гарантируются меры социальной поддержки, установленные для граждан, указанных в пункте 4 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Согласно ст. 15 Закона РФ от 15.05.1991 г. N 1244-1"О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"(далее - Закон N 1244-1) гражданам, указанным в п. 4 ч. 1 ст. 13 настоящего закона, предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные п.п. 4, 6, 7, 9 - 12, 14 ч. 1 ст. 14 Закона и п. 2 ч.1 настоящей статьи, в частности: доплата до размера прежнего заработка при переводе по медицинским показаниям на нижеоплачиваемую работу; выплата пособия по временной нетрудоспособности в размере 100 процентов среднего заработка; преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата независимо от времени работы на данном предприятии, в учреждении, организации и первоочередное трудоустройство при ликвидации или реорганизации предприятия, учреждения, организации; внеочередное обслуживание в лечебно-профилактических учреждениях и аптеках; обслуживание в поликлиниках, к которым они были прикреплены до выхода на пенсию; внеконкурсное поступление для обучения за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; внеочередное обеспечение детей местами в детских дошкольных учреждениях, специализированных детских учреждениях лечебного и санаторного типа с выплатой ежемесячной денежной компенсации в размере 90 рублей на питание ребенка в данном учреждении; преимущественное обеспечение местами в пансионатах ветеранов или домах-интернатах для престарелых и инвалидов.
Также в соответствии с ч.1 ст. 27.1 Закона N 1244-1 граждане, указанные в п. 4 ч. 1 ст. 13 Закона имеют право на ежемесячную денежную выплату, устанавливаемую и выплачиваемую территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации. Гражданину, имеющему одновременно право на получение ежемесячной денежной выплаты по нескольким основаниям, указанным в части первой настоящей статьи, ежемесячная денежная выплата устанавливается по одному из них, предусматривающему наиболее высокий размер (ч.2 ст.27.1).
В силу ст. 3 Закона N 1244-1, если гражданин имеет право на возмещение вреда и меры социальной поддержки по настоящему Закону и одновременно на такое же возмещение вреда и меры социальной поддержки по иному нормативному правовому акту, возмещение вреда и меры социальной поддержки независимо от основания, по которому они устанавливаются, предоставляются либо по настоящему Закону, либо по иному нормативному правовому акту по выбору гражданина, если законодательством Российской Федерации не предусмотрено иное.
Закон N 1244-1, в редакции до дополнения в него Федеральным законом от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ статьи 27.1, не предусматривал для граждан, указанных в п. 4 ч. 1 ст. 13 Закона1244-1, такой меры социальной поддержки как оплата жилого помещения и коммунальных услуг. Оплата занимаемой жилой площади (в пределах норм, предусмотренных действующим законодательством), в том числе и членам их семей, проживающим с ними, в размере 50 процентов квартирной платы, исчисленной по ставкам, установленным для рабочих и служащих, гарантировалась согласно п.4 ч.1. ст. 14 Закона N 1244-1, в редакции, действующей до Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ, гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда устанавливаются следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств (далее - ветераны боевых действий), ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда.
Согласно ст. 13 данного Закона социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей: пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации; получение ежемесячной денежной выплаты; получение и содержание жилых помещений; оплату коммунальных услуг; медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание.
Пунктом 3 данной статьи установлено, что при наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
В соответствии с п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 22 Федерального закона РФ от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31.12.2004 г., определяются законами и иными правовыми нормативными актами Российской Федерации.
В ст. 1 Закона Саратовской области от 26.12.2008 г. N 372-ЗСО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Саратовской области" указано, что право на социальную поддержку в соответствии с настоящим Законом имеют, в том числе, ветераны труда.
Как установлено ст. 2 названного Закона ветеранам труда, достигшим возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости в соответствии со ст. 7 Федерального закона Российской Федерации от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предоставляются меры социальной поддержки, в том числе, ежемесячная денежная выплата на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (ст.5).
Положениями п. 3 ч. 1, ч. 2, ч. 3 ст. 14 3акона N 1244-1 предусмотрено, что гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируется оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади в домах государственного и муниципального фондов и в приватизированных жилых помещениях (в пределах норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации), в том числе и членам их семей, проживающим с ними; оплата в размере 50 процентов за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией, а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - предоставление скидки в размере 50 процентов со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, включая транспортные расходы. Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных настоящим пунктом. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Фонда компенсаций федерального бюджета в виде субвенций.
Во исполнение, в том числе вышеуказанных положений ст. 14 Закона N 1244-1, принят Закон Саратовской области от 26.11.2009 г. N 174-ЗСО "О ежемесячной денежной выплате на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Саратовской области". В силу ст. 1 данного Закона установлено предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг (с учетом оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива) в форме ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам, имеющим право на социальную поддержку в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 02.01.2000 г. N 40-ФЗ), Федеральным законом от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Закона Российской Федерации от 18.06.1992 г. N 3061-1), Федеральным законом от 10.01 2002 г. N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", Федеральным законом от 26 ноября 1998 г. N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" (далее - отдельные категории граждан).
Постановлением Правительства Саратовской области от 30.12.2009 г. N 675-П во исполнение Закона Саратовской области от 26 ноября 2009 г. N 174-ЗСО утверждено Положение о порядке предоставления ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан.
В п.2 данного Положения установлено, что право на получение ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг имеют граждане: 1) участники Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж", "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах"; 2) участники Великой Отечественной войны, ставшие инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий); 3) инвалиды Великой Отечественной войны, инвалиды боевых действий, военнослужащие и лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей); 4) лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда", ставшие инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий); 5) члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий; 6) члены семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей); 7) члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ставших инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), погибших при исполнении иных обязанностей военной службы; 8) ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах"; 9) бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны; 10) бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, ставшие инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий); 11) граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; 12) инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы; 13) граждане, принимавшие в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения; 14) граждане, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1988 - 1990 годах в работах по объекту "УКРЫТИЕ"; 15) граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения; 16) семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой; 17) семьи умерших инвалидов вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой; 18) семьи, в том числе вдовы (вдовцы) умерших участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; 19) граждане, принимавшие в 1957 - 1958 годах непосредственное участие в работах по ликвидации последствий аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк", а также граждане, занятые на работах по проведению защитных мероприятий и реабилитации радиоактивно загрязненных территорий вдоль реки Теча в 1949 - 1956 годах; 20) граждане, эвакуированные (переселенные), а также добровольно выехавшие из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча; 21) граждане, получившие лучевую болезнь, другие заболевания, включенные в перечень заболеваний, обусловленных воздействием радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча; 22) граждане, ставшие инвалидами вследствие воздействия радиации; 23) семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, получивших лучевую болезнь, другие заболевания, обусловленных воздействием радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча; 24) граждане из подразделений особого риска; 25) лица, ставшие инвалидами из числа граждан из подразделений особого риска; 26) семьи, потерявшие кормильца из числа граждан и из подразделений особого риска; 27) граждане, получившие суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышавшую 25 с3в (Бэр); 28) инвалиды; 29) семьи, имеющие детей-инвалидов; 30) лица в возрасте до 18 лет, зараженные вирусом иммунодефицита человека.
Таким образом, ни в Законе Саратовской области от 26 ноября 2009 г. N 174-ЗСО, ни в Положении о порядке предоставления ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденном постановлением Правительства Саратовской области от 30.12.2009 г. N 675-П, категории граждан, указанных в п.4 ч.1 ст. 13 3акона N 1244-1 и в п.2 ч.1 ст.1 Федерального закона от 26.11.1998 г. N 175-ФЗ, к которым относится истец, не предусмотрены.
Исходя из смысла вышеприведенных норм права, в зависимости от основания социальной поддержки - принадлежности к категории ветеранов военной службы граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и т.п., система мер социальной поддержки различна. Вместе с тем, некоторые меры социальной поддержки, предоставляемые по различным основаниям, могут повторяться, в связи с чем законодателем введены ограничения на получение одним лицом более одного раза одной и той же меры социальной поддержки, право на которую лицо имеет по различным основаниям. Ограничения на пользование различными мерами социальной поддержки более чем по одному основанию законодательство не содержит.
Ежемесячная денежная выплата на оплату жилого помещения и коммунальных услуг является самостоятельной мерой социальной поддержки ветеранов, предусмотренной статьей 13 Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" и Законом Саратовской области от 26.12.2008 г. N 372-ЗСО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Саратовской области".
Выплата денежной компенсации, связанной с оплатой жилья и коммунальных услуг, в соответствии с Законом N 1244-1 для граждан, указанных в п.4 ч.1 ст. 13 3акона N 1244-1, не предусмотрена.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о законности требований истца, в связи с чем удовлетворил его исковые требования в полном объеме.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к иной оценке доказательств и иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался ответчик в обоснование своих возражений, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных доказательств в их совокупности.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что оснований к отмене решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ртищевского районного суда Саратовской области от 06 февраля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного казенного учреждения Саратовской области - Управления социальной поддержки населения Ртищевского района - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.