Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Захарова В.Н.,
судей Аршиновой Е.В., Поляниной О.А.,
при секретаре Низове И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Лавриновича А.И. к Управлению Федеральной миграционной службы Российской Федерации по Саратовской области о признании незаконным решения комиссии по осуществлению компенсационных выплат и пособия участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, прореживающих за рубежом, и членам их семей УФМС России по Саратовской области (протокол от 30 ноября 2011 года N 58) об отказе в выплате единовременного пособия на обустройство, о признании права на получение указанного пособия, о возложении обязанности по производству его выплаты в размере 40 000 руб., по апелляционной жалобе УФМС России по Саратовской области на решение Фрунзенского районного суда города Саратова от 04 февраля 2013 года, которым исковые требования Лавриновича А.И. удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Поляниной О.А., объяснения представителя Управления Федеральной миграционной службы Российской Федерации по Саратовской области Снетковой Д.И., поддержавшей жалобу, изучив доводы апелляционной жалобы, рассмотрев материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Лавринович А.И. обратился в суд с заявлением, мотивируя требования, что в 2010 году заявитель приехал из Республики Узбекистан на постоянное место жительства в город Саратов, где проживает по адресу: "адрес", им получено разрешение на временное проживание на территории Российской Федерации. 18 февраля 2011 года Управлением Федеральной миграционной службы Российской Федерации по Саратовской области (далее - УФМС по Саратовской области) Лавриновичу А.И. выдано свидетельство СС N участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. В ноябре 2011 года Лавринович А.И. приобрел гражданство Российской Федерации.
Заявитель считал, что в соответствии с действующим законодательством ему положена выплата подъемных в размере 40 000 руб.
В октябре 2011 года заявителем получена выписка из протокола N 58 от 30 ноября 2011 года заседания комиссии по осуществлению компенсационных выплат и пособий участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников УФМС по Саратовской области, согласно которой ему отказано в выплате единовременного пособия на обустройство. С принятым решением комиссии по осуществлению компенсационных выплат Лавринович А.И. не согласен, считал его противоречащим действующему законодательству.
Рассмотрев заявленные требования, суд постановил вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе УФМС России по Саратовской области просит отменить решение суда и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении иска отказать. В качестве основания для отмены решения ссылается на неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенным в решении суда, обстоятельствам дела. В жалобе указывает, что суд не учел, что соответствующие выплаты предоставляются участникам Государственной программы и членам их семей, находящимся в процессе переселения на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, то есть реально пересекающих границу России.
В заседание судебной коллегии Лавринович А.И., его представитель - Алексеева М.Ю., не явились, извещены о заседании надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили, о причинах неявки не сообщили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия полагает, что оснований для отмены или изменения решения суда не имеется, поскольку при разрешении спора судом правильно применены нормы материального и процессуального права, определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от 24 мая 1999 года N 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" (далее - Закон N 99-ФЗ) соотечественниками являются лица, родившиеся в одном государстве, проживающие либо проживавшие в нем и обладающие признаками общности языка, истории, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии.
Соотечественниками также признаются лица и их потомки, проживающие за пределами территории Российской Федерации и относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации, а также сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерацией лица, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее проживали на территории Российской Федерации, в том числе: лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства; выходцы (эмигранты) из Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства или лицами без гражданства (п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24 мая 1999 года N 99-ФЗ).
Цели государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников заключаются в оказании государственной поддержки соотечественникам, в том числе в обеспечении правовой защиты их интересов, а также условий, при которых они могли бы в качестве равноправных граждан жить в иностранных государствах или вернуться в Российскую Федерацию (ч. 3 ст. 5 Закона N 99-ФЗ).
В целях создания дополнительных условий для обеспечения добровольного переселения в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 637 утверждена Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.
Из раздела II Государственной программы следует, что целями Государственной программы являются стимулирование и организация процесса добровольного переселения в Российскую Федерацию соотечественников на основе повышения привлекательности ее субъектов, а также компенсация естественной убыли населения в стране в целом и в ее отдельных регионах за счет привлечения переселенцев на постоянное место жительства в Российскую Федерацию.
Согласно разделу IV Государственной программы решение об участии в Государственной программе принимается соотечественником добровольно на основе осознанного выбора им места проживания и работы на территории Российской Федерации.
Соотечественнику, ставшему участником Государственной программы, выдается свидетельство установленного Правительством Российской Федерации образца.
Участник Государственной программы и члены его семьи, совместно переселяющиеся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, имеют право на получение государственных гарантий и социальной поддержки, в том числе: на компенсацию за счет средств федерального бюджета расходов на переезд к будущему месту проживания; на компенсацию за счет средств федерального бюджета расходов на уплату государственной пошлины за оформление документов, определяющих правовой статус переселенцев на территории Российской Федерации; на получение за счет средств федерального бюджета единовременного пособиянаобустройство ("подъемных"); на получение за счет средств федерального бюджета ежемесячного пособия при отсутствии дохода от трудовой, предпринимательской и иной не запрещенной законодательством Российской Федерации деятельности в период до приобретения гражданства Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев. Размер пособия определяется с учетом прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации; на получение компенсационного пакета участника Государственной программы, включающего в себя услуги государственных и муниципальных учреждений дошкольного воспитания, общего и профессионального образования, социального обслуживания, здравоохранения и услуги государственной службы занятости. Расходы на финансирование компенсационного пакета осуществляются за счет средств соответствующих бюджетов.
Размер государственных гарантий, порядок их предоставления, а также перечень мер социальной поддержки утверждаются Правительством Российской Федерации.
Предоставление иных государственных гарантий, социальная поддержка, трудоустройство участника Государственной программы, обеспечение его и членов его семьи необходимым жильем осуществляются в рамках региональных программ переселения.
Как следует из материалов дела, 03 декабря 2010 года Министерством занятости, труда и миграции Саратовской области принято решение N 218 о целесообразности участия Лавриновича А.И. в Государственной программе по оказанию содействия добровольного переселению в Российской Федерации соотечественников, проживающих за рубежом и согласовании возможности добровольного переселения на территорию вселения - город Саратов.
18 февраля 2011 года УФМС России по Саратовской области Лавриновичу А.И. выдано свидетельство участника Государственной программы по оказанию содействия добровольного переселению в Российской Федерации соотечественников, проживающих за рубежом серии СС N.
07 марта 2011 года Лавринович А.И. обратился в УФМС России по Саратовской области с заявлением о выплате ему единовременного пособия на обустройство.
Решением УФМС России по Саратовской области, оформленным протоколом заседания комиссии по осуществлению компенсационных выплат и пособий участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольного переселению в Российской Федерации соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей N 58 от 30 ноября 2011 года Лавриновичу А.И. в выплате единовременного пособия на обустройство отказано.
Основанием к отказу послужило то, что Лавринович А.И. в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12 января 2010 года N 60 "О внесении изменений в Государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и в план мероприятий по реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом", утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N 637 относится к соотечественникам, постоянно или временно проживающим на законном основании на территории Российской Федерации, тогда как согласно указанной Государственной программе правом на получение государственных гарантий и социальной поддержки, в том числе на получение за счет средств федерального бюджета единовременного пособия на обустройство ("подъемных") имеет участник Государственной программы и члены его семьи, совместно переселяющиеся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию.
Лавринович А.И. на момент регистрации в качестве участника Государственной программы и получения свидетельства участника Государственной программы имел гражданство Республики Узбекистан, вид на жительство в Российской Федерации, был зарегистрирован по месту жительства по адресу: "адрес".
17 ноября 2011 года Лавриновичу А.И. выдан паспорт гражданина Российской Федерации.
Согласно абзацам 9 и 10 раздела V Государственной программы (в редакции Указа Президента РФ от 12 января 2010 года N 60) функции по учету желающих добровольно выехать в Российскую Федерацию для постоянного проживания, углубленному разъяснению содержания Государственной программы и предоставляемых в ее рамках возможностей, содействию соотечественникам в выборе оптимального варианта переселения, подготовке их регистрации в качестве участников Государственной программы и проведению иных мероприятий, обеспечивающих их переселение в Российскую Федерацию, осуществляются представительствами или представителями ФМС России за рубежом, дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации, временными группами, создаваемыми из числа специалистов ФМС России, МИДа России и других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, командируемых в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации.
В отношении соотечественников, постоянно или временно проживающих на законном основании на территории Российской Федерации, функции по учету, углубленному разъяснению содержания Государственной программы и предоставляемых в ее рамках возможностей, подготовке их регистрации в качестве участников Государственной программы, оформлению свидетельства участника Государственной программы и проведению иных мероприятий осуществляются территориальными органами ФМС России в субъектах Российской Федерации, в которых реализуется соответствующая региональная программа переселения.
Порядок назначения и выплаты единовременного пособияна обустройство участникам Государственной программы определен Правилами выплаты единовременного пособиянаобустройство участникам государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в российскую федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 января 2007 года N 7.
Организация работы по выплатам участникам Государственной программы и членам их семей единовременного пособияна обустройство и ежемесячного пособия при отсутствии дохода от трудовой, предпринимательской и иной деятельности регламентирована Инструкцией, утвержденной Приказом Федеральной миграционнойслужбы Российской Федерации от 04 июля 2007 года N 145.
Согласно пункту 4 названной Инструкции для получения единовременного пособиянаобустройство участник Госпрограммы предоставляет в территориальный орган ФМС России, где он в установленном порядке зарегистрирован по месту жительства либо поставлен на учет по месту пребывания на территории Российской Федерации, заявление о выплате единовременного пособиянаобустройство по установленной форме согласно приложению N 1 к настоящей Инструкции.
Таким образом, из смысла приведенных положений действующего законодательства, в том числе абзаца 3 раздела IV Государственной программы, следует, что право на получение за счет средств федерального бюджета единовременного пособиянаобустройство ("подъемных") имеет участник Государственной программы и члены его семьи, совместно переселяющиеся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, то есть соотечественник и члены его семьи, которые решили добровольно на основе осознанного выбора определить свое место проживания и работы на территории Российской Федерации. При этом Государственная программа не предусматривает деления участников Государственной программы на группы в зависимости от того, находятся такие участники в процессе переселения или нет.
Потому судебная коллегия считает несостоятельным довод апелляционной жалобы УФМС России по Саратовской области о зависимости указанных выплат от нахождения соотечественника в процессе переселения или его нахождения уже на законном основании на территории Российской Федерации.
Наличие в Государственной программе раздела VI "Организация переезда участников Государственной программы в Российскую Федерацию", вопреки доводам жалобы, свидетельствует лишь о возможности компенсации расходов на переезд и провоз личного имущества от места проживания на территории иностранного государства до территории вселения в субъекте Российской Федерации дополнительно к компенсациям и пособиям, предусмотренным разделом IV Государственной программы.
С учетом изложенного судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о незаконности оспариваемого решения УФМС России по Саратовской области.
Выводы суда мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам, требованиям закона и в апелляционной жалобе не опровергнуты. Доводы жалобы не содержат оснований, влекущих отмену решения суда, все они были предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.
Иных доводов к отмене или изменению постановленного решения в апелляционной жалобе не имеется.
Каких-либо существенных процессуальных нарушений, влекущих отмену принятого решения, судом первой инстанции не допущено.
При таком положении оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Фрунзенского районного суда города Саратова от 04 февраля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной миграционнойслужбы России по Саратовской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.