Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе
председательствующего Грибалевой М.Н.,
судей Ефимовой И.В., Филатовой В.Ю.,
при секретаре Шебаловой М.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ефимовой И.В. гражданское дело по иску Желтовой Н.В., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Желтовой Д.М., Желтовой В.М., Желтова В.М., Желтовой А.М., к администрации муниципального образования "Город Саратов", комитету по управлению имуществом администрации муниципального образования "Город Саратов" о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность, о возложении обязанности предоставить земельный участок в собственность,
по апелляционным жалобам представителя администрации муниципального образования "Город Саратов" Бычковой В.В. и представителя комитета по управлению имуществом администрации муниципального образования "Город Саратов" Чурилина Д.В. на решение Волжского районного суда города Саратова от 27 ноября 2012 года, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи, объяснения представителя комитета по управлению имуществом администрации муниципального образования "Город Саратов" Чурилина Д.В., поддержавшего доводы жалобы, объяснения представителя Еременко К.Ю. - Еременко Д.В., полагавшего жалобы подлежащими удовлетворению, объяснения представителя Желтовой Н.В. - Квитчук Н.В., возражавшей относительно отмены решения суда, изучив материалы дела, обсудив доводы жалоб, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Желтова Н.В., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Желтовой Д.М., Желтовой В.М., Желтова В.М., Желтова А.М., обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования "Город Саратов", комитету по управлению имуществом администрации муниципального образования "Город Саратов" о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность, о возложении обязанности предоставить земельный участок в собственность.
В обоснование заявленных требований истец указала, что она на основании распоряжения председателя комитета по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов" от "дата" N-р поставлена на учет граждан, имеющих трех и более детей, семьи которых признаны многодетными и имеют право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения садоводства и огородничества.
Ознакомившись с информацией о сформированных земельных участках, размещенной на официальном сайте администрации муниципального образования "Город Саратов", истец обратилась в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении ей земельного участка площадью 877 кв. м, расположенного по адресу: г. Саратов, Новосоколовогорский жилой район, без номера, с кадастровым номером N, с видом разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства. Истцу в предоставлении земельного участка отказано в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок не входит в перечень участков, предназначенных для бесплатного предоставления многодетным семьям.
Истец, полагая отказ администрации муниципального образования "Город Саратов" незаконным, просила суд признать незаконным отказ администрации муниципального образования "Город Саратов" в предоставлении в собственность Желтовой Н.В. бесплатно спорного земельного участка и обязать администрацию муниципального образования "Город Саратов" в лице комитета по управлению имуществом администрации муниципального образования "Город Саратов" предоставить указанный земельный участок Желтовой Н.В. в собственность бесплатно.
Решением Волжского районного суда города Саратова от 27 ноября 2012 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, представитель администрации муниципального образования "Город Саратов" Бычкова В.В. и представитель комитета по управлению имуществом администрации муниципального образования "Город Саратов" Чурилин Д.В. подали апелляционные жалобы, в которых просили решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В жалобах указывается на неправильное применение судом норм материального права. Законом Саратовской области от 21 мая 2004 года N23-ЗСО "О земле" закреплен порядок приобретения бесплатно гражданами, имеющими трех и более детей, земельных участков для индивидуального жилищного строительства, дачного строительства, ведения садоводства или огородничества. Закон предусматривает очередность предоставления земельных участков в зависимости от даты и времени постановки граждан на учет, по мере формирования органами местного самоуправления перечней земельных участков. Испрашиваемый истцом земельный участок не включен в перечень земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления, запланирован под реализацию на торгах, формирование земельного участка производилось по заявлению иного лица.
Вывод суда о том, что на момент обращения Желтовой Н.В. с заявлением о постановке на учет порядок предоставления земельных участков, предусмотренный ст. 12.3 Закона Саратовской области от 21 мая 2004 года N23-ЗСО "О земле" не действовал, противоречит действительности, поскольку указанная статья введена в действие с 01 января 2012 года. Письмо об отказе Желтовой Н.В. в предоставлении земельного участка направлено после вступления в законную силу изменений, внесенных в статью 12.3 Закона Саратовской области от 21 мая 2004 года N23-ЗСО "О земле".
В резолютивной части решения суд возложил обязанность предоставления земельного участка на комитет по управлению имуществом города Саратова, который не входит в структуру администрации муниципального образования "Город Саратов". Решение вопроса о предоставлении или об отказе в предоставлении спорного земельного участка относится к компетенции администрации муниципального образования "Город Саратов".
По мнению автора жалобы, суд пришел к неверному выводу о первоочередном предоставлении истцу земельного участка, поскольку данная позиция не закреплена в нормативно-правовых актах, разработанных для данной категории граждан.
Представителем истца Квитчук Н.В. поданы возражения на апелляционные жалобы, в которых содержится просьба решение суда оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель комитета по управлению имуществом администрации муниципального образования "Город Саратов" Чурилин Д.В. доводы жалобы поддержал.
Представитель третьего лица Еременко К.Ю. - Еременко Д.В. полагал жалобы подлежащими удовлетворению.
Представитель Желтовой Н.В. - Квитчук Н.В. возражала относительно отмены решения суда, полагая его законным и обоснованным.
Иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об уважительных причинах неявки суду апелляционной инстанции не сообщили.
С учетом сведений о надлежащем извещении, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно пункту 2 статьи 28 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
Статья 5 Закона Саратовской области от 21 мая 2004 года N23-ЗСО "О земле" (пункт 4.1 части 1) предусматривает, что однократное предоставление земельных участков в собственность гражданам осуществляется бесплатно для индивидуального жилищного строительства, дачного строительства, ведения садоводства или огородничества - имеющим трех и более детей гражданам, семьи которых признаются многодетными в соответствии с Законом Саратовской области "О мерах социальной поддержки многодетных семей в Саратовской области".
Согласно ст. 12.3 приведенного закона (части 2, 3, 5, 6, 10, 13-18) земельные участки предоставляются бесплатно гражданам по основаниям, установленным пунктом 4.1 части 1 статьи 5 настоящего Закона, органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области с учетом требований части 3 настоящей статьи.
Для приобретения бесплатно земельного участка по основаниям, установленным пунктом 4.1 части 1 статьи 5 настоящего Закона, гражданин подает в орган местного самоуправления по месту жительства, за исключением случаев, указанных в абзацах втором - четвертом настоящей части, заявление о постановке на учет граждан для приобретения бесплатно земельного участка с приложением документов, указанных в пунктах 1-3 части 4 настоящей статьи.
Орган местного самоуправления в месячный срок со дня регистрации заявления, указанного в части 3 настоящей статьи, принимает решение о постановке на учет заявителя либо об отказе в постановке на учет по основаниям, определенным в части 7 настоящей статьи.
Решение о постановке на учет с указанием времени и даты постановки на учет или об отказе в постановке на учет выдается заявителю или направляется ему заказным письмом с уведомлением о вручении в течение пяти рабочих дней со дня принятия соответствующего решения. Датой и временем постановки на учет считаются дата и время подачи заявления и документов, указанных в части 3 настоящей статьи.
Земельные участки предоставляются гражданам в порядке очередности в зависимости от даты и времени постановки на учет, по мере формирования органами местного самоуправления перечней земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления гражданам в собственность в соответствии с пунктом 4.1 части 1 статьи 5 настоящего Закона
В целях приобретения бесплатно гражданами земельных участков в соответствии с пунктом 4.1 части 1 статьи 5 настоящего Закона органы местного самоуправления:
1) формируют и утверждают перечни земельных участков и в течение пяти рабочих дней со дня утверждения размещают их на официальных сайтах органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации и (или) других местах, являющихся источниками официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов в соответствии с уставами муниципальных образований;
2) принимают в соответствии с настоящим Законом решения о бесплатном предоставлении в собственность гражданам земельных участков, включенных в перечни земельных участков.
Перечни земельных участков формируются органами местного самоуправления в целях информирования граждан о наличии земельных участков, предлагаемых для приобретения бесплатно в соответствии с пунктом 4.1 части 1 статьи 5 настоящего Закона. Порядок информирования граждан о наличии земельных участков, предлагаемых для приобретения бесплатно в соответствии с пунктом 4.1 части 1 статьи 5 настоящего Закона, утверждается органами местного самоуправления.
Перечни земельных участков должны содержать порядковые номера, кадастровые номера и характеристики земельных участков, включая их местоположение, адресную часть, площадь, вид разрешенного использования земельного участка и схематическое изображение расположения земельного участка на местности.
Органы местного самоуправления принимают решения о бесплатном предоставлении в собственность гражданам земельных участков, включенных в перечни земельных участков, на основании заявлений граждан, состоящих на учете, о приобретении бесплатно земельного участка в соответствии с пунктом 4.1 части 1 статьи 5 настоящего Закона.
Гражданин, желающий приобрести земельный участок, включенный в перечень земельных участков, подает заявление о приобретении земельного участка и документы, указанные в пунктах 1-3 части 4 настоящей статьи, в орган местного самоуправления, в котором он состоит на учете, в течение 30 дней со дня размещения перечня земельных участков на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с пунктом 1 части 13 настоящей статьи.
Заявления о приобретении земельного участка могут подаваться гражданином одновременно на несколько земельных участков, включенных в перечень земельных участков, при этом документы, указанные в пунктах 1-3 части 4 настоящей статьи, подаются гражданином в одном экземпляре.
Заявление о приобретении земельного участка подлежит регистрации в день его представления в орган местного самоуправления. Форма заявления о приобретении земельного участка утверждается органом местного самоуправления.
Для приобретения земельного участка необходимы документы, указанные в части 4 настоящей статьи.
Оригиналы документов, указанных в пунктах 1-3 части 4 настоящей статьи, за исключением справки с места жительства, возвращаются заявителю после сличения копий документов с оригиналами.
Органы местного самоуправления вправе проверять достоверность сведений, указанных в представленных заявителем для приобретения земельного участка документах.
Решение о предоставлении бесплатно гражданину в собственность земельного участка в соответствии с пунктом 4.1 части 1 статьи 5 настоящего Закона или об отказе в предоставлении бесплатно гражданину в собственность земельного участка принимается органом местного самоуправления по истечении 30 дней, но не позднее 45 дней со дня размещения перечня земельных участков на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с пунктом 1 части 13 настоящей статьи.
Земельные участки, включенные в перечень земельных участков и не предоставленные гражданам в сроки, указанные в абзаце первом настоящей части, могут быть включены органами местного самоуправления в новые перечни земельных участков.
С учетом изложенного действующее земельное законодательство (ст. 28 ЗК РФ) предоставляет возможность субъектам Российской Федерации устанавливать порядок предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, для индивидуального жилищного строительства.
Законом Саратовской области от 21 мая 2004 года N23-ЗСО "О земле" установлен определенный порядок предоставления земельных участков, который предполагает предоставление земельных участков в зависимости от даты постановки гражданина на учет, по мере формирования земельных участков и включения их в перечни земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления гражданам в собственность.
По смыслу приведенных правовых норм гражданин для реализации гарантий, предусмотренных ст. 12.3 Закона Саратовской области от 21 мая 2004 года N23-ЗСО "О земле", вправе обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении ему не любого сформированного земельного участка, а только земельного участка, включенного органом местного самоуправления в перечень земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления гражданам в собственность.
Судом первой инстанции установлено, что семья Желтовых признана многодетной в соответствии с Законом Саратовской области "О мерах социальной поддержки многодетных семей в Саратовской области", что подтверждается удостоверением многодетной семьи, выданным Желтовой Н.В. (л.д.12).
Желтова Н.В. поставлена на учет для приобретения в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства, расположенного на территории муниципального образования "Город Саратов", на основании распоряжения комитета по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов" от "дата" N-р, заявление о постановке на учет подано Желтовой Н.В. "дата" (л.д.16, 17).
"дата" Желтова Н.В. обратилась в администрацию муниципального образования "Город Саратов" с заявлением о предоставлении бесплатно в собственность земельного участка площадью 877 кв. м, расположенного по адресу: "адрес" без номера, с кадастровым номером N, с видом разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства (л.д. 18).
В ответ на обращение администрацией муниципального образования " "адрес"" направлено Желтовой Н.В. письмо, в котором разъяснено, что испрашиваемый Желтовой Н.В. земельный участок не может быть ей предоставлен в соответствии с гарантиями, предусмотренными ст. 12.3 Закона Саратовской области от 21 мая 2004 года N 23-ЗСО "О земле", поскольку земельный участок не включен в перечень участков, предоставляемых бесплатно многодетным семьям (л.д. 19-20).
В материалах дела имеются копии распоряжений администрации муниципального образования "Город Саратов" от "дата" N-р, от "дата" N-р, от "дата" N-р об утверждении перечней земельных участков, предназначенных для предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, семьи которых признаются многодетными (л.д. 82-92). Среди указанных в перечнях объектов испрашиваемый истцом земельный участок не значится.
Спорный земельный участок сформирован в связи с подачей "дата" Еременко К.Ю. заявления о предоставлении земельного участка в аренду на 49 лет в порядке, предусмотренном ст. 30.1 ЗК РФ, "дата" земельный участок поставлен на кадастровый учет.
"дата" администрацией муниципального образования "Город Саратов" издано постановление N об организации и проведении торгов в форме открытого аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Лот снят с торгов в связи с наличием судебного спора в отношении земельного участка (протокол о результатах открытых торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка от "дата" N- л.д.100).
Согласно статье 30.1 ЗК РФ земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду без предварительного согласования места размещения объекта, продажа земельных участков осуществляется на аукционах, предоставление земельных участков осуществляется на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.
В соответствии со ст. 38 ЗК РФ (пункты 1-2, 5) предметом торгов (конкурсов, аукционов) может быть сформированный в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 30 настоящего Кодекса земельный участок с установленными границами или право на заключение договора аренды такого земельного участка.
В качестве продавца земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка выступает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
Порядок организации и проведения аукционов по продаже земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства определяется статьей 38.1 настоящего Кодекса.
Анализ исследованных доказательств показывает, что спорный земельный участок сформирован до введения в действие ст. 12.3 Закона Саратовской области от 21 мая 2004 года N23-ЗСО "О земле". В отношении земельного участка органом местного самоуправления принято решение о предоставлении его в аренду сроком на 49 лет в порядке, предусмотренном ст. 30.1 ЗК РФ, путем продажи права аренды с аукциона, в связи с чем земельный участок не включен в перечни участков, подлежащих передаче в собственность бесплатно гражданам, имеющим трех и более детей.
При данных обстоятельствах отказ администрации муниципального образования "Город Саратов" в предоставлении истцу спорного земельного участка является законным, а вывод суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований судебная коллегия полагает не соответствующим нормам материального права.
В силу части 1 статьи 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Решение суда является обоснованным, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиями закона об их относимости и допустимости (ст.ст. 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда решение содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Суд первой инстанции в нарушение требований статей 56, 148, 67 ГПК РФ неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, не принял во внимание исследованные в ходе судебного разбирательства доказательства, не дал им надлежащей правовой оценки, неправильно применил нормы материального права, что в соответствии с пунктами 1, 3, 4 части 1 статьи 330 ГПК РФ является основанием для отмены решения суда.
В соответствии с пунктом 2 статьи 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новое решение.
С учетом изложенного судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Волжского районного суда города Саратова от 27 ноября 2012 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым Желтовой Н.В., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних Желтовой Д.М., Желтовой В.М., Желтова В.М., Желтовой А.М., в удовлетворении исковых требований к администрации муниципального образования "Город Саратов", комитету по управлению имуществом администрации муниципального образования "Город Саратов" о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность, о возложении обязанности предоставить земельный участок в собственность отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.