Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
Председательствующего Ретунской Н.В.,
судей Бугаевой Е.М., Петровой Н.А.,
при секретаре Ромашкиной Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Бугаевой Е.М. гражданское дело по апелляционной жалобе комитета по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "город Саратов" на решение Волжского районного суда г. Саратова от 09.07.2012 года, которым требования Клапковой ФИО10 к комитету по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "город Саратов" удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Бугаевой Е.М., объяснения представителя Клапковой А.С. - Крутякова А.А., просившего оставить решение суда без изменения, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Клапкова А.С. обратилась в суд с иском к комитету по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "город Саратов" о понуждении заключить договор купли-продажи. В обоснование исковых требований истец указала, что она 19.01.2010 года обратилась с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка в администрацию муниципального образования "Город Саратов". Постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 25.01.2011 года ей в собственность был предоставлен земельный участок для индивидуального садоводства. В установленный ст. 34 Земельного кодекса РФ недельный срок она обратилась в комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов" с заявлением о заключении договора купли-продажи земельного участка. Вместе с тем длительное время ответчик незаконно и безосновательно не заключал с ней договор купли-продажи, ссылаясь на отсутствие установленного порядка определения выкупной цены земельного участка и органа, уполномоченного на проведение оценки земельных участков для определения их выкупной стоимости, как на препятствие к заключению договора купли-продажи с ней. Ответчиком в установленный законом срок не выполнены действия, направленные на заключение договора купли-продажи земельного участка, чем нарушены права истца на выкуп арендованного имущества. На основании положений ст. 8 ФЗ N 136-ФЗ от 29.07.1998 г. "Об оценочной деятельности" ею была заказана оценка земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", общей площадью "данные изъяты" кв.м с кадастровым номером N, для целей не связанных со строительством - индивидуальное садоводство. Согласно отчету об оценке стоимость спорного земельного участка составляет "данные изъяты" рублей.
До рассмотрения дела по существу в порядке ст. 40 ГПК РФ к участию в деле в качестве соответчика была привлечена администрация муниципального образования "город Саратов".
В связи с чем истец просила обязать комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "город Саратов" заключить с истцом договор купли-продажи земельного участка общей площадью "данные изъяты" кв.м с кадастровым номером N для целей, не связанных со строительством, - индивидуальное садоводство, расположенного по адресу: "адрес", на условиях представленного ей проекта договора купли-продажи земельного участка.
Решением Волжского районного суда г. Саратова от 09.07.2012 года признано незаконным бездействие комитета по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов", выразившееся в незаключении во исполнение постановления администрации муниципального образования "Город Саратов" N 59 от 25.01.2011 года с Клапковой А.С. договора купли-продажи земельного участка общей площадью "данные изъяты" кв.м, кадастровый номер N, для целей не связанных со строительством - индивидуальное садоводство, расположенный по адресу: "адрес".
Постановлено обязать комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов" во исполнение постановления администрации муниципального образования "Город Саратов" N 59 от 25.01.2011 года заключить с Клапковой А.С. договор купли-продажи земельного участка общей площадью "данные изъяты" кв.м с кадастровым номером N для целей не связанных со строительством - индивидуальное садоводство, расположенный по адресу: "адрес".
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе комитетом по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов" ставится вопрос об отмене решения суда и вынесении нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы указано, что при принятии решения по делу суд применил закон, не подлежащий применению, неправильно применил закон, подлежащий применению, неправильно истолковал закон, что свидетельствует о неправильном примени норм материального права. Согласно п. 1 Положения о предоставлении земельных участков, расположенных на территории муниципального образования "город Саратов" оно определяет процедуры и критерии предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности Саратовской области. Спорный земельный участок не относится к государственной собственности Саратовской области. Постановлением Правительства Саратовской области от 27.11.2007 года N 413-П "О порядке определения цены земельных участков и их оплаты" порядок расчета выкупной цены стоимости земельный участков, предназначенных для целей, не связанных со строительством, не определен. В связи с чем до принятия порядка определения выкупной цены заключения договора купли-продажи с Клапковой И.В. не представляется возможным. Вместе с тем согласно данным, имеющимся на официальном сайте Росреестра, земельный участок с кадастровым номером N имеет статус аннулированного из государственного кадастра недвижимости, в связи с чем отсутствуют идентифицирующие признаки земельного участка как предмета договора купли-продажи.
В соответствии с решением Саратовской городской Думы от 29.09.2011 года N 7-71 (в редакции от 24.11.2011 года) комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "город Саратов" реорганизован в комитет по управлению имуществу г. Саратова.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе (в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
В соответствии со ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации участки из земель, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату.
Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Согласно ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Исходя из положений ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые ссылается в обоснование своих требований и возражений.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Клапкова А.С. 19.01.2010 года обратилась в комитет по землепользованию и земельным ресурсам администрации муниципального образования "Город Саратов" с заявлением о предоставлении ей на праве собственности земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", общей площадью "данные изъяты" кв.м с кадастровым номером N, с разрешенным и фактическим использованием - для садоводства.
Указанное заявление было оформлено надлежащим образом с указанием цели использования земельного участка, его предлагаемых размеров и местоположения, испрашиваемого права на землю, а также с приложением необходимых документов: графического материала с геоданными, кадастрового паспорта земельного участка, выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемый земельный участок, документов, подтверждающий право приобретения земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, газеты, позволяющих однозначно определить место расположения испрашиваемого земельного участка.
После проведения информирования в газете "Саратовская панорама" 23-29 декабря 2009 года на основании заявления Клапковой А.С. в соответствии с решением Саратовской областной Думы от 29.07.2010 года N 53-632 "Об утверждении Положения о предоставлении участков, расположенных на территории муниципального образования "Город Саратов" для целей, не связанных со строительством", 25.01.2011 года администрацией муниципального образования "Город Саратов" было принято постановление, которым предоставлен в собственность за плату Клапковой А.С. земельный участок из земель населённых пунктов с кадастровым номером N для целей, не связанных со строительством, - индивидуальное садоводство, расположенный по адресу: "адрес", в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка, общей площадью "данные изъяты" кв. м.
Обязанность по заключению с Клапковой А.С. договора купли-продажи спорного земельного участка во исполнение вышеуказанного постановления администрации муниципального образования "Город Саратова", исходя из смысла постановления, возложена на комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов".
11.03.2011 года истец обратилась в комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов" с заявлением о заключении с ней договора купли-продажи земельного участка общей площадью "данные изъяты" кв.м с кадастровым номером N для целей, не связанных со строительством, - индивидуальное садоводство, расположенный по адресу: "адрес".
Однако до настоящего времени договор купли-продажи с Клапковой А.С. заключен не был, что не оспаривалось представителем ответчика при рассмотрении дела.
Более того, 19.12.2011 года истцу был дан ответ об отсутствии возможности заключения договора купли-продажи в связи с отсутствием механизма определения выкупной цены земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования "город Саратов" и расположенных на его территории.
Из изложенного следует, что Клаповой А.С. соблюдены установленные законодателем требования, а также совершены необходимые действия, направленные на приобретение права собственности на спорный земельный участок.
Согласно Положению о комитете по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов", утвержденному решением Саратовской областной Думы N 42-492 от 10.07.2009 года, к компетенции комитета относится заключение, изменение, расторжение договоров аренды, купли-продажи, безвозмездного срочного пользования земельных участков.
Учитывая положения постановления администрации муниципального образования "Город Саратов", а также исходя из смысла ст. 34 ЗК РФ, на комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов" возложена обязанность по заключению с истцом договора купли-продажи спорного земельного участка в пятидневный срок, установленная законом.
Возражая относительно исковых требований, представитель ответчика указывала на отсутствие установленного порядка определения выкупной цены земельного участка и органа, уполномоченного на проведение оценки земельных участков для определения их выкупной стоимости, как на основание не заключения договора купли-продажи земельного участка.
Указанный довод не может служить правовым основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку не влияет на право истца на заключение соответствующего договора, предусмотренное ст. 34 ЗК РФ.
Кроме того, в соответствии со ст. 7 Федерального закона РФ N 135-ФЗ от 29.07.1998 года "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования, физические лица и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки на основаниях и условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В случае, если в нормативном правовом акте, содержащем требование обязательного проведения оценки какого-либо объекта оценки, либо в договоре об оценке объекта оценки (далее - договор) не определен конкретный вид стоимости объекта оценки, установлению подлежит рыночная стоимость данного объекта.
Поскольку в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ доказательств заключения договора купли-продажи земельного участка, а также обстоятельств, свидетельствующих о невозможности его заключения, ответчиком ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции представлено не было, судебная коллегия полагает обоснованным вывод суда первой инстанции о допущении комитетом по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов" бездействия, выразившегося в не заключении с Клапковой А.С. договора купли-продажи земельного участка, несоблюдении срока заключения такого договора в установленный законом срок, что повлекло нарушение прав истца на своевременное приобретение права собственности на спорный земельный участок.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям(бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Пунктом 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 2 от 10.02.2009 года установлено, что, принимая решение об удовлетворении заявления, суд не вправе выходить за пределы рассмотренных требований. Установив, что письменное обращение, поступившее должностному лицу, не рассмотрено в течение предусмотренного частью 1 статьи 12 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" срока, суду следует признать бездействие этого должностного лица незаконным и обязать его рассмотреть обращение заявителя в установленный судом срок, не предрешая существа решения, которое должно быть принято.
Поскольку при рассмотрении дела установлено, что комитетом по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов" допущено бездействие, выразившегося в не заключении с Клапковой А.С. договора купли-продажи земельного участка, несоблюдении срока заключения такого договора в установленный законом срок, которое повлекло нарушение прав истца, суд первой инстанции обоснованно признал данное бездействие незаконным и удовлетворил исковые требования Клапковой А.С., обязав комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов" во исполнение постановления администрации муниципального образования "Город Саратов" N 59 от 25.01.2011 года заключить с Клапковой А.С. договор купли-продажи земельного участка общей площадью "данные изъяты" кв.м с кадастровым номером N, для целей не связанных со строительством - индивидуальное садоводство, расположенного по адресу: "адрес".
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно и установлены на основании доказательств, признанных судом при их оценке достаточными, выводы суда вытекают из фактических обстоятельств, установленных в мотивировочной части решения на основе надлежащей оценки исследованных доказательств, решение вынесено в соответствии с нормами материального права, регулирующими рассматриваемое правоотношение, и с соблюдением норм процессуального права.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии идентифицирующих признаков земельного участка как предмета договора купли-продажи, в связи со снятием его с кадастрового учета, не может служить основанием для отмены решения суда, поскольку на момент обращения истца с заявлением о заключении договора купли-продажи и возникновения у ответчика обязанности заключить указанный договор земельный участок с кадастрового учета снят не был.
Иные доводы апелляционных жалоб сводятся к переоценке доказательств и иному толкованию законодательства, аналогичны тем, на которые ссылался ответчик в суде первой инстанции в обоснование своих возражений на исковые требования, которые были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных сторонами доказательств в их совокупности.
Само по себе несогласие авторов жалоб с данной судом оценкой обстоятельств дела не является основанием считать решение суда неправильным.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Волжского районного суда г. Саратова от 09.07.2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.