Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда
в составе:
председательствующего судьи Коршунова Р.В.,
судей Пантелеева В.М., Желонкиной Г.А.,
при секретаре Морозовой М.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Крыловой Т.И. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Заводском районе г.Саратова о восстановлении трудового стажа, районного коэффициента и понуждении к производству перерасчета пенсии, по апелляционной жалобе Крыловой Тамары Иосифовны на решение Заводского районного суда г. Саратова от 28 декабря 2012 года, которым отказано Крыловой Т.И. в удовлетворении вышеуказанных требований.
Заслушав доклад судьи областного суда Пантелеева В.М., пояснения представителей Крыловой Т.И. - адвоката Рыжковой Н.Г. (ордер N474 от 20.03.2013 г.), Крылова Ф.В. (доверенность от 25.10.2012 г.), поддержавших доводы своей жалобы, объяснения представителя Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Заводском районе г. Саратова Алейниковой А.Г. (доверенность от 08.01.2013 г.), полагавшей решение суда оставить без изменения, изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Крылова Т.И. обратилась в суд с вышеуказанным исковым заявлением к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Заводском районе г.Саратова (далее - УПФ). Просила обязать ответчика восстановить в отношении нее районный коэффициент 1,6 с 01.01.2002 года; произвести перерасчет пенсии с учётом районного коэффициента 1,6 за период с 01.01.2002 года по день вынесения решения и производить в дальнейшем; определить работу в период с 03.08.1961 года по 15.05.1965 года и в период с 06.07.1965 года по 01.12.1965 года как работу с вредными условиями труда по Списку N2; суммировать льготный стаж по Списку N2 за работу в вредными условиями труда в период с 03.08.1961 года по 15.05.1965 года и в период с 06.07.1965 года по 01.12.1965 года с работой в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в периоде с 11.11.1982 года по 26.09.1985 года и с 27.09.1985 года по 14.09.2001 года; произвести перерасчёт базовой части пенсии с учётом льготного стажа свыше 20 лет в период с 01.07.2010 года по день вынесения решения и производить в дальнейшем; засчитать в страховой стаж 3 года 3 месяца работы в период с 13.09.2006 года по 05.10.2007 года, с 12.10.2007 года по 30.04.2008 года, с 01.05.2008 года по 31.03.2009 года, с 01.04.2009 года по 31.12.2009 года; засчитать в страховой стаж 5 лет, как жене военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, проживающей вместе с ним в местностях, где она не могла трудоустроиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства; засчитать в страховой стаж 5 месяцев 29 дней по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет; произвести перерасчёт страховой части пенсии с учётом страхового стажа 3 года 3 месяца работы в период с 13.09.2006 года по 05.10.2007 года, с 12.10.2007 года по 30.04.2008 года, с 01.05.2008 года по 31.03.2009 года, с 01.04.2009 года по 31.12.2009 года, страхового стажа 5 лет, как жене военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, проживающей вместе с ним в местностях, где она не могла трудоустроиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства, а также страхового стажа 5 месяцев 29 дней по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет; произвести перерасчёт компенсации по Федеральному закону РФ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам установления трудовых пенсий" от 22.07.2008 года N 146-ФЗ за период с 01.01.2009 года по 30.04.2009 года.
Требования мотивировала тем, что Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда РФ в г.Южно-Сахалинске ей была назначена пенсия по старости с 01.07.1994 года в соответствии с абз.3 ст. 14 Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" N340-1 от 20.11.1990 года за работу на Крайнем Севере. Пенсионным фондом был применён районный коэффициент 1,6. Трудовой стаж за работу в МКС исчислялся в полуторном размере от календарного стажа. Учитывался также период обучения в техникуме.
После назначения пенсии она продолжала работать до 14.09.2001 года. Стаж ее работы по состоянию на 09.10.2001 года составил 53 года 1 месяц 2 дня.
В соответствии со ст.94 Закона N340-1 от 1990 года и ст. 28 Закона "О государственных гарантиях и компенсациях, для лиц работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" N4520-1 от 19 февраля 1993 года её стаж считался в полуторном размере 28 лет 3 месяца, стаж 10 лет 1 месяц 26 дней как жене военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, проживающей вместе с ним в местностях, где она не могла трудоустроиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства.
Пенсионным фондом г.Южно-Сахалинска при перерасчёте трудовой пенсии с 01.01.2002 года стаж техникума (3 года 10 месяцев) был вычислен из общего стажа, пенсия стала исчисляться по п.3 ст.30 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-Ф3 и незаконно принят районный коэффициент 1,4, а не 1,6.
Районный коэффициент 1,6 был установлен ей на основании решения исполнительного комитета Сахалинского областного Совета народных депутатов от 24.04.1991 года N130 "О районных коэффициентах к заработной плате рабочих и служащих непроизводственных отраслей на территории Сахалинской области", в котором указано, что районный коэффициент к заработной плате в г.Южно-Сахалинске составляет 1,6. Указанное решение принято на основании п. 13 постановления Совмина РСФСР от 04 февраля 1991 года N76. Из заработной платы с районным коэффициентом 1,6 она уплачивала социальный налог, который согласно п.2 ст.29 Федерального закона N173-Ф3 приравнивается к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд. Считала, что ей незаконно с 01.01.2002 года снижен районный коэффициент до 1,4.
Полагала, что согласно п.4 ст. 29 Федерального закона от 17.12.2001 года N173-Ф3, если при перерасчёте размера трудовой пенсии в соответствии с нормами, предусмотренными указанным Федеральным законом, размер указанной пенсии не достигает размера, получаемого пенсионером на день вступления в силу данного Федерального закона, пенсионеру выплачивается пенсия в прежнем более высоком размере. Страховая часть трудовой пенсии исчисляется индивидуально каждому пенсионеру исходя из величины расчётного пенсионного капитала, который состоит из двух частей - приобретённый за период до вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 года N173-Ф3, то есть до 01.01.2002 года, и после указанной даты.
Расчётный пенсионный капитал застрахованного лица за период до 01.01.2002 года определяется с учётом продолжительности его общего трудового стажа (стажевый коэффициент) и величины его среднемесячного заработка (во внимание принимается отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране за один и тот же период).
Стажевый коэффициент составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх 20 лет для женщин, но не более, чем на 0,20.
Расчётный размер пенсии в соответствии со ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" исчисляется по нескольким вариантам.
В соответствии с п.2 ст. 30 указанного Федерального закона расчётный размер трудовой пенсии определяется по выбору застрахованного лица в порядке, установленном п.3 или п.4 данной статьи.
При определении расчётного размера трудовой пенсии в порядке, установленном п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 года N173-Ф3, исчисление продолжительности периодов трудовой деятельности, включаемых в общий трудовой стаж, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, в том числе периодов работы в МКС и РКС.
При определении расчётного размера трудовой пенсии в порядке, установленном п.4 ст.30 Федерального закона от 17.12.2001 года N173-Ф3 расчётный размер пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться, в том числе, в порядке, предусмотренном ранее Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 года N2-П, то есть общий трудовой стаж может быть исчислен в льготном порядке (периоды работы в РКС и МКС учитываются в полуторном размере), а размер пенсии - по варианту без применения ИКП.
Согласно п.1 Разъяснения Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 17.10.2003 года N4 "О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со ст. ст. 27, 28, 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утверждённого постановлением от 17 октября 2003 года N70, при исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую, в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались, соответственно, в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчёта соответствующего стажа, предусмотренным указанным законодательством (в том числе с учётом льготного порядка исчисления стажа).
Продолжительность общего трудового стажа у неё по материалам пенсионного дела, составила 29 лет 8 месяцев 16 дней (стажевый коэффициент 0,64), страхового стажа 42 года 1 месяц 22 дня, стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера - 18 лет 10 месяцев.
Фиксированный базовый размер пенсии устанавливается в твёрдых размерах, предусмотренных ст. 14 Федерального закона от 17.12.2001 года N173-Ф3 в зависимости от категории пенсионера.
Органами Пенсионного фонда РФ ей отказано в суммировании стажа работы в период с 03.08.1961 года по 15.05.1965 года на радиотехническом заводе в должности гальваника гальванического цеха и мастера гальванического цеха по Списку N2, утверждённому постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 года N1173, и работы на заводе синтетического каучука в должности аппаратчика в цехе полимеризации изопрена по Списку N1, со стажем работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера (18 лет 10 месяцев), в нарушении п.2 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовой пенсии в РФ", утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года N516.
В связи с чем, при суммировании указанных периодов (4 года 2 месяца и 18 лет 10 месяцев) льготный стаж должен составлять 23 года, что согласно п. 11 ст. 14 Федерального закона от 17.12.2001 года N173-Ф3 даёт право на фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости в сумме 3540 руб. 43 коп. (01.04.2010 года).
В период с 13.09.2006 года по 05.10.2007 года она работала: в качестве дворника на 0,5 ставки в ГУ Южно-Сахалинской квартирно-эксплуатационной части "Д", с 12.10.2007 года по 30.04.2008 года в качестве дворника на 0,4 ставки и уборщицы лестничных клеток на 0,1 ставки в МУП ЖЭУ N городского округа "Южно-Сахалинск", с 01.05.2008 года по 31.03.2009 года в качестве дворника на 0,4 ставки и уборщицы лестничных клеток на 0,1 ставки в ООО "Управляющая компания "" г.Южно-Сахалинска, с 01.04.2009 года по 31.12.2009 года в качестве дворника в ООО "Э". Указанный период дополнительной работы 3 года 3 месяца ответчик не включил в страховой стаж.
В её страховой стаж не включено 5 лет, как жене военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, проживающей вместе с ним в местностях, где она не могла трудоустроиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства, а также стаж 5 месяцев 29 дней по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет.
В соответствии с распоряжением УПФ г. Южно-Сахалинска от 06.04.2009 года ей в нарушение ч.2 ст.4 Федерального закона РФ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам установления трудовых пенсий" компенсационные выплаты произведены с 01.05.2009 года, а не с 01.01.2009 года, в связи с чем, Пенсионный фонд не произвёл выплаты указанной компенсации за период с 01.01.2009 года по 30.06.2009 года.
Суд, рассмотрев заявленные требования, постановил приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Крылова Т.И просит решение суда отменить, дело направить на новое рассмотрение В обоснование жалобы ссылаются на те же обстоятельства, на которые ссылалась в суде первой инстанции в обоснование своих требований. Считает, что выводы суда не соответствуют установленным обстоятельствам дела и нормам материального права. Решение суда не отвечает требованиям ст. 198 ГПК РФ. Судом неверно дана оценка доказательствам по делу, что повлекло принятие незаконного и необоснованного решения.
В суде апелляционной инстанции представители Крыловой Т.И. - адвокат Рыжкова Н.Г., Крылов Ф.В. поддержали доводы жалобы.
Представитель Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Заводском районе г. Саратова Алейникова А.Г. полагала решение суда оставить без изменения.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
При отказе в удовлетворении исковых требований, суд исходил из следующего.
Крыловой Т.И.., "дд.мм.гг." года рождения, пенсия по старости назначена Государственным учреждением -Управлением Пенсионного фонда РФ в г.Южно-Сахалинске с 01.07.1994 года в соответствии с абзацем 3 ст. 14 Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" N340-1 от 20.11.1990 года за работу на Крайнем Севере.
В соответствии с Законом РФ от 20.11.1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" пенсии устанавливались до 01.01.2002 года.
Согласно данному закону периоды работы в районах Крайнего Севера (далее - РКС) и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера (далее - МКС), включались в общий трудовой стаж в полуторном размере.
С 01.02.1998 года Федеральным законом от 21.07.1997 года N 113-ФЗ "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" внесены изменения в Закон РФ от 20.11.1990 года и для неработающих пенсионеров закреплены два самостоятельных порядка исчисления пенсий - сохранен ранее действовавший и введен новый - с применением индивидуального коэффициента пенсионера (далее - ИКП). Для расчета пенсий с применением ИКП изменился порядок исчисления общего стажа: продолжительность стажа определялась только в календарном порядке. Льготное исчисление периодов работы в РКС и МКС не применялось. Не учитывались периоды (в частности, время ухода за детьми, периоды проживания жен военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, вместе с мужьями в местностях, где они не могли трудиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства), периоды учебы.
С 01.01.2002 года вступил в силу Федеральный закон N 173-ФЗ от 17.12.2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и все ранее назначенные пенсии пересмотрены по нормам указанного закона. Согласно ст.30 Федерального закона N 173-ФЗ от 17.12.2001 года сохранен порядок подсчета трудового стажа, действовавший ранее при исчислении пенсии с применением ИКП (работа учитывается календарно; время ухода за детьми, а также периоды проживания жен военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, вместе с мужьями в местностях, где они не могли трудиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства, в общий трудовой стаж для определения размера пенсии не включаются).
В п.1 ст. 28.1 Федерального закона N 173-ФЗ от 17.12.2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что при определении стажа работы в РКС и МКС для досрочного назначения пенсии по старости в связи с работой в упомянутых районах и местностях (за исключением случаев определения стажа работы в РКС и МКС для установления повышенного базового размера страховой части трудовой пенсии, в том числе лицам, проработавшим не менее 20 календарных лет в МКС и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин) к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии в том числе в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ от 17.12.2001 года.
Согласно п. 24 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", решая вопрос о праве лица на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании подпунктов 2 и 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона N 173-ФЗ, следует иметь в виду, что в соответствии с пунктом 1 статьи 28.1 названного Федерального закона при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с работой в упомянутых районах и местностях к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1 - 10 и 16 - 18 пункта 1 статьи 27 данного Федерального закона, в порядке, определяемом Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516.
В п. 3 ст. 30 Федерального закона N 173-ФЗ от 17.12.2001 года указано, что для лиц, проживавших по состоянию на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 2 статьи 28 настоящего Федерального закона), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в следующих размерах:
не свыше 1,4 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5;
не свыше 1,7 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8;
не свыше 1,9 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,8 и выше.
Во всех случаях учета отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) в повышенном размере применяется районный коэффициент, установленный органами государственной власти СССР или федеральными органами государственной власти. При этом, если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, установленный в данных районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.
Лицам, указанным в абзаце первом подпункта 6 пункта 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, в том числе лицам, в отношении которых при назначении досрочной трудовой пенсии по старости применяются положения статьи 28.1 настоящего Федерального закона, отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в указанных выше размерах независимо от места жительства этих лиц за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
При этом учет в повышенном размере указанного отношения заработков осуществляется на основании сведений о заработной плате за периоды, предусмотренные абзацем седьмым настоящего пункта, включающие периоды работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях. В состав заработной платы, приходящейся на эти периоды, должны входить выплаты по районному коэффициенту за периоды работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях продолжительностью не менее одного полного месяца.
Сведения о размерах районных коэффициентов, действующих в РКС и МКС, для рабочих и служащих непроизводственных отраслей, установленных в централизованном порядке, определены в соответствии с информационным письмом Департамента по вопросам пенсионного обеспечения Минтруда РФ от 09.04.2001 N 1608-16, Департамента доходов населения и уровня жизни Минтруда РФ от 15.03.2001 N 336-9, ПФ РФ от 09.04.2001 N 06-27/2969, действовавшим на период назначения Крыловой Т.И. пенсии. При этом, для всей территории Сахалинской области (за исключением Ногликского и Охинского районов, г.Охи) для рабочих и служащих непроизводственных отраслей установлен районный коэффициент к заработной плате 1,4.
С учетом требований норм права и изложенных обстоятельств суд пришел к выводу о том, что не имеется оснований для понуждения ответчика восстановить в отношении Крыловой Т.И. районный коэффициент 1,6 с 01.01.2002 года.
При исчислении периодов работы, протекавших в РКС и МКС, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 года N 516.
В соответствии с п.4 указанных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включая досрочную трудовую пенсию по старости за работу на Крайнем Севере, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня.
П. 6 данных Правил оговаривается возможность исчисления стажа по фактически отработанному времени при условии выполнении работы в режиме неполной рабочей недели, но полного рабочего дня в связи с сокращением объемов производства.
С 01.01.2010 года Федеральным законом от 24.07.2009 года N 213-ФЗ внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации, в том числе в Федеральный закон от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно пункту 2 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ (в редакции Федерального закона от 24.07.2009 года N 213-ФЗ) расчетный размер пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться, в том числе, в порядке, предусмотренном ранее Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 года N 2-П. Таким образом, периоды работы в РКС и МКС могут быть включены в общий трудовой стаж в льготном порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от 20.11.1990 года N 340-1, расчетный размер пенсии при этом также исчислялся в соответствии с названным законом без применения ИКП.
При назначении пенсии конкретному гражданину все варианты исчисления размера пенсии рассматриваются органами Пенсионного фонда Российской Федерации и выбирается наиболее выгодный.
Трудовая пенсия по старости состоит из страховой части, в состав которой входит фиксированный базовый размер (далее - ФБР).
ФБР устанавливается в твердых размерах, предусмотренных ст. 14 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ, в зависимости от категории пенсионера.
Размер страховой части трудовой пенсии Крыловой Т.И. исчислен исходя из расчетного пенсионного капитала, определенного с учетом продолжительности трудового стажа пенсионера и величины его среднемесячного заработка в размере не свыше 1,4.
В соответствии с Федеральным законом от 21.03.2005 года N 18-ФЗ "О средствах бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение уплаты страховых взносов за периоды ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет и период прохождения военной службы по призыву" (в редакции Федерального закона от 22.07.2008 года N 146-ФЗ) исчисление страховой части трудовой пенсии производится с учетом суммы возмещения уплаты страховых взносов за нестраховые периоды. При этом продолжительность периода проживания жен военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, вместе с мужьями в местностях, где они не могли трудиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства учитывается не более 5 лет в общей сложности.
Согласно материалам пенсионного дела Крылова Т.И. является получателем досрочной трудовой пенсии по старости с 01.07.1994 года.
Продолжительность общего трудового стажа Крыловой Т.И. на 01.01.2002 года составила 29 лет 8 месяцев 16 дней (стажевый коэффициент - 64%), страхового стажа 42 года 1 месяц 20 дней, стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера (МКС) 18 лет 10 месяцев 4 дня. Продолжительность общего трудового стажа до 01.01.1991 года составила - 19 лет 3 дня (29% валоризации), среднемесячный заработок определен за период с октября 1999 года по сентябрь 2001 года, его отношение к среднемесячной заработной плате по стране за тот же период ограничено согласно действующему законодательству величиной 1,4 (так как федеральными органами власти Российской Федерации для г. Южно-Сахалинска Сахалинской области установлен коэффициент 1,4, действующий в данном районе (местности) для работников непроизводственных отраслей).
При постановке на учет с 01.06.2010 года УПФ РФ в Заводском районе г. Саратова были необоснованно засчитаны Крыловой Т.И. в стаж периоды работы с 13.09.2006 года по 05.10.2007 года в качестве дворника на 0,5 ставки в ГУ Южно-Сахалинской квартирно-эксплуатационной части "Д", с 12.10.2007 года по 30.04.2008 года в качестве дворника на 0,4 ставки и уборщицы лестничных клеток на 0,1 ставки в МУП ЖЭУ N городского округа "Южно-Сахалинск", с 01.05.2008 года по 31.03.2009 года в качестве дворника на 0,4 ставки и уборщицы лестничных клеток на 0,1 ставки в ООО "Управляющая компания "Ж" г. Южно-Сахалинска, так как в указанные периоды работа не выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, в соответствии с требованиями Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 года N 516. В связи с изложенным, стаж работы Крыловой Т.И. в МКС не достигает требуемых 20 лет для установления ФБР в повышенном размере в соответствии с пунктом 11 статьи 14 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ.
В настоящее время размер пенсии Крыловой Т.И. установлен в соответствии с действующим законодательством и составляет 10 347 руб. 66 коп., где 3278 руб. 59 коп. - фиксированный базовый размер (ФБР) установлен в соответствии с п. 2 ст.14 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ, с учетом индексаций; 7069 руб. 07 коп. - страховая часть пенсии без ФБР, в том числе 326 руб. 78 коп. - сумма возмещения уплаты страховых взносов за период проживания жен военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, вместе с мужьями в местностях, где они не могли трудиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства (5 лет), и периода ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет (5 месяцев 29 дней).
Исследованные в судебном заседании доказательства свидетельствуют о том, что периоды работы Крыловой Т.И. с 13.09.2006 года по 05.10.2007 года, с 12.10.2007 года по 30.04.2008 года, с 01.05.2008 года по 31.03.2009 года и с 01.04.2009 года по 31.12.2009 года включены в страховой стаж Крыловой Т.И. с 01.06.2010 года на основании распоряжения ГУ УПФ РФ по Заводскому району г.Саратова от 21.07.2010 года. Также в ее страховой стаж на основании распоряжения УПФ РФ по Заводскому району г.Саратова от 21.07.2009 года с 01.06.2010 года включены 5 месяцев 29 дней по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет.
Из находящихся в пенсионном деле Крыловой Т.И. результатов расчета стажа следует, что в ее страховой стаж уже засчитаны 5 лет, как жене военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, проживающей вместе с ним в местностях, где она не могла трудоустроиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства.
Также на основании поданного 13.12.2012 года в УПФ РФ по Заводскому району г.Саратова заявления Крыловой Т.И. в ее стаж работы на соответствующих видах работ включены периоды работы с 03.08.1961 года по 15.05.1965 года и с 06.07.1965 года по 01.12.1965 года и одновременно произведено суммирование указанных периодов работы и имеющегося у Крыловой Т.И. стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера (МКС).
Суд посчитал, что не имеется оснований обязать ответчика произвести перерасчет по Федеральному закону РФ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам установления трудовых пенсий" от 22.07.2008 года N 146-ФЗ за период с 01.01.2009 года по 30.04.2009 года, поскольку согласно распоряжению УПФ РФ в Южно-Сахалинске от 30.08.2010 года Крыловой Т.И. был уточнен размер пенсии и указанный перерасчет страховой части трудовой пенсии уже произведен с учетом суммы возмещения за нестраховые периоды с 01.01.2009 года.
При таких обстоятельствах суд пришел к правомерному выводу о том, что не имеется оснований для удовлетворения заявленных Крыловой Т.И. требований.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела. На основании осмотренного судебной коллегией пенсионного дело Крыловой Т.И. установлено, что выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам дела.
Согласно Федерального закона от 01.12.2007 года N 312-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", с 01.01.2008 г. устанавливаются повышенные размеры базовых частей трудовых пенсий по старости и базовых частей трудовых пенсий по инвалидности лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, лицам, проработавшим не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин. Лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления размера базовой части трудовой пенсии по старости каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. При определении количества календарных лет работы как в районах Крайнего Севера, так и в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, порядок суммирования периодов работы, предусмотренный п. 1 ст. 28.1 Федерального закона N 173-ФЗ и Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27, 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" N 516 от 11.07.2002 г., не предусмотрен. При этом на момент обращения истицы за пересчетом пенсии, с предоставлением справок о её работе во вредных и тяжелых условиях труда, положения Федерального закона РФ от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ были изложены в вышеуказанной редакции.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает обоснованным вывод суда об отказе в удовлетворении требований истицы о перерасчете повышенного фиксированного базового размера страховой части её пенсии.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к иной оценке доказательств и иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылалась истица в обоснование своих требований, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что оснований к отмене решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Заводского районного суда г. Саратова от 28 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Крыловой Т.И.- без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.