Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Коршунова Р.В.,
судей Желонкиной Г.А., Пантелеева В.М.,
при секретаре Морозовой М.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Клёпова Александра Николаевича, Клёповой Е.Б. к комитету по управлению имуществом города Саратова об обязании включить в число участников программы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, по апелляционной жалобе комитета по управлению имуществом города Саратова на решение Фрунзенского районного суда города Саратова от 11 января 2013 года, которым требования истцов удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Желонкиной Г.А., объяснения представителя комитета по управлению имуществом города Саратова Дмитриевой М.Ю., поддержавшей апелляционную жалобу, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Клёпов А.Н., Клёпова Е.Б. обратились в суд с иском к комитету по управлению имуществом г. Саратова о признании незаконным отказа о включении в список участников программы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, обязании включить в число участников программы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы.
В обоснование заявленных требований истцы указывают, что письмом N "дата" комитета по управлению имуществом г. Саратова их семье было отказано в признании участником подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы с внесением в соответствующий список. Основанием к отказу комитет по управлению имуществом г. Саратова указал подпункт "д" пункта 15 (1) Правил о предоставлении молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, действия которого распространяются на правоотношения, возникшие по ипотечным договорам, заключенным до 31 декабря 2010 года, тогда как представленный истцами на экспертизу кредитный ипотечный договор N с ЗАО " "данные изъяты"" был заключен 11 февраля 2011 года, т.е. с нарушением пресекательного срока, установленного Правилами.
Вместе с тем согласно извещению N от 11 августа 2010 года комитета по управлению имуществом г. Саратова, семья истцов в составе Клёпова А.Н., Клеповой Е.Б., К.М.А., 2010 года рождения признана в качестве нуждающейся в жилом помещении. Также, семья истцов была признана участницей подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы.
Истцы полагая, что обладают право на социальную выплату в виде субсидии на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечному жилищному кредиту, как у участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" ФЦП "Жилище" на 2011-2015 годы, 11 февраля 2011 года по договору купли-продажи приобрели двухкомнатную "адрес"
Истцы просили признать незаконным отказ о включении их семьи в список участников программы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, и обязать включить их семью в составе трех человек в число участников программы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе комитет по управлению имуществом г. Саратова просит решение отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование доводов жалобы указывает, что решение вынесено с нарушением норм материального права. Автор жалобы указывает, что в соответствии с п.п. "е" п. 2 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат, социальные выплаты используются для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома полученным до 01 января 2011 года. Социальная выплата не может использоваться для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения и строительство индивидуального жилого дома, полученным после 01 января 2011 года.
В заседании судебной коллегии представитель комитета по управлению имуществом города Саратова Дмитриева М.Ю. доводы жалобы поддержала.
Клёпов А.Н., Клёпова Е.Б., их представитель Полышев Ю.А., представитель министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области в судебное заседание не явились, извещены о заседании надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили, о причинах неявки не сообщили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, согласно извещению N от 11 августа 2010 года и уведомлению N от 11 августа 2010 года комитета по управлению имуществом г. Саратова, семья Клёповых в составе трех человек 02 августа 2010 года была признана нуждающейся в жилом помещении. Также семья Клёповых признана участником подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" ФЦП "Жилище" на 2002-2010 годы.
Клёпов А.Н. обратился в комитет по управлению имуществом г. Саратова с заявлением о включении его семьи в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" ФЦП "Жилище" на 2011-2015 годы.
08 декабря 2011 года комитетом по управлению имуществом города Саратова Клёпову А.Н. было отказано во включении в состав участников подпрограммы, поскольку ипотечный кредит семьей Клёповых получен после 31 декабря 2010 года.
Постановлением Правительства РФ от 28 февраля 2002 года N 638 утверждена ФЦП "Жилище" на 2002-2010 годы, в состав которой входила подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" и утверждены "Правила предоставления молодым семьям" социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использование", в том числе и на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам.
Семья Клёповых была признана нуждающимися в улучшении жилищных условий в установленном законом порядке. С 2010 года указанная семья включена в список участников муниципальной подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", действовавшей в период до 31 декабря 2010 года в рамках действия подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" ФЦП "Жилище" на 2002-2010 годы", однако свое право на получение социальной выплаты до 31 декабря 2010 года не реализовали.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 утверждена ФЦП "Жилище" на 2011-2015 годы, в состав которой входит подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей", начало действия программы с 08 февраля 2011 года.
Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" ФЦП "Жилище" на 2011-2015 годы установлен порядок предоставления социальных выплат и механизм использования таких выплат. Социальные выплаты могут использоваться для оплаты цены договора купли-продажи жилого помещения, для оплаты цены договора строительного подряда на строительство индивидуального жилого дома, для осуществления последнего платежа в счет уплаты паевого взноса в полном размере в случае если молодая семья или один из супругов в молодой семье является членом жилищного, жилищно-строительного, жилищного накопительного кооператива, для уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного, или жилищного займа на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, для оплаты договора с уполномоченной организацией на приобретение в интересах молодой семьи жилого помещения экономкласса на первичном рынке жилья, в том числе на оплату цены договора купли-продажи жилого помещения (в случаях, когда это предусмотрено договором) и (или) оплату услуг указанной организации.
Право использовать социальную выплату на погашение основного долга и процентов по кредитным договорам и займам, в отличие от ранее действующей программы не предусмотрено.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2011 года N 575 в ФЦП "Жилище" на 2011-2015 годы внесены изменения в приложение N 3 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" и пункт 2 дополнен подпунктом "е", согласно которому предусмотрено право использовать социальную выплату для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, полученным до 01 января 2011 года. Начало действия пункта, с момента вступления в силу изменений 26 июля 2011 года.
В соответствии с пунктом 15(1) Правил для участия в подпрограмме в целях использования социальной выплаты в соответствии с подпунктом "е" пункта 2 Правил, молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства копию кредитного договора, заключенного до 31 декабря 2010 года включительно.
На основании п. 18 Правил основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы являются:
а) несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 настоящих Правил, б) непредставление или представление не всех документов, предусмотренных пунктом 15 либо 15(1) настоящих Правил (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 14 июля 2011 N 575), в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах; г) ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета.
В декабре 2011 года истцы получили отказ комитета по управлению имуществом города Саратова во включении в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" ФЦП "Жилище" на 2011-2015 годы. Отказ мотивирован положением подпункта "д" пункта 15.1 "Правил о предоставлении молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования", так как представленный ими ипотечный кредитный договор был заключен после 31 декабря 2010 года.
В рамках реализации приоритетного направления национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", которое предполагает формирование системы оказания государственной поддержки определенным категориям граждан в приобретении жилья или строительстве индивидуального жилого дома принято Постановление Правительства Саратовской области N 600-П от 01 декабря 2010 года, вступившее в законную силу 01 декабря 2010 года и опубликованное в "Собрании законодательства Саратовской области" за N 35 от 04 декабря 2010 года. Данным постановлением утверждена долгосрочная областная целевая программа "Развитие жилищного строительства в Саратовской области" на 2011-2015 годы. В рамках указанной программы заложена подпрограмма "Обеспечение жилыми помещениями молодых семей на 2011-2015 годы по Саратовской области" в редакции, действовавшей на момент заключения истцами кредитного договора, и предусматривающей право участника подпрограммы использовать социальную выплату на погашение основной суммы долга и уплату процентов по кредитам. Положения указанной программы были разработаны, согласно положениям ранее действовавшей ФЦП "Жилище" на 2002-2010 годы, и действовали до 14 апреля 2011 года.
Областная целевая программа на 2011-2015 годы также предусматривает право молодых семьей одновременно с участием в подпрограмме, в случаях установленных Законом Саратовской области N 14-ЗСО от 5 марта 2003 года "Об ипотечном жилищном кредитовании", получать социальные выплаты за счет средств областного бюджета для возмещения части расходов по оплате процентов ипотечного займа (кредита) на строительство (приобретение) жилых помещений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2002 года N 638 утверждена ФЦП "Жилище" на 2002-2010 годы, в состав которой входила подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" и утверждены "Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использование", которыми предусматривалось использование социальных выплат в том числе и на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 утверждена ФЦП "Жилище" на 2011-2015 годы, в состав которой входит подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей", начало действия программы с 08 февраля 2011 года.
Изменения в долгосрочную областную целевую программу "Развитие жилищного строительства в Саратовской области на 2011-2015 годы" о признании части пятой, утратившей силу, предусматривавшей право использования социальной выплаты на погашение основного долга и процентов по кредитным договорам внесены Постановлением Правительства Саратовской области от 14 апреля 2011 года N 199- П.
Материалами дела подтверждается, что 11 февраля 2011 года между ЗАО " "данные изъяты"" и Клёповым А.Н. заключен кредитный договор N для приобретения в общую совместную собственность Клёпова А.Н. и Клёповой Е.Б. квартиры, расположенной по адресу: "адрес"
Клёповым А.Н. заключен кредитный договор в период действия областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей Саратовской области на 2011-2015 годы" и долгосрочной областной целевой программы "Развитие жилищного строительства в Саратовской области" на 2011-2015 годы (в редакции от 01 декабря 2010 года). Положения программ не противоречили положениям подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" ФЦП "Жилище" на 2002-2010 годы, действовавшей до 31 декабря 2010 года.
Согласно паспорту муниципальной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей Саратовской области на 2011-2015 годы" ее положения не противоречили положениям долгосрочной областной целевой программы "Развитие жилищного строительства в Саратовской области" на 2011 - 2015 годы, а сама программа предусматривает цель государственной поддержки решения жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Судебная коллегия полагает правильным вывод суда, что в соответствии со статьями 26.2, 26.3, 26.3.1 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Положения паспорта подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы предусматривают перечень организационных мероприятий подпрограммы на региональном уровне, в том числе сбор данных о молодых семьях, участвующих в подпрограмме, предоставляемых органами местного самоуправления, обеспечивающими реализацию мероприятий подпрограммы и формирование единой информационной базы данных об участниках подпрограммы по субъекту Российской Федерации, а так же определение ежегодного объема бюджетных ассигнований, выделяемых из бюджета субъекта РФ на реализацию мероприятий подпрограммы.
В свою очередь организационные мероприятия на муниципальном уровне предусматривают формирование списков молодых семей для участия в подпрограмме, определение ежегодного объема бюджетных ассигнований, выделяемых из местного бюджета на реализацию мероприятий подпрограммы, выдачу молодым семьям в установленном порядке свидетельств на приобретение жилья исходя из объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели в местном бюджете, в том числе субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации.
При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (статьи 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 5 части 1 статьи 55, статьи 60 и 61 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Отказ комитета по управлению имуществом г. Саратова оспариваемый Клеповыми лишает их семью права получить возмещение части расходов по оплате процентов ипотечного займа (кредита) на строительство (приобретение) жилых помещений.
В статье 40 Конституции Российской Федерации, с учетом положений международно-правовых актов (статьи 25 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 года, статьи 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 года, статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод), закреплено право каждого на жилище.
Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный суд Российской Федерации, провозглашенные в Конституции цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечения нормальных условий существования (Постановление от 16 декабря 1997 года N 20 - П, Определение от 15 февраля 2005 года N 17-О). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.
Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень. Закрепляя в соответствии с этим право каждого на жилище, предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище.
Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права, вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий своим гражданам.
Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 24 мая 2001 года по делу о проверке конституционности положений части первой статьи 1 и статьи 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также в случае необходимости предоставление гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и реализовано.
По мнению судебной коллегии, судом первой инстанции правильно определены имеющие значение для дела обстоятельства, выводы суда основаны на нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения и фактических обстоятельствах дела, а апелляционная жалоба не содержат доводов, влекущих отмену решения суда.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Фрунзенского районного суда г. Саратова от 11 января 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу комитета по управлению имуществом г. Саратова - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.