Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Елкановой И.А.,
судей Ефимовой И.В., Грибалевой М.Н.,
при секретаре Каланиной Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ефимовой И.В. гражданское дело по иску Тутушкиной В.А. к администрации муниципального образования "Город Саратов" о признании незаконным решения органа местного самоуправления и возложении обязанности по предоставлению земельного участка,
по апелляционным жалобам Тутушкиной В.А., представителя администрации муниципального образования "Город Саратов" Занозиной Л.Н. на решение Волжского районного суда города Саратова от 03 декабря 2012 года, которым исковые требования частично удовлетворены.
Заслушав доклад судьи, объяснения представителя Тутушкиной В.А. - Гурылева Е.Н., поддержавшего доводы поданной жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы жалоб, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Тутушкина В.А. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее по тексту - администрация) о признании незаконным решения органа местного самоуправления и возложении обязанности по предоставлению земельного участка.
В обоснование заявленных требований истец указала, что 27 февраля 2012 года она обратилась в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 7467 кв. м, расположенного по адресу: "адрес" без номера, для целей не связанных со строительством, - для размещения объекта сборно-разборной конструкции по оказанию обрядовых услуг (свадеб и юбилеев).
Заявление не было рассмотрено администрацией в установленный законом срок, истец вынуждена была обратиться в суд с заявлением о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным. Решением Волжского районного суда города Саратова от 23 апреля 2012 года бездействие администрации признано незаконным, на администрацию возложена обязанность рассмотреть заявление истца в установленный законом срок.
Во исполнение вступившего в законную силу решения суда администрацией рассмотрено заявление истца и "дата" вынесено постановление N, которым истцу отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка. Основанием для отказа послужило то обстоятельство, что истцом не представлены документы, подтверждающие выполнение за ее счет кадастровых работ в отношении земельного участка, на который она претендует.
Истец полагает отказ администрации в предоставлении земельного участка незаконным, просила суд признать постановление администрации недействительным и обязать администрацию в течение пяти дней с момента вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении Тутушкиной В.А. в аренду на 49 лет земельного участка площадью 7467 кв. м с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" без номера, для целей, не связанных со строительством, - под размещение объекта бытового обслуживания: временного (некапитального) объекта сборно-разборной конструкции по оказанию обрядовых услуг (свадеб и юбилеев).
Решением Волжского районного суда города Саратова от 03 декабря 2012 года исковые требования частично удовлетворены.
Судом признано недействительным постановление администрации от "дата" N об отказе Тутушкиной В.А. в предоставлении в аренду земельного участка.
На администрацию возложена обязанность рассмотреть заявление Тутушкиной В.А. от "дата" о предоставлении земельного участка в аренду в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда, представитель администрации Занозина Л.Н. подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В жалобе указывается на неправильное применение судом норм материального и процессуального права. Автор жалобы полагает, что постановление органа местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка истцу на праве аренды является законным. Основанием для отказа послужило отсутствие у истца документов, подтверждающих выполнение за счет истца кадастровых работ в отношении испрашиваемого земельного участка, обязанность по выполнению кадастровых работ предусмотрена статьей 34 ЗК РФ.
Истец Тутушкина В.А. (в лице представителя Гурылева Е.Н.) также не согласилась с решением суда, просила его изменить в части способа восстановления нарушенного права, принять по делу новое решение, обязав администрацию предоставить Тутушкиной В.А. в аренду на 49 лет земельный участок для размещения объекта бытового обслуживания.
Автор жалобы полагает, что решение суда в части возложения на администрацию муниципального образования "Город Саратов" обязанности рассмотреть заявление истца о предоставлении земельного участка на праве аренды не соответствует нормам материального и процессуального права. Ранее на ответчика решением Волжского районного суда города Саратова от "дата" уже возлагалась обязанность рассмотреть заявление Тутушкиной В.А. о предоставлении ей в аренду земельного участка. Уполномоченный орган местного самоуправления рассмотрел по существу заявление о предоставлении земельного участка, полностью реализовал свои полномочия в сфере земельных отношений и неправомерно отказал в предоставлении земельного участка.
Допущенное нарушение прав истца подлежит устранению путем понуждения администрации к принятию противоположного решения - о предоставлении земельного участка в аренду сроком на 49 лет. Суд при принятии решения не восстановил нарушенные права истца и обязал ответчика вновь рассмотреть заявление о предоставлении земельного участка в аренду, что, по мнению автора жалобы, повлечет в последующем повторное принятие органом местного самоуправления решения об отказе в предоставлении земельного участка, но по иным основаниям.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Тутушкиной В.А. - Гурылев Е.Н. доводы апелляционной жалобы истца поддержал, высказался против удовлетворения апелляционной жалобы ответчика.
Иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об уважительных причинах неявки суду апелляционной инстанции не сообщили.
С учетом сведений о надлежащем извещении, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобах (в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со статьей 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
Пункт 1 статьи 28 ЗК РФ предусматривает, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса (ст. 29 ЗК РФ).
Согласно пунктам 2-6 статьи 34 ЗК РФ (в редакции, действовавшей на момент принятия органом местного самоуправления решения) граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения.
Пунктом 2.6.1 административного регламента предоставления муниципальной услуги "Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством" (утвержденного постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от "дата" N) предусмотрено, что заявители представляют в комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов"заявление о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством.
В заявлении должны быть определены: цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
К заявлению прилагаются следующие документы:
1. Копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица.
2. Копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц) или выписка из государственных реестров о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, являющемся заявителем, заинтересованным в предоставлении земельного участка.
3. Копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей).
4. Выписка из ЕГРП о правах на приобретаемый земельный участок или:
4.1. Уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанный земельный участок.
4.2. Копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на приобретаемый земельный участок, если право на данный земельный участок в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП.
5. Кадастровый паспорт земельного участка (в случае, если осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка).
6. Схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка.
7. Копия документа, подтверждающего право на приобретение земельного участка в собственность бесплатно.
8. Документ, содержащий сведения о принадлежности испрашиваемого земельного участка к территориальной зоне и к территориям общего пользования.
9. Документ, подтверждающий согласие заявителя, предусмотренный частью 3 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Пунктом 2.8 регламента определен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги, таковыми могут быть:
- изъятие из оборота испрашиваемого земельного участка;
- установление федеральным законом запрета на приватизацию испрашиваемого земельного участка;
- резервирование испрашиваемого земельного участка для государственных или муниципальных нужд;
- ограничение испрашиваемого земельного участка в обороте, за исключением случая, когда федеральным законом разрешено предоставлять его в собственность граждан и юридических лиц;
- если администрация не является уполномоченным органом по распоряжению испрашиваемым земельным участком;
- непредставление документов, предусмотренных пунктом 2.6.1 регламента (за исключением документа, предусмотренного подпунктом 8 пункта 2.6.1 регламента, а также с учётом положений пункта 2.6.2 регламента);
- снятие испрашиваемого земельного участка с кадастрового учета;
- поступление в комитет ответа на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для предоставления земельного участка, если соответствующий документ не представлен заявителем самостоятельно;
- несоответствие предполагаемого использования испрашиваемого земельного участка градостроительным регламентам;
- отсутствие испрашиваемого земельного участка в схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "Город Саратов" (если предполагается размещение нестационарного торгового объекта);
- если на испрашиваемом земельном участке расположены здания, строения, сооружения, не принадлежащие заявителю.
Судом первой инстанции установлено, что "дата" истцом в администрацию подано заявление о предоставлении в аренду на 49 лет земельного участка площадью 7467 кв. м с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" без номера, для целей, не связанных со строительством, - под размещение временного (некапитального) объекта сборно-разборной конструкции по оказанию обрядовых услуг (свадеб и юбилеев). К заявлению приложен пакет документов, состоящий из копии паспорта гражданина, кадастрового паспорта земельного участка, уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений (л.д. 45-49).
"дата" администрацией принято постановление N об отказе в предоставлении земельного участка в связи с непредставлением документа, подтверждающего выполнение кадастровых работ в отношении спорного земельного участка за счет истца.
Указанное основание для отказа в предоставлении земельного участка не поименовано ни в ЗК РФ, ни в утвержденном администрацией регламенте предоставления муниципальной услуги "Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством". Таким образом, постановление органа местного самоуправления обоснованно признано судом незаконным.
Судебная коллегия полагает несостоятельной ссылку представителя администрации на ст. 34 ЗК РФ, которая предусматривает постановку земельного участка на кадастровый учет за счет лица, подавшего заявление о предоставлении земельного участка. Приведенная статья регламентирует лишь порядок обращения гражданина по данному вопросу к соответствующему органу, возлагая обязанность проведения кадастровых работ за счет заявителя, но не содержит оснований для отказа в предоставлении земельного участка.
Кроме того, в ходе судебного разбирательства стороной истца представлены доказательства, подтверждающие проведение кадастровых работ за счет истца на основании агентского договора, заключенного истцом с ФИО8 "дата" (л.д. 78-80).
Судебная коллегия также критически относится к доводам апелляционной жалобы истца об изменении решения путем возложения на администрацию обязанности принять решение о предоставлении истцу земельного участка. Принятие решения о предоставлении земельного участка на праве аренды относится к исключительной компетенции органа местного самоуправления. Суд, принимая решение по существу заявленных требований, не вправе подменять собой орган местного самоуправления и предрешать существо того решения, которое будет принято в будущем.
Наряду с изложенным, судебная коллегия принимает во внимание, что в кадастровом паспорте на спорный земельный участок, изготовленном "дата", в качестве вида разрешенного использования указано размещение объекта физической культуры и спорта (спортивной площадки), что не соответствует цели использования, отраженной в заявлении истца о предоставлении земельного участка. Данное обстоятельство должно оцениваться органом местного самоуправления при повторном рассмотрении заявления с учетом требований земельного и градостроительного законодательства.
Другие доводы жалоб, по мнению судебной коллегии, основаны на неправильном толковании норм материального права и не могут влиять на суть принятого судом первой инстанции решения. Судом правильно определен круг обстоятельств, имеющих значение для дела, представленным сторонами доказательствам дана объективная оценка, выводы суда подробно аргументированы с применением норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Волжского районного суда города Саратова от 03 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.