Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Гладченко А.Н.,
судей Паршиной С.В., Саяпиной Е.Г.,
при секретаре Туктагановой А.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Козуб В.Д. к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, об обязании поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и произвести социальную выплату по апелляционной жалобе министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области на решение Кировского районного суда города Саратова от 17 декабря 2012 года, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Паршиной С.В., объяснения представителя министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области по доверенности Сергеева Д.А., поддержавшего доводы жалобы, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, возражения на жалобу, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Козуб В.Д. обратилась в суд с иском к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области (далее - министерство строительства и ЖКХ), в котором просила признать незаконным отказ в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, обязать министерство строительства и ЖКХ Саратовской области поставить ее на учет нуждающейся в улучшении жилищных условий и произвести социальную выплату. Требования мотивировала тем, что обратилась к ответчику с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, на что был получен отказ. Отказ министерства строительства и ЖКХ по Саратовской области связан с тем, что Козуб В.Д. с 1964 г. зарегистрирована по месту жительства по адресу: "адрес", а в паспорте адрес регистрации указан: "адрес". Полагает, что ее права и законные интересы на улучшение жилищных условий нарушены отказом министерства строительства и ЖКХ Саратовской области, в связи с чем обратилась в суд за защитой своих прав.
Решением Кировского районного суда города Саратова от 17 декабря 2012 г. исковые требования удовлетворены.
Министерство строительства и ЖКХ Саратовской области в апелляционной жалобе просит решение суда отменитьв части признания незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, принять в указанной части новое решение, которым истцу отказать в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов жалобы указано, что истцом не представлены документы, необходимые для постановки на учет нуждающейся в улучшении жилищных условий.
В заседание судебной коллегии истец, представитель 3-го лица не явились, извещены о заседании надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили, о причинах неявки не сообщили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно ч. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений граждан.
В силу ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляется, в том числе обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 15 Закона РФ "О ветеранах", а также Указом Президента РФ от 07 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов", участникам Великой Отечественной войны представляется такая мера социальной поддержки, как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
Согласно ст. 1.1 Закона Саратовской области от 02 июля 2009 г. N 85-ЗСО "О мерах социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и о внесении изменений в Закон Саратовской области "О предоставлении жилых помещений в Саратовской области" граждане, указанные в ст. 1 настоящего Закона, не состоящие на учете в органах местного самоуправления, признаются в соответствии с ЖК РФ нуждающимися в улучшении жилищных условий уполномоченным органом исполнительной власти области в сфере жилищных отношений, если указанные граждане не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
В соответствии с п. 5 ст. 1.1 указанного закона граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, принимаются на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Козуб В.Д. является вдовой ветерана Великой Отечественной войны ФИО8
Согласно справке отдела коммунального хозяйства администрации Октябрьского района муниципального образования "Город Саратов" от 13 июля 2012 г. в квартире по адресу: "адрес", зарегистрированы и проживают Козуб В.Д. и ФИО9
В паспорте Козуб В.Д. указано о том, что она зарегистрирована по адресу: "адрес".
Из ответа комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов" от 14 декабря 2012 г. следует, что "адрес" находится в общей долевой собственности физических лиц, в том числе, Козуб В.Д., ФИО9, ФИО10 Предметом права собственности физических лиц является "адрес", а не квартиры в указанном доме. В соответствии с действующим законодательством не могут быть присвоены почтовые адреса квартирам в "адрес".
В соответствии с ответом администрации Октябрьского района муниципального образования "Город Саратов" от 14 декабря 2012 г. домовладение 25 по "адрес" разделено между собственниками на доли, а не на квартиры, что подтверждается справкой МУП "Городское бюро технической инвентаризации" от 07 декабря 2012 г., техническим паспортом на данное домовладение и правоустанавливающими документами.
Министерством строительства и ЖКХ Саратовской области отказано в удовлетворении заявления Козуб В.Д. о постановке на учет в улучшении жилищных условий в соответствии с ч. 8 ст. 1.1 Закона Саратовской области от 02 июля 2009 г. N 85-ЗСО "О мерах социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и о внесении изменений в Закон Саратовской области "О предоставлении жилых помещений в Саратовской области" по тем основаниям, что Козуб В.Д. не представила справку о лицах, зарегистрированных совместно с ней по месту ее постоянного проживания либо снятых с регистрационного учета, но сохранивших право пользования жилым помещением, выдаваемая соответствующей жилищно-эксплуатационной организацией, жилищным или жилищно-строительным кооперативном и т.д. по форме N 1 по адресу: "адрес", так как в представленной справке от 13 июля 2012 г. N 1787 имеются несоответствия: в справке по форме N 1 указано, что по адресу: "адрес", Козуб В.Д. зарегистрирована с 18 ноября 1964 г. по настоящее время, а ФИО9 - с 07 декабря 1979 г. по настоящее время; в паспортах Козуб В.Д. и ФИО9 указано, что они зарегистрированы по адресу: "адрес" 31 мая 2012 г. по настоящее время.
При рассмотрении настоящего дела суд принял необходимые меры для всестороннего, полного и объективного выяснения действительных обстоятельств дела, прав и обязанностей сторон и на основании надлежащей оценки представленных доказательств пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда РФ от 19апреля 2007 г. N 258-О-О, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях допустимы в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
Довод жалобы о том, что истцом не представлены документы, необходимые для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий является несостоятельным, противоречат материалам гражданского дела, содержанию исследованных судом доказательств, по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и направлены на иную оценку добытым по делу доказательствам, что не отнесено ст. 330 ГПК РФ к числу оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Поскольку Козуб В.Д. министерством строительства и ЖКХ отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий необоснованно, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о возложении на ответчика, как уполномоченного органа исполнительной власти в сфере жилищных отношений, обязанности принять ее на учет.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших принятие незаконного решения, а поэтому оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены правильного судебного постановления не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда города Саратова от 17 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.