Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда
в составе:
председательствующего судьи Бартенева Ю.И.,
судей Пантелеева В.М., Совкича А.П.,
при секретаре Морозовой М.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Беляева В.В. к военному комиссариату Саратовской области о льготном исчислении выслуги лет, по апелляционной жалобе военного комиссариата Саратовской области на решение Фрунзенского районного суда г. Саратова от 23 января 2013 года, которым постановлено:
обязать военный комиссариат Саратовской области производить в льготном исчислении выслугу лет в период службы Беляева В.В. на Семипалатинском ядерном испытательном полигоне с 28.12.1971 г. по 28.10.1986 г.
Заслушав доклад судьи Пантелеева В.М., пояснения Беляева В.В., полагавшего решение суда оставить без изменения, исследовав материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Беляев В.В. обратился в районный суд с вышеуказанными исковыми требованиями к военному комиссариату Саратовской области. Свои требования обосновывал тем, что участвовал в подземных испытаниях ядерного оружия в период с 28.12.1971 г. по 28.10.1986 г. на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне, однако, ему ответчиком отказано произвести льготное исчисление выслуги лет за этот период. Он является ветераном подразделений особого риска, что подтверждается удостоверением. Согласно справке от 01.02.2005 г. о проживании с 28.12.1971 г. по 31.10.1986 г. и с 09.01.1987 г. по 21.08.10987 г. он проживал в городе, расположенном на территории Семипалатинского ядерного испытательного полигона, который объявлен зоной экологического бедствия. Постановлением Верховного Совета РФ "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска" от 27.12.1991 г. N2123-1 на него распространено действие указанного Закона. В абз. 3 ст. 2 названного Постановления установлено что лицам, указанным в пп. "д" п. 1 настоящего постановления, гарантируются меры социальной поддержки, установленные п.п. 3-12, ч.1 ст. 14, ч. 1 ст. 40 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 15.05.1991 г. N 1244-1. В соответствии со ст. 8 Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной пожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" N4468-1 от 12.02.1993г. (далее - Закон РФ N4468-1). лицам, указанным в ст. 1 настоящего Закона, подвергшимся радиационному воздействию при проведении взрывов и испытаний ядерного оружия либо в результате аварийных ситуаций на ядерных объектах гражданского и военного назначения, а также при ликвидации последствий этих аварий, и семьям этих лиц предоставляются дополнительно льготные условия назначения пенсий, выплачиваются надбавки к пенсиям, пособия и компенсации в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию.
В ч 2 ст.18 Закона РФ N4468-1 предусмотрено, что время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении. Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, определяется Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N941 в выслугу лет для назначения пенсий засчитывается на льготных условиях: один месяц службы за три месяца на работах, связанных с ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС и предотвращением загрязнения окружающей среды в зоне отчуждения. В связи с чем, просит обязать военный комиссариат Саратовской области производить в льготном исчислении выслуги период службы на Семипалатинском ядерном испытательном полигоне с 28.12.1971 г. по 28.10.1986 г.
Суд, рассмотрев возникший спор, постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе военкомат просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы ссылается на те же обстоятельства, на которых основывал свои требования в суде первой инстанции. Считает необоснованной ссылку суда на постановление Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. N2123-1, как на основание права истца на зачет выслуги лет на пенсию в льготном исчислении наряду с участниками ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и предотвращением загрязнения окружающей среды в зоне отчуждения, поскольку данным постановлением такое исчисление выслуги лет ветеранам подразделений особого риска не установлено. Полагает, что судом неправильно применены нормы материального права.
На доводы апелляционной жалобы Беляевым В.В принесены возражения, в которых он просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции Беляев В.В. просил решение суда оставить без изменения.
Представитель военного комиссариата Саратовской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, уважительных причин отсутствия суду не представил, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовал, в связи с чем, судебная коллегия рассмотрела дело в его отсутствие согласно ст. 167 ГПК РФ.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения, согласно требованиям ст. 327.1 ГПК РФ исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия считает, что оно подлежит отмене.
Судом установлено, что Беляев В.В. является пенсионером по выслуге лет Министерства обороны РФ и ветераном подразделений особого риска. Согласно справки N37 от 01.02.2005 г. о проживании с 28.12.1971 г. по 31.10.1986 г. и с 09.01.1987 г. по 21.08.10987 г. истец проживал в городе, расположенном на территории Семипалатинского ядерного испытательного полигона, который объявлен зоной экологического бедствия.
Беляев В.В. обращался в 2004 г. во Фрунзенский районный суд г. Саратова с иском к военному комиссариату Саратовской области о понуждении произвести исчисление выслуги лет в льготном порядке в период с 28.12.1971 г. по 28.10.1986 г., взыскании задолженности по пенсии. Требования мотивировал тем, что с 28.12.1971 г. по 28.10. 1986 г. проходил службу на Семипалатинском полигоне с непосредственным участием в испытаниях ядерного оружия, является ветераном из подразделений особого риска. 15.05.92 г. вступило в законную силу Соглашение о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников СНГ. Соглашение подписано, в том числе Республикой Казахстан и Россией. Согласно ст. 2 Соглашения в выслугу лет для назначения пенсии военнослужащим засчитывается служба на льготных условиях в Вооруженных Силах в порядке, установленном законодательством государств участников, на территориях которых военнослужащие проходили службу. 18.12.92 г. Республикой Казахстан принят закон, установивший льготное исчисление военнослужащим, проходившим службу в местностях, пострадавших от воздействия ядерных испытаний, в том числе в г. Семипалатинске - (город проживания Беляева В.В.) в период с 06.07.63 г. по 01.01.92 г. в полуторном размере. Как следует из решения Экономического Суда Содружества Независимых Государств N 01-1/6-99 при увольнении военнослужащего после 1 января 1993 г. и назначении ему пенсии по месту жительства его служба в Вооруженных Силах бывшего Союза ССР на территории Республики Казахстан подлежит зачету в выслугу лет по законодательству Республики Казахстан. При письменном обращении к ответчику о пересмотре пенсии по указанным выше основаниям истец получил отказ.
Решением Фрунзенского районного суда г. Саратова от 16 декабря 2004 г., вступившим в законную силу, Беляеву В.В. отказано в удовлетворении вышеуказанных требований на том основании, что решением Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 20.01.2000 г. N 01-1/5-99 постановлено, что порядок исчисления выслуги лет, определенной частью 1 статьи 2 Соглашения от 15.05. 1992 г., применяется к военнослужащим, проходившим службу на территориях других государств - участников Соглашения от 15.05.1992 г., в том числе в период их вхождения в состав Союза ССР, и реализующих право на пенсионное обеспечение после принятия государством места службы соответствующего законодательства (п.2 резолютивной части). Определением Экономического Суда от 14.11.2001 г. N 01-1/5-99 было разъяснено вышеуказанное решение Экономического Суда, согласно которому в соответствии п. 2 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников СНГ от 15.05. 1992 г. право на льготное исчисление выслуги лет за период службы в Вооруженных Силах Союза ССР с 29.08.1949 г. по 01.01.1992 г. на территории Республики Казахстан в период её вхождения в СССР на основании Закона Республики Казахстан имеют: а) военнослужащие, продолжившие службу в Вооруженных Силах Республики Казахстан и уволившиеся из них в связи с переездом в другое государство после вступления в силу Закона Республики Казахстан от 18.12. 1992 г.; б) военнослужащие, продолжившие службу в Вооруженных Силах Республики Казахстан и переведенные в вооруженные силы других государств - участников Соглашения от 15.05.1992 г. после вступления в силу Закона Республики Казахстан от 18.12.1992 г. Однако, истец не относится к вышеуказанной категории военнослужащих, поскольку был уволен из Вооруженных Сил СССР в 1986 г., то есть реализовал свое право на пенсионное обеспечение до принятия закона Республикой Казахстан - до 18.12.92 г.), в связи с чем право на льготное исчисление выслуги лет не приобрел.
При удовлетворении исковых требований суд первой инстанции исходил из следующего.
В пункте 7 постановления Верховного Совета РФ от 18.06.1992 г. N 3062-1 "О порядке введения в действие Закона РФ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", содержится указание о распространении установленных Законом компенсаций и льгот на ряд категорий граждан из подразделений особого риска.
Те же категории граждан были указаны в п. 1 постановления Верховного Совета РФ N 2123-1 от 27.12.1991 г. Согласно п. 2 данного Постановления для лиц указанных категорий, ставших инвалидами, предусмотрено предоставление льгот и компенсаций, установленных статьями 14 и 29 этого Закона. Изменения, вносимые в Закон РФ от 15.05.1991 года N 1244-1, не могут применяться в отрыве от этого Закона в целом.
Актов о признании утратившими силу постановлений Верховного Совета РФ N 2123-1 от 27.12.1991 г. и N 3062-1 от 18.06.1992 г., распространивших действие Закона на лиц из подразделений особого риска, не издавалось. Таким образом, эти Постановления сохраняют силу независимо от внесения изменений в указанный Закон РФ от 15.05.1991 года, а любые изменения, вносимые в этот Закон, автоматически влекут за собой изменения для всех граждан, на которых было распространено действие Закона.
Предоставив пунктом 25 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в редакции Федерального закона от 25 ноября 1995 года N 179-ФЗ инвалидам-чернобыльцам право на возмещение вреда, причиненного здоровью вследствие радиационного возмещения чернобыльской катастрофы либо ее последствий, и не установив при этом никакого изъятия в отношении граждан-инвалидов из подразделений особого риска, на которых Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2123-1 было распространено действие положений названного Закона, федеральный законодатель тем самым наделил их правом на возмещение вреда, причиненного здоровью.
Таким образом, в период со 2 марта 1996 года (дата вступления в силу Федерального закона от 25 ноября 1995 года N 179-ФЗ в части, касающейся возмещения вреда) по 1 января 2005 года (дата вступления в силу Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) федеральный законодатель фактически признавал обязанность государства выплачивать гражданам-инвалидам из подразделений особого риска ежемесячно суммы компенсации вреда их здоровью от радиационного поражения.
Названная норма полностью сохранена в п.15 ч.1 ст. 14 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ.
Статья 9 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, внесшая изменения в пункт 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2123-1, не может рассматриваться как лишающая указанных граждан права на получение ежемесячной компенсации в возмещение вреда здоровью. Этот вывод подтверждается и содержанием п. 1 ст. 153 того же Федерального закона, предусматривающего сохранение в рамках длящихся правоотношений прав лиц на льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, и после введения данного Федерального закона в действие.
Вышеуказанная правовая позиция изложена в Определении Конституционного Суда РФ от 07.10.2005 г. N 385-0, в резолютивной части которого указано, что положения п. 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. N 2123-1 по их конституционно-правовому смыслу, не препятствуют получению гражданами из подразделений особого риска, ежемесячной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью радиационным излучением, вызванным испытаниями ядерного оружия либо радиационными авариями, имевшими место до вступления в силу Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. N 2123-1.
В соответствии со ст. 8 Закона РФ N4468-1 лицам, указанным в ст. 1 настоящего Закона, подвергшимся радиационному воздействию при проведении взрывов и испытаний ядерного оружия либо в результате аварийных ситуаций на ядерных объектах гражданского и военного назначения, а также при ликвидации последствий этих аварий, и семьям этих лиц предоставляются дополнительно льготные условия назначения пенсий, выплачиваются надбавки к пенсиям, пособия и компенсации в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию.
В ч. 2 ст.18 Закона РФ N4468-1 указано, что время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении.
Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в ст. 1 Закона РФ N4468-1, установлен Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 г. N941. В соответствии с пп. "б" п. 3 данного Постановления в выслугу лет для назначения пенсий засчитывается на льготных условиях - один месяц службы за три месяца - на работах, связанных с ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС и предотвращением загрязнения окружающей среды в зоне отчуждения в период с 26 апреля по 31 декабря 1987 г.
Судебная коллегия считает, указанные выводы суда ошибочными.
Из положений Федерального закона "О социальных гарантиях граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" 10.01.2002 г. N 2-ФЗ, постановления Верховного Совета Российской Федерации "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска" от 27.12.1991 г. N 2123-1 следует, что для граждан из подразделений особого риска не установлена социальная гарантия в виде льготного исчисления выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет. Какие-либо другие нормативные акты, в которых бы устанавливалась соответствующая льготная выслуга лет, в Российской Федерации отсутствуют.
Закон РФ N4468-1 определяет категории лиц, имеющих право на пенсию за выслугу лет, а также условия ее назначения. Так, в соответствии со ст. 8 указанного Закона лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, подвергшимся радиационному воздействию при проведении взрывов и испытаний ядерного оружия либо в результате аварийных ситуаций на ядерных объектах гражданского и военного назначения, а также при ликвидации последствий этих аварий, и семьям этих лиц предоставляются дополнительно льготные условия назначения пенсий, выплачиваются надбавки к пенсиям, пособия и компенсации в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию.
В соответствии с ч. 2 ст. 18Закона РФ N4468-1 время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении. Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, определенным в указанном Законе, установлен Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941.
В соответствии с п. 3 указанного Постановления в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим засчитывается на льготных условиях: один месяц службы за три месяца - на работах, связанных с ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС и предотвращением загрязнения окружающей среды в зоне отчуждения (на территории, с которой было эвакуировано население в 1986 г.), в период с 26.04.1986 г. по 31.12.1987 г. (пп. "б"); один месяц службы за полтора месяца - на работах, связанных с ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС и предотвращением загрязнения окружающей среды в зоне отчуждения (на территории, с которой было эвакуировано население в 1986 г.), в период с 01 января 1988 года по 31 декабря 1990 года (пп. "г").
В соответствии со ст. 23 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 15.05.1991 г. N 1244-1 время на выполнение заданий и несение военной службы (службы) в зоне отчуждения засчитывается в выслугу лет на пенсию один месяц за три.
Неверной является ссылка суда первой инстанции на Определение Конституционного Суда РФ от 07.10.2005 г. N 385-0, поскольку в названном Определении выявлен конституционно-правовой смыл об отсутствии препятствий к получению гражданами из подразделений особого риска, ставшими инвалидами, ежемесячной компенсации в возмещение вреда, причиненного их здоровью радиационным излучением, вызванным испытаниями ядерного оружия либо радиационными авариями, имевшими место до вступления в силу настоящего постановления, а не о льготном исчислении выслуги лет для указанной категории граждан.
При таких обстоятельствах в целях исправления судебной ошибки, допущенной при рассмотрении дела судом первой инстанции в применении норм материального права, которая повлекла вынесение неправосудного решения, судебная коллегия признает решение суда первой инстанции подлежащим отмене. Судебная коллегия считает необходимым постановить новое решение об отказе в удовлетворении вышеуказанных требований.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329,330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Фрунзенского районного суда г. Саратова от 23 января 2013 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым отказать Беляеву В.В. в удовлетворении исковых требований к военному комиссариату Саратовской области о льготном исчислении выслуги лет.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.