Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Бартенева Ю.И.,
судей Песковой Ж.А. и Пантелеева В.М.,
при секретаре Морозовой М.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобеУправления Федеральной миграционной службы Российской Федерации по Саратовской области на решение Фрунзенского районного суда города Саратова от 24.01.2013 года, которым признано незаконным решение комиссии по осуществлению компенсационных выплат и пособий участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей Управления Федеральной миграционной службы Российской Федерации по Саратовской области об отказе в выплате единовременного пособия на обустройство Курикеру А.А., Васяновичу А.Н., содержащееся в протоколе от 28.10.2011 года N ... ; за Васяновичем А.Н. и Курикеру А.А. признано право на получение единовременного пособия на обустройство; на Управление Федеральной миграционной службы Российской Федерации по Саратовской области возложена обязанность произвести Васяновичу А.Н., Курикеру А.А. выплату единовременного пособия на обустройство в размере ... рублей в пользу каждого.
Заслушав доклад судьи Песковой Ж.А., объяснения представителя истцов ФИО9, возражавшего против доводов жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Васянович А.Н и Курикеру А.А. обратились в суд с указанными выше исками. В обоснование заявленных требований указали, что переехали в город Саратов Российской Федерации на постоянное место жительства из Украины и Республики Молдова, являются участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. В ноябре 2011 года по почте получили выписку из протокола заседания комиссии по осуществлению компенсационных выплат и пособий участникам Государственной программы, согласно которой им было отказано в выплате единовременного пособия на обустройство. Полагая указанное решение незаконным, Васянович А.Н. и Курикеру А.А. за защитой нарушенных прав обратились в суд.
Рассмотрев заявленные требования, суд постановил вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Управление Федеральной миграционной службы Российской Федерации (далее - УФМС) по Саратовской области просит отменить решение суда, как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального права, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исков отказать. Указывает, что истцы проживают в Российской Федерации на законных основаниях, определили свое постоянное место жительства на территории Российской Федерации задолго до того, как стали участниками Государственной программы. По мнению ответчика согласно тексту указанной программы в редакции на момент принятия спорного решения и других нормативных актов соответствующие выплаты предоставляются участникам Государственной программы и членам их семей, находящимся в процессе переселения на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, то есть реально пересекающим границу Российской Федерации.
В судебную коллегию истцы и представитель ответчика, извещённые о месте и времени слушания дела, не явились. В соответствии со статьёй 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах из доводов апелляционной жалобы (в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 24.05.1999 года N 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" соотечественниками являются лица, родившиеся в одном государстве, проживающие либо проживавшие в нем и обладающие признаками общности языка, истории, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии.
Соотечественниками также признаются лица и их потомки, проживающие за пределами территории Российской Федерации и относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации, а также сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерацией лица, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее проживали на территории Российской Федерации, в том числе:
лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства;
выходцы (эмигранты) из Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства или лицами без гражданства (пункт 3 статьи 1 Федерального закона от 24 мая 1999 года N99-ФЗ).
Цели государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников заключаются в оказании государственной поддержки соотечественникам, в том числе в обеспечении правовой защиты их интересов, а также условий, при которых они могли бы в качестве равноправных граждан жить в иностранных государствах или вернуться в Российскую Федерацию (часть 3 статьи 5 Федерального закона от 24.05.1999 года N 99-ФЗ).
На момент принятия УФМС России по Саратовской области спорного решения действовала Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее - Государственная программа), утверждённая Указом Президента Российской Федерации от 22.06.2006 года N 637, с изменениями внесёнными Указом Президента Российской Федерации от 12.01.2010 года N 60.
Из раздела II указанной Государственной программы следует, что её целями является стимулирование и организация процесса добровольного переселения в Российскую Федерацию соотечественников на основе повышения привлекательности ее субъектов, а также компенсация естественной убыли населения в стране в целом и в ее отдельных регионах за счет привлечения переселенцев на постоянное место жительства в Российскую Федерацию.
Согласно разделу IV данной Государственной программы решение об участии в Государственной программе принимается соотечественником добровольно на основе осознанного выбора им места проживания и работы на территории Российской Федерации.
Соотечественнику, ставшему участником Государственной программы, выдается свидетельство установленного Правительством Российской Федерации образца.
Участник Государственной программы и члены его семьи, совместно переселяющиеся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, имеют право на получение государственных гарантий и социальной поддержки, в том числе, на получение за счет средств федерального бюджета единовременного пособия на обустройство ("подъемных").
Размер государственных гарантий, порядок их предоставления, а также перечень мер социальной поддержки утверждаются Правительством Российской Федерации.
Из материалов дела видно и установлено судом, что УФМС России по Саратовской области 21.03.2011 года выдало Васяновичу А.Н., 28.03.2011 года - Курикеру А.А. свидетельства участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.
Истцы на момент регистрации в качестве участников Государственной программы и выдачи свидетельства участников Государственной программы имели вид на жительство на территории Российской Федерации.
Решением ответчика, оформленным протоколом заседания комиссии по осуществлению компенсационных выплат и пособий участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, от 28.10.2011 года N 39 истцам отказано в выплате единовременного пособия на обустройство.
В обоснование отказа указано на то, что право на получение государственных гарантий и социальной поддержки предусмотрено только для участников Государственной программы и членов их семей, совместно переселяющихся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что указанные доводы ответчика основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства по следующим основаниям.
Согласно абзацам 9, 10 раздела V Государственной программы (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 12.01.2010 года N 60) функции по учету желающих добровольно выехать в Российскую Федерацию для постоянного проживания, углубленному разъяснению содержания Государственной программы и предоставляемых в ее рамках возможностей, содействию соотечественникам в выборе оптимального варианта переселения, подготовке их регистрации в качестве участников Государственной программы и проведению иных мероприятий, обеспечивающих их переселение в Российскую Федерацию, осуществляются представительствами или представителями ФМС России за рубежом, дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации, временными группами, создаваемыми из числа специалистов ФМС России, МИДа России и других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, командируемых в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации.
В отношении соотечественников, постоянно или временно проживающих на законном основании на территории Российской Федерации, функции по учету, углубленному разъяснению содержания Государственной программы и предоставляемых в ее рамках возможностей, подготовке их регистрации в качестве участников Государственной программы, оформлению свидетельства участника Государственной программы и проведению иных мероприятий осуществляются территориальными органами ФМС России в субъектах Российской Федерации, в которых реализуется соответствующая региональная программа переселения.
Порядок назначения и выплаты единовременного пособия на обустройство участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, определен Правилами выплаты единовременного пособия на обустройство участникам государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.01.2007 года N 7.
Организация работы по выплатам участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей единовременного пособия на обустройство и ежемесячного пособия при отсутствии дохода от трудовой, предпринимательской и иной деятельности регламентирована Инструкцией, утвержденной Приказом Федеральной миграционной службы Российской Федерации от 04.07.2007 года N145.
Согласно пункту 4 названной Инструкции для получения единовременного пособия на обустройство участник Госпрограммы предоставляет в территориальный орган ФМС России, где он в установленном порядке зарегистрирован по месту жительства либо поставлен на учет по месту пребывания на территории Российской Федерации, заявление о выплате единовременного пособия на обустройство по установленной форме согласно приложению N 1 к настоящей Инструкции.
Из смысла приведенных положений действующего законодательства, в том числе абзаца 3 раздела IV Государственной программы (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 22.06.2006 года N 637 с изменениями от 12.01.2010 года), следует, что право на получение за счет средств федерального бюджета единовременного пособия на обустройство ("подъемных") имеет участник Государственной программы и члены его семьи, совместно переселяющиеся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, то есть соотечественник и члены его семьи, которые решили добровольно на основе осознанного выбора определить свое место проживания и работы на территории Российской Федерации. При этом Государственная программа не предусматривает деления участников Государственной программы на группы в зависимости от того, находятся такие участники в процессе переселения или нет.
Таким образом, указанная выплата не зависит от того, находится ли соотечественник в процессе переселения или уже находится на законном основании на территории Российской Федерации.
Наличие в Государственной программе (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 22.06.2006 года N 637 с изменениями от 12.01.2010 года) раздела VI "Организация переезда участников Государственной программы в Российскую Федерацию", вопреки доводам жалобы, свидетельствует лишь о возможности компенсации расходов на переезд и провоз личного имущества от места проживания на территории иностранного государства до территории вселения в субъекте Российской Федерации дополнительно к компенсациям и пособиям, предусмотренным разделом IV Государственной программы.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался ответчик в суде первой инстанции в обоснование своих возражений, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных сторонами доказательств в их совокупности.
С учётом изложенного, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального права Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Фрунзенского районного суда города Саратова от 24.01.2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной миграционной службы Российской Федерации по Саратовской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.