Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе: председательствующего Бартенева Ю.И.,
судей Поляниной О.А., Пантелеева В.М..
с участием прокурора Новичкова Е.А.,
при секретаре Низове И.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по искам прокурора Заводского района города Саратова в защиту неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее Администрация), комитету дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта Администрации (далее Комитет), муниципальному унитарному предприятию (далее МУП) "Городские дороги плюс", комитету по управлению имуществом города Саратова (далее КУИ г. Саратова) о признании бездействия незаконным, обязании организовать ремонт дорог общего пользования
по апелляционной жалобе Комитета на решение Волжского районного суда города Саратова от 10 декабря 2012 года, которым постановлено:
"признать бездействие комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов" по невыполнению обязанности по содержанию муниципальных автомобильных дорог: на пересечении улиц "адрес" - незаконным.
Обязать комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов" организовать ремонт дорог общего пользования в соответствии с требованиями норм и гостов: на пересечении улиц "адрес".
В удовлетворении исковых требований к администрации муниципального образования "Город Саратов", муниципальному унитарному предприятию "Городские дороги плюс", комитету по управлению имуществом г. Саратова отказать".
Заслушав доклад судьи Бартенева Ю.И., выступление прокурора
Новичкова Е.А ... возражавшего против доводов апелляционной жалобы, рассмотрев материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Заводского района г. Саратова обратился в суд с исками в защиту законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации, Комитету, МУП "Городские дороги плюс", КУИ г. Саратова, о признании бездействия Комитета незаконным, о понуждении Комитета к ремонту автомобильных дорог общего пользования в соответствии с требованиями действующих норм и правил: на пересечении улиц "адрес".
Требования мотивировал тем, что прокуратурой Заводского района
г. Саратова проведена проверка соблюдения Администрацией требований по обеспечению безопасности дорожного движения и содержания дорог Заводского района МО "Город Саратов", в ходе которой выявлены существенные недостатки в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения, в частности: на пересечении улиц "адрес" асфальтовое покрытие имеет выбоины: длина 1,2 м, ширина 0,40 м, глубина 0,7 м; на "адрес" асфальтовое покрытие имеет выбоины: длина 0,55 м, ширина 0,45 м, глубина 0,12 м; на пересечении ул. "адрес" асфальтовое покрытие имеет выбоины: длина 0,30 м, ширина 0,40 м, глубина 0,10 м; на "адрес" асфальтовое покрытие имеет выбоины: длина 0,70 м, ширина 0,35 м, глубина 0,13 м; по "адрес" асфальтовое покрытие имеет выбоины: длина 0,80 м, ширина 0,40 м, глубина 0,15 м; в "адрес", асфальтовое покрытие имеет выбоины: длина 0,40м, ширина 0,30 м, глубина 0,8 м.
Рассмотрев заявленные требования, суд постановил приведенное выше решение.
Не согласившись с решением, Комитет в апелляционной жалобе просит его отменить. Считает, что выводы суда основаны на неправильном применении норм материального права и не соответствуют обстоятельствам дела. Комитет не согласен с данной судом оценкой представленным доказательствам. Указывает на то, что им был заключен муниципальный контракт с МУП "Городские дороги плюс", которое, являясь подрядчиком, несет ответственность за сохранность дорожно-уличной сети, в связи с чем именно МУП "Городские дороги плюс" должно быть ответчиком по данному делу.
На заседание судебной коллегии ответчики не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили, о причинах неявки не сообщили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчиков.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия полагает, что оснований для отмены или изменения вынесенного судебного постановления не имеется, поскольку при разрешении заявления судом правильно применены нормы материального и процессуального права, определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно п. 9 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 года N 257-ФЗ
"Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Закон N 257-ФЗ) к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В соответствии с п. 11 ст. 5 Закона N 257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.
Согласно п. 5 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и п. 5 ч. 1 ст. 6 Устава МО "Город Саратов" к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Дорожная деятельность в силу п. 6 ст. 3 Закона N 257-ФЗ включает деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В силу п. 6 ст. 13, пп. 1, 2, 3, ст. 17 Закона N 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами. Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 года N 196-ФЗ
"О безопасности дорожного движения" (далее Закон N 196-ФЗ) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
В силу ст. 5 Закона N 196-ФЗ обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется в том числе посредством деятельности по организации дорожного движения, а также материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения.
В соответствии с п. 4 ст. 6 Закона N 196-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Согласно ст. 12 Закона N 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В силу ч. 4 ст. 17 Закона N 257-ФЗ капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия
транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов.
Расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате решения вопросов дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального значения, связанных с ремонтом, реконструкцией автомобильных дорог (ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения; дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
Как видно из материалов дела, автодороги на пересечении улиц
"адрес", находятся в городе Саратове в границах муниципального образования
"Город Саратов", являются автомобильными дорогами общего пользования. Данные автодороги имеют многочисленные выбоины дорожного полотна, что подтверждается актами проверки от 14.09.2012 года.
Решением Саратовской городской Думы от 29.04.2008 года N 27-281 утверждено Положение о комитете дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее Положение).
В силу п. 1.1 Положения Комитет является отраслевым (функциональным) структурным подразделением администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - город), уполномоченным осуществлять деятельность в сфере дорожного, коммунального хозяйства, благоустройства, организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения, создания условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах городского округа, обеспечения безопасности дорожного движения в части и порядке, определенных в соответствии с законодательством, решениями Саратовской городской Думы и иными муниципальными правовыми актами. Комитет осуществляет в установленной сфере деятельности организацию и координацию деятельности структурных подразделений администрации муниципального образования "Город Саратов".
В соответствии с пп. 2.1, 2.2 и 2.3 Положения основными задачами Комитета, связанными с решением вопросов местного значения, являются: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения города и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; обеспечение безопасности дорожного движения; создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах города.
Комитет в соответствии с возложенными на него задачами организует деятельность по проектированию, строительству автомобильных дорог местного значения (п. 3.1.3 Положения).
Согласно п. 4.1 Положения Комитет является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, бюджетную смету, печать со своим наименованием, соответствующие бланки и штампы, лицевые счета в соответствии с законодательством, выступает истцом (заявителем) и ответчиком (заинтересованным лицом) в суде, от своего имени совершает сделки, обладает имущественными и неимущественными правами и несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с чч. 1, 2 ст. 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд.
Государственные (муниципальные) контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, кроме случаев, установленных пунктом 3 настоящей статьи.
"ГОСТ Р 50597-93. Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" (утв. Постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 года N 221) (далее ГОСТ) устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения.
Согласно п. 3.1.1. ГОСТ покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о возложении на Комитет обязанности организовать ремонт указанных автомобильных дорог в г. Саратове, поскольку представленными прокурором доказательствами подтверждается ненадлежащее исполнение Комитетом возложенной на него законом обязанности по содержанию автодорог местного значения. При этом Комитет в силу вышеприведенных норм материального права осуществляет полномочия распорядителя выделенных ему бюджетных средств города на цели обеспечения дорожной деятельности, а также осуществляет контроль над деятельностью подведомственных предприятий, выступает заказчиком при заключении государственных контрактов с подрядчиком, а поэтому является по делу надлежащим ответчиком.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, мотивированными, подтвержденными имеющимися в деле доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования судом первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов. Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
С учетом приведенных обстоятельств постановленное по делу решение суда следует признать законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Волжского районного суда города Саратова от 10 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования
"Город Саратов" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.