Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Коршунова Р.В.,
судей Поляниной О.А. и Пантелеева В.М.,
при секретаре Низове И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело иску Апёновой Бактканым Куанышевны к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда в Александрово-Гайском районе Саратовской области (далее УПФ) о назначении пенсии по случаю потери кормильца с 13 января 2013 года по апелляционной жалобе Апеновой Б.К. на решение Новоузенского районного суда (2) Саратовской области от 27 февраля 2013 года, которым постановлено:
"В удовлетворении искового заявления Апёновой Б.К. к УПФ о назначении пенсии по случаю потери кормильца с 13 января 2013 года - отказать",
заслушав доклад судьи Коршунова Р.В., объяснения Апёновой Б.К., поддержавшей доводы жалобы, объяснения представителя УПФ Ляляева И.Н. по доверенности от 09.01.2013 года, возражавшего против доводов жалобы, изучив материалы дела,
УСТАНОВИЛА:
Апёнова Б.К. обратилась в суд с иском к УПФ о назначении пенсии по случаю потери кормильца. В обоснование иска указала, что она является матерью
Апёнова Е.С., проходившего военную службу по призыву с "дата" года, в период прохождения которой он получил заболевание - рак легкого. Решением медико-социальной экспертизы от 17.10.2007 года Апёнову Е.С. была присвоена первая группа инвалидности, "дата" года он умер.
10.01.2013 года истица обратилась в УПФ с заявлением о назначении пенсии по случаю потери кормильца по основаниям, предусмотренным пп. 4 п. 3 ст. 8 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ". Решением УПФ N 3 от 21.01.2013 года в назначении пенсии по случаю потери кормильца ей было отказано на том основании, что Апёновой Б.К. не предоставлены документы, подтверждающие, что причиной инвалидности является военная травма, а также в связи с отсутствием у истца требуемого возраста 55 лет. Апёнова Б.К. считала решение УПФ незаконным и необоснованным, просила обязать УПФ назначить ей пенсию по случаю потери кормильца с 13.01.2013 года.
Рассмотрев заявленные требования, суд постановил вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Апёнова Б.К. ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм материального права.
В силу пп. 8 п. 1 ст. 4 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ (далее - Закон
N 166-ФЗ) право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют нетрудоспособные граждане.
Положениями пп. 4 п. 1 ст. 5 вышеуказанного Закона предусмотрен для назначения вид пенсии по случаю потери кормильца.
В соответствии с п. 3. ст. 8 Закона N 166-ФЗ в случае гибели (смерти) военнослужащих в период прохождения военной службы по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин или не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы либо в случае наступления смерти позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, которые получены в период прохождения военной службы, нетрудоспособным членам их семей назначается пенсия по случаю потери кормильца. Нетрудоспособными членами семьи признаются:
отец, мать и супруг погибшего (умершего) кормильца (за исключением родителей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы по призыву или умерших после увольнения с военной службы вследствие военной травмы), если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами (пп. 3);
родители военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы по призыву или умерших после увольнения с военной службы вследствие военной травмы, если они достигли возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины) (пп. 4).
В п. 9.1 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденного Постановлением Минтруда РФ N 16, ПФ РФ N 19па от 27.02.2002 г. (далее - Перечень), указано, что к заявлению о назначении пенсии по случаю потери кормильца из числа военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин или не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы либо в случае наступления смерти позднее этого срока, но вследствие военной травмы или заболевания, в необходимых случаях в дополнение к документам, предусмотренным в пункте 9 настоящего Перечня, прилагаются документы: подтверждающие факт и причину гибели (смерти) военнослужащего; удостоверяющие причинную связь смерти бывшего военнослужащего с военной травмой или заболеванием, полученными в период прохождения военной службы; подтверждающие период прохождения военной службы по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин.
Положениями п. 32 Перечня установлено, что причинная связь смерти бывших военнослужащих с ранением, контузией, увечьем или заболеванием, полученным в период прохождения ими военной службы по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, подтверждается заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы, военно-врачебной комиссии.
Из вышеприведенных положений законодательства следует, что, если смерть военнослужащего по призыву наступила после увольнения с военной службы, то пенсия на условиях, предусмотренных пп. 4 п. 3 ст. 8 Закона N 166-ФЗ, может быть назначена его родителям, если они достигли возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), только в том случае, если смерть связана с военной травмой. При этом не имеет значения, сколько времени прошло после прекращения военной службы. Если же смерть военнослужащего по призыву не связана с военной травмой, то его родителям пенсия по случаю потери кормильца может быть назначена только по пп. 3 п. 3 ст. 8 Закона N 166-ФЗ.
Как следует из материалов дела, Апёнова Б.К., "дата" года рождения, является матерью Апёнова Е.С., получившего заболевание в период прохождения срочной военной службы, 17.10.2007 года ему была установлена первая группа инвалидности, "дата" года сын истицы умер (л.д. 9-14).
Из материалов дела видно, что истцом не представлены доказательства того, что смерть ее сына Апёнова Е.С. (военнослужащего по призыву), наступившая после увольнения с военной службы, связана с военной травмой.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения иска Апёновой Б.К. и возложения обязанности на УПФ о назначении истцу пенсии по случаю потери кормильца по нормам пп. 4 п. 3 ст. 8 Закона N 166-ФЗ, в этой связи суд обоснованно пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных Апёновой Б.К. исковых требований.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правомерными, мотивированными, подтвержденными имеющимися в деле доказательствами, которым суд дал надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями
ст. 67 ГПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда. Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
С учетом приведенных обстоятельств постановленное по делу решение суда следует признать законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Новоузенского районного суда (2) Саратовской области от 27 февраля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Апёновой Бактканым Куанышевны- без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.