Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Коршунова Р.В.,
судей Пантелеева В.М., Поляниной О.А.,
при секретаре Низове И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Незнамова П.И. к министерству здравоохранения Саратовской области о признании незаконными, связанных с ненадлежащим обеспечением лекарственным препаратом "Индапамид", компенсации морального вреда, взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя, по апелляционным жалобам Незнамова П.И. и министерства здравоохранения Саратовской области на решение Фрунзенского районного суда города Саратова от 15 февраля 2013 года, которым признаны незаконными действия министерства здравоохранения Саратовской области по ненадлежащему обеспечению Незнамова П.И. лекарственным препаратом "Индапамид" по рецептам, выданным МУЗ "Городская поликлиника N 19" комитета здравоохранения администрации муниципального образования "Город Саратов". С министерства здравоохранения Саратовской области в пользу Незнамова П.И. взыскано 4 000 рублей в счет компенсации морального вреда и расходов на оплату услуг представителя. В остальной части исковых требований Незнамову П.И. отказано.
Заслушав доклад судьи Поляниной О.А., пояснения представителя министерства здравоохранения Саратовской области Емельянова И.А., поддержавшего апелляционную жалобу министерства здравоохранения Саратовской области и возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы истца, изучив их доводы, исследовав материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Незнамов П.И. обратился в суд с вышеуказанным иском, в обоснование которого указал, что является инвалидом первой группы, в связи с чем имеет право на получение лекарственных средств бесплатно.
20 сентября 2012 года и 19 ноября 2012 года истцу МУЗ "Городская поликлиника N 19" комитета здравоохранения администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - МУЗ "Городская поликлиника N 19") выданы рецепты серии 0063 N 6261010036020 и N 6261010038506 на лекарственное средство "Индапамид". При обращении Незнамова П.И. в аптечный пункт ООО "ВИТАФАРМ" лекарственное средство по данным рецептам не выдано, в связи с отсутствием в наличии данного препарата, реализация рецептов отложена. Лекарственное средство по рецепту от 20 сентября 2012 года предоставлено 26 ноября 2012 года, по рецепту от 19 ноября 2012 года - 20 декабря 2012 года.
Незнамов П.И. указал, что невыполнением ответчиками обязанности по его обеспечению жизненно необходимым лекарственным препаратом, истцу причинены нравственные страдания, в связи с чем просил взыскать компенсацию морального вреда в размере 15 000 рублей за ненадлежащее обеспечение лекарственным средством по каждому рецепту.
Суд, рассмотрев заявленные требования, постановил вышеуказанное решение, взыскав в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 1 000 рублей, судебные расходы на оплату услуги представителя - 3 000 рублей.
Незнамов П.И. не согласился с постановленным решением в части размера компенсации морального вреда и взысканных судебных расходов на оплату услуг представителя. В апелляционной жалобе Незнамов П.И. указывает на неразумность и несправедливость взысканных решением суда сумм. Автор жалоб считает, что судом при определении суммы судебных расходов неправильно применены нормы материального права, поскольку, по мнению Незнамова П.И., ответчик не оспаривал размер понесенных истцом на оплату услуг представителя расходов в размере 6 000 рублей.
Министерство здравоохранения Саратовской области в апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.
Автор апелляционной жалобы считает, что министерство здравоохранения Саратовской области выполнило свои обязательства, в связи с проведением соответствующих торгов и заключением государственных контрактов на обеспечение лекарственными препаратами отдельных категорий граждан в пределах выделенного финансирования; полагает, что истец был обеспечен лекарственным препаратом, в связи с чем требования истца о компенсации морального вреда необоснованны.
В заседание судебной коллегии истец Незнамов П.И., представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, МУЗ "Городская поликлиника N 19", ООО "ВИТАФАРМ", комитета здравоохранения администрации муниципального образования "Город Саратов" не явились, извещены о заседании надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили, о причинах неявки не сообщили. При указанных обстоятельствах, руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц, их представителей.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционных жалобах (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия считает, что оснований для отмены судебного постановления не имеется.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством Российской Федерации случаях.
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится, в том числе защита прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья; разработка, утверждение и реализация программ развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участие в санитарно-гигиеническом просвещении населения (ст. 16 Федерального закона N 323-ФЗ).
В силу п. 4 ч. 2 ст. 73 названного Федерального закона N 323-ФЗ медицинские работники обязаны назначать лекарственные препараты и выписывать их на рецептурных бланках (за исключением лекарственных препаратов, отпускаемых без рецепта на лекарственный препарат) в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Статья 4.1 Федерального закона от 178 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" относит к полномочиям Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся следующие полномочия по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона, лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, заключение по итогам размещения государственных заказов на поставки лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов соответствующих государственных контрактов.
Статьей 6.1 названного Федерального закона N 178-ФЗ предусмотрено право инвалидов на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг в соответствии с настоящей главой.
В состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги: обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов. Перечень лекарственных препаратов, в том числе перечень лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебных комиссий лечебно-профилактических учреждений, перечень изделий медицинского назначения, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи, и перечень санаторно-курортных учреждений, в которые предоставляются путевки в соответствии с пунктом 1.1 части 1 настоящей статьи, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития (ст. 6.2 Федерального закона N 178-ФЗ).
Порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития (ст. 6.3 Федерального закона N 178-ФЗ).
Федеральным законом от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" предусмотрено, что организации оптовой торговли лекарственными средствами могут осуществлять продажу лекарственных средств или передавать их в установленном законодательством Российской Федерации порядке аптечным организациям (ст. 53 Федерального закона N 61-ФЗ).
В силу ч. 1 ст. 56 названного Федерального закона 61-ФЗ изготовление лекарственных препаратов аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, осуществляется по рецептам на лекарственные препараты, по требованиям медицинских организаций, ветеринарных организаций в соответствии с правилами изготовления и отпуска лекарственных препаратов, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Перечень лекарственных препаратов, в том числе перечень лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактических учреждений, обеспечение которыми осуществляется в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) при оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18 сентября 2006 года N 665, содержит указание на лекарственный препарат с международным непатентованным или химическим или торговым наименованием "индапамид".
В соответствии с Порядком предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 328, осуществляется предоставление набора социальных услуг гражданам, указанным в статьях 6.1 и 6.7 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ, включенным в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.
Перечень групп населения и категорий заболеваний при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N 890, предусматривает предоставление всех лекарственных средств, средств медицинской реабилитации, калоприемников, мочеприемников и перевязочных материалов (по медицинским показаниям) инвалидам I группы, неработающим инвалидам II группы, детям-инвалидам в возрасте до 18 лет.
Порядком отпуска лекарственных средств, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 декабря 2005 года N 785, предусмотрено, что отпуск лекарственных средств по рецепту врача и без рецепта врача осуществляется аптечными учреждениями (организациями), имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность (п. 1.3). Выписанные по рецепту врача лекарственные средства подлежат отпуску аптеками и аптечными пунктами (п. 1.4). Рецепты на лекарственные средства, включенные в Перечень лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера), и не вошедшие в минимальный ассортимент лекарственных средств, обслуживаются в срок, не превышающий десяти рабочих дней с момента обращения больного в аптечное учреждение (организацию) (п. 2.13).
Как следует из материалов дела, Незнамов П.И. является инвалидом первой группы, имеет право на предоставление региональной льготы в виде получения лекарственных средств бесплатно, наблюдается в МУЗ "Городская поликлиника N 19".
20 сентября 2012 года и 19 ноября 2012 года МУЗ "Городская поликлиника N 19" Незнамову П.И. выписаны рецепты серии 0063 NN 6261010036020, 6261010038506 на лекарственное средство "Индапамид".
При обращении Незнамова П.И. в аптечный пункт ООО "ВИТАФАРМ" для реализации вышеуказанных рецептов лекарственное средство истцу не выдано, в связи с его отсутствием, реализация рецептов отложена.
Сторонами не оспаривается, что рецепт от 20 сентября 2012 года обеспечен 26 ноября 2012 года, рецепт от 19 ноября 2012 года - 20 декабря 2012 года.
Судом установлено, что лекарственное средство "Индапамид" отсутствовало в аптечном пункте, а его поставка не осуществлялась, поскольку не была исполнена заявка МУЗ "Городская поликлиника N 19", направленная в первом квартале в министерство здравоохранения Саратовской области на девять месяцев 2012 года для приобретения 423 упаковок лекарственного препарата "Индапамид", который поставлен в течение 2012 года в количестве 105 упаковок.
Таким образом, лекарственное средство "Индапамид" приобретено министерством здравоохранения Саратовской области в меньшем количестве, чем заявлено МУЗ "Городская поликлиника N 19" о потребности в данном препарате.
На основании изложенного, районный суд обосновано признал незаконным действия министерства здравоохранения Саратовской области по ненадлежащему обеспечению Незнамова П.И. лекарственным препаратом "Индапамид" по рецептам, выданным МУЗ "Городская поликлиника N 19" 20 сентября 2012 года и 19 ноября 2012 года.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Согласно ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Действиями ответчика нарушены права Незнамова П.И. на получение назначенного лечащим врачом лекарственного средства, что неразрывно связано с состоянием здоровья Незнамова П.И., опасения которого за возможное ухудшение состояния своего здоровья при наличии тяжелого заболевания не могли не причинить Незнамову П.И. нравственных страданий.
При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с размером компенсации морального вреда, взысканным районным судом, поскольку при определении размера компенсации учтены характер и степень нравственных страданий Незнамова П.И., требования разумности и справедливости.
Оспаривая размер компенсации морального вреда, Незнамов П.И. ссылок на обстоятельства, которые не были исследованы судом либо опровергали его выводы, не указывает.
В соответствии со ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе расходы на оплату услуг представителя.
В силу ч. 1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя на реализацию требования ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Размер понесенных расходов указывается стороной и подтверждается соответствующими документами. В соответствии с квитанцией N 000023 от 25 декабря 2012 года, выданной индивидуальным предпринимателем " Незнамова В.П.", Незнамов П.И. оплатил за услуги, оказанные при ведении гражданского дела в суде, 6 000 рублей.
Учитывая приведенные нормы права, степень занятости и участия представителя Незнамова П.И. - Незнамова В.П. при рассмотрении гражданского дела, суд посчитал возможным взыскать расходы по оплате услуг представителя в общей сумме 3 000 рублей.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда, полагая такую сумму расходов на оплату услуг представителя разумной, поскольку, применяя общее правовое предписание к конкретным обстоятельствам дела, суд сделал правильный вывод по заявленным требованиям о взыскании расходов на оплату услуг представителя в пределах предоставленной ему процессуальным законом свободы усмотрения, что не может рассматриваться как нарушение прав и свобод заявителя.
Доводы апелляционных жалоб направлены на переоценку обстоятельств дела и не являются основанием к изменению решений.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Фрунзенского районного суда города Саратова от 15 февраля 2013 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Незнамова П.И. и министерства здравоохранения Саратовской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.