Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Бартенева Ю.И.,
судей Аршиновой Е.В., Совкича А.П.,
при секретаре Морозовой М.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Сердюковой Т.В. к Государственному казённому учреждению Саратовской области "Управление социальной поддержки населения Балаковского района" о признании права на получение звания "Ветеран труда Саратовской области", по апелляционн6ой жалобе Сердюковой Т.В. на решение Балаковского районного суда Саратовской области от 11 февраля 2013 года, которым в удовлетворении иска Сердюковой Т.В. отказано.
Заслушав доклад судьи Совкича А.П., изучив доводы апелляционной жалобы, рассмотрев материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сердюкова Т.В. обратилась в суд с иском к Государственному казённому учреждению Саратовской области "Управление социальной поддержки населения Балаковского района" (далее - ГКУ УСПН Балаковского района) о признании права на присвоение звания "Ветеран труда Саратовской области".
В обоснование исковых требований Сердюкова Т.В. указывала, что 05 декабря 2012 года она обратилась в ГКУ УСПН Балаковского района с заявлением о присвоении звания "Ветеран труда Саратовской области", в чём ей письмом директора названного учреждения от 06 декабря 2012 года было отказано по тому основанию, что по состоянию на "дата" стаж её работы составил 34 года 10 месяцев и 7 дней, в то время, как для присвоения данного звания необходимо не менее 35 лет трудового стажа. Сердюкова Т.В. считала, что при определении трудового стажа ГКУ УСПН Балаковского района необоснованно не включило весь период нахождения её в качестве члена семьи в Монголии с "дата" по "дата", с учётом которого стаж её работы по состоянию на "дата" составлял более 35 лет.
В связи с этим Сердюкова Т.В. просила суд признать за ней право на присвоение звания "Ветеран труда Саратовской области".
Судом постановлено приведённое выше решение.
Истец Сердюкова Т.В. в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене решения и принятии нового решения об удовлетворении иска. Считает, что судом при вынесении решения неправильно применены нормы материального и процессуального права, а также выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
Ответчиком ГКУ УСПН Балаковского района поданы возражения на апелляционную жалобу, в которых ответчик считает решение суда законным, обоснованным и не подлежащим отмене.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда, исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия находит его подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из преамбулы к Федеральному закону Российской Федерации от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" настоящий Федеральный закон устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.
Согласно статье 1 названного Закона, с учётом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда устанавливаются следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств, ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона, ветеранами труда являются, в том числе, лица, награждённые орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждённые ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
В силу пункта 4 статьи 7 Закона, порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Как следует из преамбулы к Закону Саратовской области от 09 ноября 2007 года N 241-ЗСО "О ветеранах труда Саратовской области" настоящий Закон устанавливает условия и порядок присвоения звания "Ветеран труда Саратовской области" и меры социальной поддержки данной категории ветеранов.
В силу статьи 1 названного Закона (в редакции Закона Саратовской области от 03 июля 2012 года N 107-ЗСО, действующей по состоянию на 05 декабря 2012 года) звание "Ветеран труда Саратовской области" присваивается гражданам, проживающим на территории Саратовской области, имеющим стаж работы (службы) не менее 35 лет для женщин и не менее 40 лет для мужчин, достигших возраста 55 лет и 60 лет соответственно.
Как установлено статьёй 2 Закона, звание "Ветеран труда Саратовской области" присваивается органом исполнительной власти области в сфере социальной поддержки населения. Граждане, претендующие на присвоение звания "Ветеран труда Саратовской области", подают в орган социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания заявление и документы, подтверждающие стаж работы (службы). Исчисление стажа работы (службы) производится в календарном порядке.
Согласно статье 1 Закона Саратовской области от 26 июня 2006 года N 67-ЗСО "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" в Саратовской области", звание "Ветеран труда" присваивается органом исполнительной власти области в сфере социальной поддержки.
В соответствии со статьёй 2 названного Закона, лица, претендующие на присвоение звания "Ветеран труда", подают в орган социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания заявление и документы, подтверждающие основания для его присвоения.
Лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет, представляют документы, подтверждающие: награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде; трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
Исходя из анализа приведённых выше положений закона, судебная коллегия считает, что для присвоения звания "Ветеран труда Саратовской области" по состоянию на "дата" Сердюкова Т.В. должна была проживать на территории Саратовской области и иметь трудовой стаж не менее 35 лет.
Как следует из материалов дела, было установлено судом и не оспаривалось сторонами, Сердюкова Т.Н. с "дата" по настоящее время проживает в городе "адрес". 05 декабря 2012 года Сердюкова Т.В. обратилась в ГКУ УСПН Балаковского района с заявлением о присвоении звания "Ветеран труда Саратовской области". По состоянию на "дата" трудовой стаж Сердюковой Т.В. составлял 34 года 10 месяцев 7 дней, при этом из периода нахождения Сердюковой Т.В. в качестве члена семьи в Монголии с "дата" по "дата" работниками ГКУ УСПН Балаковского района учитывались только периоды её непосредственной работы в Монголии: с "дата" по "дата", с "дата" по "дата", с "дата" по "дата", с "дата" по "дата", с "дата" по "дата". Таким образом, работниками ГКУ УСПН Балаковского района при подсчёте трудового стажа Сердюковой Т.В. в календарном порядке в период нахождения её в качестве члена семьи в Монголии с "дата" по "дата" не учитывалось 90 календарных дней (с "дата" по "дата", с "дата" по "дата", с "дата" по "дата").
Согласно пункту 1 Правил об условиях труда советских работников за границей, утверждённых постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы от 25 декабря 1974 года N 365, настоящие Правила распространяются, в том числе, на советских работников, направленных из СССР или принятых за границей из числа членов семей этих работников на штатные должности в учреждения СССР за границей.
В соответствии с пунктом 2 названных Правил, на советских работников учреждений СССР за границей распространяется действие законодательства Союза ССР и союзных республик с особенностями, установленными настоящими Правилами.
В силу пункта 48 Правил, работникам, направленным в учреждения СССР за границей, а также членам их семей, принятым на месте на штатные должности, время работы в этих учреждениях засчитывается в их непрерывный трудовой стаж при назначении пособий по государственному социальному страхованию при условии поступления на работу по возвращении в СССР в течение двух месяцев, не считая времени проезда к месту постоянного жительства и нахождения в отпуске, не использованного за время работы за границей.
Время пребывания за границей не работавших в учреждениях СССР за границей членов семей указанных работников не прерывает их трудового стажа, если перерыв между днем возвращения в СССР и днем поступления на работу не превысил двух месяцев, не считая времени проезда к месту постоянного жительства.
Как установлено пунктом 49 Правил, время работы в учреждениях СССР за границей не прерывает стажа, дающего право на получение вознаграждения за выслугу лет или надбавок за стаж работы по специальности, если работник до направления за границу занимал должность или выполнял работу, дающую право на получение вознаграждения или надбавок и поступил на работу, где по действующим положениям выплачиваются указанные вознаграждение или надбавки, в течение двух месяцев после возвращения в СССР (не считая времени проезда к месту жительства и нахождения в отпуске, не использованного за время работы за границей). В таком же порядке сохраняется этот стаж и членам семей, находившимся за границей вместе с работником.
Указанный порядок применяется также при исчислении непрерывного трудового стажа, учитываемого при определении размера вознаграждения за общие годовые итоги работы предприятия, если работники и члены их семей по возвращении в СССР поступили на работу на предприятие, в котором они работали до направления за границу.
Согласно пункту 50 Правил, в стаж работы по специальности (педагогический, медицинский и другой) включается время работы в учреждениях СССР за границей по данной специальности.
Вывод суда первой инстанции о том, что указанные выше положения применялись исключительно при назначении пособий по государственному социальному страхованию, судебная коллегия считает ошибочным, поскольку названные Правила таких указаний не содержат, также, в данный период времени действовали специальные Правила исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию, утверждённые постановлением Совмина СССР от 13 апреля 1973 года N 252.
Кроме того, Постановлением Совета Министров СССР от 22 марта 1955 года N 552 также было установлено, что работникам, направленным в учреждения СССР за границей или в международные организации, в непрерывный трудовой стаж, необходимый для получения пособий по временной нетрудоспособности и для определения размеров пенсий по инвалидности от общих заболеваний, засчитывается время их работы в этих учреждениях и организациях при условии поступления на работу после возвращения в СССР в течение двух месяцев, не считая времени переезда к месту работы. Время работы этих работников в указанных учреждениях и организациях засчитывать также в стаж, необходимый для назначения повышенных пенсий.
Пребывание за границей не работавших в учреждениях СССР за границей и в международных организациях членов семей указанных работников не прерывает их трудового стажа, который они имели до выезда за границу, при условии поступления на работу после возвращения в СССР в течение двух месяцев, не считая времени переезда к месту работы.
Проанализировав указанные Правила и Постановление Совета Министров СССР от 22 марта 1955 года N 552, судебная коллегия приходит к выводу, что в период нахождения Сердюковой Т.В. в Монголии с "дата" по "дата" в качестве члена семьи работника, направленного на работу во Всесоюзное производственное объединение "Зарубежстрой", действующие нормативные правовые акты предусматривали, что всё время нахождения члена семьи за границей, независимо от того, работал ли он в этот период времени или нет, включается в трудовой стаж, при условии, что перерыв между днём возвращения в СССР и днём поступления на работу не превысил двух месяцев, не считая времени проезда к месту постоянного жительства. При этом данные положения применяются, в том числе, при определении стажа необходимого для назначения различных пособий и пенсий.
Поскольку правовые гарантии социальной защиты ветеранов впервые были установлены Федеральным законом Российской Федерации от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", указанные выше нормативные правовые акты продолжали своё действие в этот период времени, судебная коллегия считает, что Правила об условиях труда советских работников за границей, утверждённые постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы от 25 декабря 1974 года N 365 и Постановление Совета Министров СССР от 22 марта 1955 года N 552, могут применяться в том числе, при определении трудового стажа, необходимого для присвоения звания "Ветеран труда".
То обстоятельство, что постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 17 января 2003 года N 3 указанные выше Правила признаны недействующими на территории Российской Федерации, по мнению судебной коллегии, не исключает их применения при рассмотрении настоящего спора, поскольку в период нахождения Сердюковой Т.В. в Монголии с "дата" по "дата" данные Правила действовали, а согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 24 мая 2001 года, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2,18,54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
При таких обстоятельствах, учитывая, что Сердюкова Т.В. в срок, не превышающий двух месяцев, после возвращения из-за границы в качестве члена семьи работника, направленного на работу во Всесоюзное производственное объединение "Зарубежстрой", поступила на работу, судебная коллегия приходит к выводу, что её трудовой стаж не прерывался, следовательно, при исчислении стажа работы, необходимого для присвоения Сердюковой Т.В. звания "Ветеран труда Саратовской области", работники ГКУ УСПН Балаковского района должны были учитывать весь период нахождения Сердюковой Т.В. в качестве члена семьи в Монголии с "дата" по "дата".
Таким образом, стаж работы Сердюковой Т.В. по состоянию на "дата" - день её обращения в ГКУ УСПН Балаковского района, составлял более 35 лет, она проживала на территории Саратовской области, следовательно, в соответствии с приведёнными выше положениями закона, Сердюкова Т.В. имела право на присвоение ей звания "Ветеран труда Саратовской области".
В соответствии со статьёй 11 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав.
В силу статьи 12 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путём признания права.
В этой связи, в целях защиты нарушенного права Сердюковой Т.В., судебная коллегия считает необходимым признать за ней право на присвоение по состоянию на "дата" звания "Ветеран труда Саратовской области".
Суд первой инстанции, по мнению судебной коллегии, неправильно истолковал положения приведённых выше нормативных правовых актов, и пришёл к необоснованному выводу об отсутствии у Сердюковой Т.В. права на присвоение звания "Ветеран труда Саратовской области".
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия, используя полномочие, предоставленное пунктом 2 части 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает необходимым отменить полностью состоявшееся решение суда первой инстанции и принять новое решение, которым признать право Сердюковой Т.В. на присвоение по состоянию на "дата" звания "Ветеран труда Саратовской области".
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327.1, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Балаковского районного суда Саратовской области от 11 февраля 2013 года отменить полностью и принять по делу новое решение, которым иск Сердюковой Т.В. к Государственному казённому учреждению Саратовской области "Управление социальной поддержки населения Балаковского района" о признании права на получение звания "Ветеран труда Саратовской области" удовлетворить.
Признать право Сердюковой Т.В., "дата" года рождения, уроженки села "адрес", на присвоение по состоянию на "дата" звания "Ветеран труда Саратовской области".
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.