Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Бартенева Ю.И.,
судей Песковой Ж.А. и Поляниной О.А.,
при секретаре Низове И.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Зотова А.Г. об оспаривании бездействия и решения государственного учреждения, по апелляционной жалобе Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Саратовской области на решение Красноармейского городского суда Саратовской области от 30.01.2013 года, которым постановлено:
"Признать бездействие федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по включению в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте, расположенном по адресу: ... , и не предоставлению Зотову А.Г. запрашиваемых сведений об объекте в виде кадастрового паспорта, незаконным.
Признать решение федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" от 22.11.2012 года незаконным.
Обязать федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" устранить допущенное нарушение прав Зотова А.Г.".
Заслушав доклад судьи Песковой Ж.А., объяснения Зотова А.Г. и его представителя П., поддержавших доводы жалобы, представителя федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" П., возражавшего против доводов жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Зотов А.Г. обратился в суд с указанным выше заявлением. В обоснование заявленных требований указал, ему на праве собственности принадлежит часть жилого дома, расположенная по адресу: ... 22.10.2012 года он обратился в межрайонный отдел N 17 филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП "Росреестра") по Саратовской области с заявлением о выдаче кадастрового паспорта на данный объект недвижимости. В ответ на своё заявление получил уведомление от 23.10.2012 года N ... , согласно которому сведения о запрашиваемом объекте в государственном кадастре недвижимости отсутствуют. 26.10.2012 года заявитель вновь обратился в орган кадастрового учёта с заявлением о внесении в Единый государственный реестр объектов капитального строительства сведений о спорном объекте недвижимости и о выдаче кадастрового паспорта. Решением филиала ФГБУ "ФКП "Росреестра" по Саратовской области от 22.11.2012 года N ... заявителю отказано во внесении сведений о его части жилого дома в Единый государственный реестр объектов капитального строительства по причине того, что данная часть жилого дома не является объектом государственного учёта. Указанное решение и бездействие органа, осуществляющего кадастровый учёт, не внесшего в государственный кадастр недвижимости сведения о ранее учтённом объекте и не выдавшего заявителю кадастровый паспорт, являются незаконными, нарушают права Зотова А.Г., связанные с осуществлением прав собственника в отношении спорной недвижимости.
Рассмотрев заявленные требования, суд постановил указанное выше решение.
ФГБУ "ФКП "Росреестра" не согласилось с постановленным решением суда, в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований заявителя отказать. Полагает, что действия по отказу в осуществлении государственного учета объекта недвижимости, расположенного по адресу: ... , принадлежащего заявителю, законны, поскольку данный объект недвижимости не является объектом государственного учёта, осуществляемого в соответствии с Порядком, утверждённым приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 14.10.2011 года N 577. Технический план, выданный органом технической инвентаризации на часть жилого дома, является незаконным. По мнению заинтересованного лица часть жилого дома не может являться индивидуальным объектом гражданского оборота, разделить дом на две независимые друг от друга части в натуре не представляется возможным. Полагает, что судом незаконно возложена обязанность на ФГБУ "ФКП "Росреестра" устранить допущенное нарушение прав Зотова А.Г., поскольку законодательством не предусмотрено внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о частях домов.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы (в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Частью 1 статьи 254 ГПК РФ предусмотрено, что гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии со статьёй 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно пункту 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных муниципальных служащих" исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
В силу части 1 статьи 249 ГПК РФ обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
На основании приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 года N 473 "О реорганизации федеральных бюджетных учреждений "Кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации" федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Саратовской области реорганизовано в форме присоединения к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" с сохранением основных целей деятельности.
В соответствии с пунктами 1 и 4 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 года N 457, федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии, навигационного обеспечения транспортного комплекса (кроме вопросов аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации), а также функции по государственной кадастровой оценке, осуществлению федерального государственного надзора в области геодезии и картографии, государственного земельного надзора, надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности регулирует Федеральный закон от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии со статьёй 45 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу указанного Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 указанного Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - ранее учтенные объекты недвижимости). При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - объекты недвижимости с условными номерами), также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Частью 3 статьи 45 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрено, что сведения о ранее учтенных объектах недвижимости с учетом предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона состава сведений и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. В срок до 1 января 2013 года органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, осуществившие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей государственный технический учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, передают в органы кадастрового учета по месту расположения соответствующих объектов недвижимости в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, заверенные уполномоченными должностными лицами органов и организаций по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации копии технических паспортов соответствующих зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
При включении сведений и соответствующих документов о ранее учтенном здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости такому объекту недвижимости присваивается кадастровый номер (часть 4 статьи 45 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости").
Сведения о ранее учтенных объектах недвижимости предоставляются в порядке, установленном статьей 14 настоящего Федерального закона, с учетом определенных настоящей статьей особенностей (часть 5 статьи 45 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости").
Согласно статье 14 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" общедоступные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются органом кадастрового учета по запросам любых лиц, в том числе посредством почтового отправления, использования сетей связи общего пользования или иных технических средств связи, посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу, содержащему сведения государственного кадастра недвижимости (часть 1).
Сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются, в том числе, в виде кадастрового паспорта объекта недвижимости (пункт 3 части 2).
Кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую уникальные характеристики объекта недвижимости, а также в зависимости от вида объекта недвижимости иные предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения об объекте недвижимости (часть 4).
Внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения, за исключением сведений, предоставляемых в виде кадастровых планов территорий, предоставляются в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего запроса (максимальный срок), если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 8).
Если предоставление запрашиваемых сведений не допускается в соответствии с федеральным законом или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют запрашиваемые сведения, орган кадастрового учета в срок, предусмотренный частью 8 настоящей статьи, выдает (направляет) обоснованное решение об отказе в предоставлении запрашиваемых сведений либо уведомление об отсутствии в государственном кадастре недвижимости запрашиваемых сведений (часть 9).
Решение об отказе в предоставлении запрашиваемых сведений может быть обжаловано в судебном порядке (часть 10).
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
До 1 января 2013 года устанавливался переходный период применения указанного Федерального закона к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (часть 1 статьи 43 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости").
Правила осуществления государственного учёта зданий, сооружений, помещений, объектов незавершённого строительства в переходный период применения Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" на момент спорных правоотношений предусматривались Порядком, утверждённым приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 14.10.2011 года N 577 (указанный Порядок утратил силу в связи с окончанием действия переходного периода).
Названный Порядок учёта вводился в действие на территории Российской Федерации поэтапно, в том числе, на территории Саратовской области с 01.09.2012 года.
Согласно пункту 8 указанного Порядка государственный учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта учета (далее - постановка на учет объекта учета), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта учета) либо изменением уникальных характеристик объекта учета или любых указанных в подпунктах 6 - 16 пункта 14 Порядка сведений об объекте учета (далее - учет изменений объекта учета) или сведений, указанных в подпункте 17 пункта 14 Порядка (далее - учет адреса правообладателя).
В соответствии с пунктом 78 Порядка, утверждённого приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 14.10.2011 года N 577, сведения об объектах учёта, государственный учёт которых осуществлён в соответствии с Порядком, с учетом предусмотренного статьёй 7 Закона о кадастре состава сведений и содержащих эти сведения документов, включаются в государственный кадастр недвижимости в порядке, установленном приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 11.01.2011 года N 1 "О сроках и Порядке включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтённых объектах недвижимости".
При включении в государственный кадастр недвижимости сведений об объектах учёта, государственный учёт которых осуществлён в соответствии с Порядком, и содержащих эти сведения документов кадастровые дела Единого государственного реестра считаются соответственно кадастровыми делами государственного кадастра недвижимости.
Порядок включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтённых объектах недвижимости, утверждённый приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 11.01.2011 года N 1 (в редакции от 17.08.2011 года), устанавливает:
сроки и правила включения в государственный кадастр недвижимости сведений и содержащих такие сведения документов о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, объектах незавершенного строительства (далее - объекты недвижимости), государственный кадастровый учет или государственный технический учет которых осуществлен в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу Закона о кадастре или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 Закона о кадастре особенностей, а также объектов недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный технический учет которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера (далее - ранее учтенные объекты недвижимости) в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним";
правила передачи в органы кадастрового учета заверенных уполномоченными должностными лицами органов и организаций по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации копий технических паспортов ранее учтенных зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 11.01.2011 года N 1 Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии поручено в срок до 1 января 2013 года обеспечить включение в государственный кадастр недвижимости сведений и содержащих такие сведения документов о ранее учтенных зданиях, сооружениях, помещениях, объектах незавершенного строительства, а также о земельных участках, государственный кадастровый учет которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Источниками для включения в государственный кадастр недвижимости сведений и содержащих данные сведения документов о ранее учтённых объектах недвижимости являются, в том числе, сведения и содержащие данные сведения документы Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество сделок с ним; технические и кадастровые паспорта зданий, сооружений, помещений, объектов незавершённого строительства, хранящиеся в архивах органов и организаций по государственному техническому учёту и (или) технической инвентаризации (подпункты 1 и 5 пункта 5 Порядка, утверждённого приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 11.01.2011 года N 1).
Как видно из материалов дела, Зотову А.Г. на праве собственности принадлежит часть жилого дома, расположенная по адресу: ...
Право собственности на указанный объект недвижимости было зарегистрировано за Зотовым А.Г. Красноармейским отделом Управления Федеральной регистрационной службы по Саратовской области, о чём в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 03.11.2008 года сделана запись регистрации N ...
Впоследствии указанное право у Зотова А.Г. прекращалось, затем вновь было зарегистрировано Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области 13.01.2012 года на основании решения Красноармейского городского суда Саратовской области от 24.11.2011 года.
Регистрирующим органом спорному объекту недвижимости присвоен условный номер ... , Красноармейским филиалом "Саратовское областное бюро технической инвентаризации и оценки недвижимости" присвоен инвентарный номер, заявителю на названную часть жилого дома выдан технический паспорт по состоянию на 18.12.2007 года.
По договору аренды от 26.03.2009 года для размещения указанной части жилого дома администрацией Красноармейского муниципального района Саратовской области Зотову А.Г. предоставлен земельный участок общей площадью ... квадратных метров на 49 лет с 26.03.2009 года по 26.03.2058 года.
22.10.2012 года Зотов А.Г. обратился в филиал ФГБУ "ФКП "Росреестра" по Саратовской области с заявлением о предоставлении сведений, внесённых в государственный кадастр недвижимости, в виде кадастрового паспорта на объект недвижимости, расположенный по адресу: ...
В адрес заявителя филиалом ФГБУ "ФКП "Росреестра" по Саратовской области было направлено уведомление от 23.10.2012 года N ... с сообщением об отсутствии в государственном кадастре недвижимости запрашиваемых сведений о спорном объекте недвижимости.
26.10.2012 года Зотов А.Г. вновь обратился в филиал ФГБУ "ФКП "Росреестра" по Саратовской области с заявлением, в котором просил внести в Единый государственный реестр сведения о его недвижимости как о ранее учтённом объекте и выдать в отношении данного объекта кадастровый паспорт.
Решением филиала ФГБУ "ФКП "Росреестра" по Саратовской области от 22.11.2012 года N ... заявителю отказано во внесении в Единый государственный реестр сведений о ранее учтённом объекте капитального строительства по причине того, что часть жилого дома не является объектом учёта, который осуществляется в соответствии с Порядком осуществления государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершённого строительства в переходный период применения Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершённого строительства, утверждённым приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 14.10.2011 года N 577.
При рассмотрении дела суд пришёл к выводу, что оснований для отказа в постановке спорного объекта недвижимости на государственный кадастровый учёт не имелось.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и его оценкой исследованных доказательств. При разрешении заявленных требований суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
Из объяснений Зотова А.Г. и оснований его заявления следует, что требования заявителя направлены на признание незаконным бездействия ФГБУ "ФКП Росреестр", которое выразилось в том, что органом кадастрового учёта не были совершены действия по включению в государственный кадастр недвижимости сведения о спорной части жилого дома и по выдаче заявителю кадастрового паспорта.
С учётом установленных обстоятельств и положений Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" часть жилого дома, принадлежащая Зотову А.Г., является ранее учтённым объектом недвижимости.
Следует учитывать, что согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Право собственности на спорную часть жилого дома зарегистрировано за заявителем в установленном законом порядке, в судебном порядке не оспорено.
По сообщению федерального государственного унитарного предприятия "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" от 10.04.2013 года данные технического учёта в отношении спорного объекта недвижимости в ФГБУ "ФКП Росреестра" (его филиал) передавались.
Данное обстоятельство заинтересованным лицом не оспаривалось, доказательства отказа в принятии указанных данных органом кадастрового учёта в связи с наличием оснований, предусмотренных Порядком, утверждённым приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 11.01.2011 года N 1, для такого отказа суду не представлены.
Кроме того, при обращении в территориальный отдел филиала ФГБУ "ФКП Росреестр" по Саратовской области с заявлением о внесении в Единый государственный реестр сведений о спорном объекте и о выдаче кадастрового паспорта Зотов А.Г. представил свидетельства о государственной регистрации права собственности на часть жилого дома и технический паспорт на данный объект.
Ссылка автора жалобы на то, что суд первой инстанции не в полном объёме оценил положения Порядка, утверждённого приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 14.10.2011 года N 577, не может служить основанием к отмене решения суда первой инстанции, поскольку данное решение является правильным по существу.
Пункт 70 Порядка, утверждённого приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 14.10.2011 года N 577, на который ссылается заинтересованное лицо в своём решении от 22.11.2012 года об отказе Зотову А.Г. во внесении в Единый государственный реестр сведений о спорной части жилого дома не содержит основания для отказа в осуществлении государственного учёта ранее учтённого объекта недвижимости, каковым является часть жилого дома, принадлежащая заявителю.
Анализ перечисленных выше положений Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", приказов Министерства экономического развития Российской Федерации от 11.01.2011 года N 1, от 14.10.2011 года N 577, позволяет сделать вывод о том, что возможность отказа во внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтённых объектах не допускается..
Таким образом, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Саратовской области было обязано включить сведения о части жилого дома, принадлежащей Зотову А.Г., в государственный кадастр недвижимости как о ранее учтённом объекте недвижимости и выдать Зотову А.Г. кадастровый паспорт, невыполнение указанных действий является незаконным, соответственно является незаконным и решение ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Саратовской области об отказе заявителю во внесении в Единый государственный реестр сведений о ранее учтённом объекте капитального строительства.
Невыполнение органом, осуществляющего кадастровый учёт, указанных выше действий и принятие решения от 22.11.2012 года об отказе во внесении в Единый государственный реестр сведений о ранее учтённом объекте капитального строительства нарушает права Зотова А.Г., связанные с осуществлением прав собственника в отношении спорной недвижимости.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования заявителя в полном объёме, возложив в соответствии с частью 1 статьи 258 ГПК РФ на орган кадастрового учёта допущенное нарушение прав Зотова А.Г. (внести в государственный кадастр недвижимости сведения о спорном объекте).
Довод жалобы о том, что часть жилого дома не может являться индивидуальным объектом гражданского оборота, несостоятелен.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации часть жилого дома относится к одному из видов жилого помещения.
Понятие части жилого дома в Жилищном кодексе Российской Федерации не даётся. Однако из системного толкования статей 15,16,18 Жилищного кодекса Российской Федерации, статей 131,252,558 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 1 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.06.1980 года N 4 (ред. от 06.02.2007 года) "О некоторых вопросах практики рассмотрения судами споров, возникающих между участниками общей долевой собственности на жилой дом" следует, что часть жилого дома может быть самостоятельным объектом гражданских правоотношений при условии, что эта часть является изолированной и может эксплуатироваться отдельно от других частей жилого дома.
Из технического паспорта на спорный объект недвижимости видно, что часть жилого дома, расположенная по адресу: ... , является самостоятельным, изолированным объектом, имеет отдельный вход, индивидуальную придомовую территорию.
Доказательств обратного суду не представлено.
Кроме того, из копии дела правоустанавливающих документов на спорный объект недвижимости, представленного Красноармейским отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, следует, что ранее жилой дом N ... находился в общей долевой собственности Зотовой В.Г. и Зотова Г.Г.
На основании соглашения об изменении размера долей в праве общей собственности на дом, заключённого между Зотовыми 13.09.1999 года, и постановления Красноармейского муниципального района Саратовской области от 12.04.2007 года N 384 доли указанного жилого дома были выделены в натуре, с образованием частей, включающих изолированные жилые помещения, и присвоением данным частям жилого дома самостоятельных почтовых адресов.
В пункте 6 постановления от 10.06.1980 года N 4 (ред. от 06.02.2007 года) "О некоторых вопросах практики рассмотрения судами споров, возникающих между участниками общей долевой собственности на жилой дом" Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил, что выдел участнику общей собственности принадлежащей ему доли означает передачу в собственность истцу определённой изолированной части жилого дома и построек хозяйственного назначения, соответствующей его доле, а также означает утрату им права на эту долю в общем имуществе (статья 252 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 19.03.2013 года другая часть жилого дома N ... принадлежит на праве общей долевой собственности А. и З. Данное право зарегистрировано за указанными лицами 15.11.2011 года.
На вышеназванный объект недвижимости филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Саратовской области выдан кадастровый паспорт, то есть сведения о части жилого дома, расположенной по адресу: ... , включены в государственный кадастр недвижимости.
При этом вид указанного объекта недвижимости указан как "здание" (Порядок, утверждённый приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 14.10.2011 года N 577, предусматривал здание как вид объекта учёта, об уникальных характеристиках которого вносятся сведения в Единый государственный реестр).
В соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" здание - результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных.
В соответствии со словарем строительных терминов здание - это строительная система, состоящая из несущих и ограждающих или совмещенных конструкций, образующих наземный замкнутый объем, предназначенный для пребывания или проживания людей и для выполнения разных производственных процессов.
Таким образом, часть жилого дома, расположенная по адресу: ... , состоит на кадастровом учёте в качестве самостоятельного объекта недвижимости.
Отказ в постановке на кадастровый учёт части жилого дома, принадлежащей Зотову А.Г., ставит заявителя в неравное положение по отношению к собственникам другой части данного дома.
Довод жалобы о том, что орган технической инвентаризации незаконно выдал технический план на часть жилого дома, поскольку указанный план не отвечает требованиям приказов Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2010 года N 403, от 29.11.2010 года N 583, от 23.11.2011 года, не может быть принят во внимание.
Технический паспорт на спорный объект недвижимости, содержащий в том числе, технический план на часть жилого дома, был составлен по состоянию на 18.12.2007 года, то есть до 01.03.2008 года - даты вступления в силу Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" и принятия вышеуказанных приказов Министерства экономического развития Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 7 и 12 Положения об организации в Российской Федерации государственного учёта и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2000 года N 921, по результатам технической инвентаризации на каждый объект капитального строительства оформляется технический паспорт, форма которого и состав включаемых в него сведений устанавливаются Министерством экономического развития Российской Федерации.
Технический паспорт является документальной основой для ведения Единого государственного реестра объектов капитального строительства
Сведения об объектах капитального строительства, полученные от организаций (органов) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации объектов капитального строительства, используются при осуществлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведении государственного статистического учета, определении размера налога на имущество, внесении сведений о ранее учтенных объектах капитального строительства в государственный кадастр недвижимости, а также ведении реестра федерального имущества.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылалось заинтересованное лицо в суде первой инстанции в обоснование своих возражений, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех имевшихся в деле доказательств в их совокупности в соответствии со статьёй 67 ГПК РФ.
Само по себе несогласие автора жалобы с данной судом оценкой обстоятельств дела не дает оснований считать решение суда неправильным.
С учётом изложенного, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Красноармейского городского суда Саратовской области от 30.01.2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.