Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда
в составе:
председательствующего судьи Коршунова Р.В.,
судей Пантелеева В.М., Поляниной О.А.,
при секретаре Низове И.В.
с участием прокурора Новичкова Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора Новобурасского района Саратовской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Правительству Саратовской области о признании бездействий незаконными, обязании обустроить скотомогильник, по апелляционной жалобе Правительства Саратовской области на решение Волжского районного суда г. Саратова от 11 января 2013 года, которым постановлено:
признать незаконным бездействие Правительства Саратовской области, выразившееся в непринятии мер по предупреждению чрезвычайной ситуации, связанной с несоответствием ветеринарно-санитарным правилам сбора и утилизации и уничтожения биологических отходов скотомогильника, расположенного в 2 100 м от с. Кутьино Малоозерского муниципального образования Саратовской области.
Обязать Правительство Саратовской области в срок до 01 сентября 2013 года организовать мероприятия по ликвидации (консервации) скотомогильника, расположенного в 2 100 м от с. Кутьино Малоозерского муниципального образования Саратовской области.
В удовлетворении остальных требований отказать.
Заслушав доклад судьи областного суда Пантелеева В.М., пояснения представителя Правительства Саратовской области Халезина В.Ю. (доверенность от 25.01.2013 г.), поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Новичкова Е.А., полагавшего решение суда законным, изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
исполняющий обязанности прокурора Новобурасского района Саратовской области обратился в суд с вышеуказанным иском к Правительству Саратовской области. В обоснование заявленных требований указал, что на территории Малоозерского муниципального образования Новобурасского района Саратовской области в 2100 м от с. Кутьино расположен скотомогильник объемом 560 куб. м, глубиной 8,1 м. В ходе проведенной проверки установлено, что данный скотомогильник не соответствует Ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов N 13-7-2/469 от 04.12.1995 года: он не огорожен, канава не соответствует требованиям правил, не обвалован, нет площадки для вскрытия трупов животных. Имеется металлическое перекрытие с крышкой на загрузочном люке без замка, навес отсутствует. Указывает, что биологические отходы являются источниками биологического загрязнения окружающей среды, возбудителями инфекционных заболеваний животных, и требуют строгого режима утилизации, обеспечивающего гибель самых стойких возбудителей, либо уничтожения. Новобурасской районной станцией по борьбе с болезнями животных Новобурасского района Саратовской области представлена информация о нарушении требований ветеринарного законодательства при эксплуатации скотомогильников, что создает реальную угрозу возникновения и распространения заболеваний различной этиологии, эпидемиологическому благополучию населения и животных, приводит к загрязнению окружающей среды. Прокурор просил суд признать незаконным бездействие Правительства Саратовской области, выразившееся в непринятии мер по предупреждению чрезвычайной ситуации, связанной с ненадлежащим оборудованием и эксплуатацией биотермической ямы, расположенной по адресу: Саратовская область, Новобурасский район, Малоозерское муниципальное образование, 2,1 км от с. Кутьино, и обязать Правительство Саратовской области обустроить скотомогильник в соответствии с требованиями Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов" от 04.12.1995 г., а именно: огородить его глухим забором высотой не менее двух метров с въездными воротами, с внешней стороны забора оканавить траншеей глубиной 0,8-1,4 м и шириной не менее 1,5 м с устройством вала из выгнутного грунта, через траншею перекинуть мост. На территории скотомогильника оборудовать помещение для вскрытия животных, хранения дезсредств, спецодежды, инструментов. На ворота и крышку скотомогильника повесить замок, ключи хранить у специально назначенного специалиста.
В ходе рассмотрения дела истец уточнил исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ и просил признать бездействие Правительства Саратовской области, выразившееся в непринятии мер по оборудованию скотомогильников в соответствии с Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов" от 04.12.1995 г. до 27.09.2012 года незаконным; предотвратить угрозу здоровью населения и распространение инфекционных болезней путем обязания Правительства Саратовской области надлежащим образом принять действенные меры по ликвидации скотомогильника, расположенного на территории Малоозерского муниципального образования в 2100 м от с. Кутьино Новобурасского района Саратовской области, до 01.09.2013 года
Суд, рассмотрев заявленные требования, постановил приведенное выше решение.
Правительство Саратовской области в жалобе просит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований. Считает, что выводы суда не соответствуют установленным обстоятельствам дела и нормам материального права. Судом первой инстанции не применены нормы материального права, подлежащие применению. Указывает, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению надлежащего состояния скотомогильников, не имеющих собственника (бесхозных), и возложенные судом на Правительство области действия могут быть осуществлены только в отношении скотомогильников, оформленных в государственную собственность области. Судом не учтено, что указанные сооружения не обладают статусом скотомогильников согласно условиям, определенным Ветеринарно-санитарными правилами. Стихийное несанкционированное использование неустановленными лицами данных приспособленных под скотомогильники объектов, не является основанием для признания их скотомогильниками, а, следовательно, для понуждения их обустройства в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами. Действующее законодательство не содержит прямого указания на то, что обслуживание (оборудование и эксплуатация) стихийно возникших на территории муниципального образования несанкционированных свалок относится к полномочиям Правительства области. Также судом не учтено то обстоятельство, что до рассмотрения дела в суде приказом Управления ветеринарии Правительства Саратовской области от 27.09.2012 г. N 246 "О запрещении эксплуатации и снятии с учета объектов размещения биологических отходов, не соответствующих установленным законодательством требованиям" запрещена эксплуатация сооружений, в отношении которых прокурором заявлены требования. В соответствии с п. 7.2 Ветеринарно-санитарных правил при выявлении нарушения ветеринарно-санитарного состояния скотомогильников необходимо устранить выявленные нарушения или запретить их эксплуатацию. Каких-либо мер по ликвидации скотомогильников, как на то указал суд первой инстанции, указанные правила не предусматривают, и единственным вариантом, который может быть применен в отношении данных объектов, является их закрытие, что уже осуществлено исполнительными органами власти. Автор жалобы полагает необоснованным непривлечение к участию в деле федеральных органов исполнительной власти, поскольку нахождение скотомогильников возможно и в федеральной собственности.
На доводы апелляционной жалобы старшим помощником прокурора Волжского района г. Саратова принесены возражения, в которых он просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции представитель Правительства Саратовской области Халезин В.Ю. доводы жалобы поддержал по изложенным в ней основаниям.
Прокурор Новичков Е.А. в судебном заседании дал заключение, в котором полагал решение суда законным и обоснованным.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, уважительных причин отсутствия суду не представили, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали, в связи с чем судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ исходя из доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст.ст. 1, 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством, в том числе, профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" определено, что чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Законодательные акты Российской Федерации определяют земельные участки, на которых расположены скотомогильники, как зоны специального назначения (Градостроительный кодекс Российской Федерации), объекты, влияющие на состояние подземных вод (Водный кодекс Российской Федерации), участки с возможным заражением почвы. При этом скотомогильники не могут быть бесхозяйными.
В силу ст. 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно статьям 5 и 6 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Закон N 131-ФЗ) и п. 2 ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
В силу подп. 49 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно подп. "ц" п. 2 ст. 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).
В абз. 2 ст. 6 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" указано, что к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении обращения с отходами.
Пункт 1.2 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором РФ 04.12.1995 г. N 13-7-2/469 (далее - Правила) к биологическими отходами относит трупы животных и птиц, в том числе лабораторных.
В соответствии с п. 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 г. N 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена. Следовательно, вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации.
Таким образом, возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Закон N 131-ФЗ не предусматривает.
Согласно п. 6 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов, указанных в пункте 2 настоящей статьи (за исключением подпунктов 1, 2, 4, 6, 13, 22, 23, 32 - 36, 38 -40, 42, 43, 48, 52, 58 и подпункта 64 (кроме полномочий, передаваемых органам местного самоуправления муниципальных районов по сбору информации от поселений, входящих в муниципальный район, необходимой для ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов) пункта 2 настоящей статьи), с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов.
Согласно п. 6.10 Правил ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника может быть возложена на местную администрацию и руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты, к полномочиям органов местной администрации в силу п. 5.1 Правил отнесены только выбор и отвод земельного участка для строительства скотомогильника или отдельно стоящей биотермической ямы по представлению организации государственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно-эпидемиологического надзора.
Учитывая вышеуказанные положения законодательства, и исходя из материалов дела, согласно которым указанный в заявлении объект, расположенный на территории Малоозерского муниципального образования в 2100 м от с. Кутьино, является местом, в котором хранятся биологические отходы, в соответствии с п.7.3 Правил указанные объекты ранее были поставлены на учет как скотомогильники, с присвоением им индивидуальных номеров и оформлением ветеринарно-санитарных карточек, то есть являются скотомогильниками, в собственность или ведение администрации муниципального образования данные объекты не передавались, на балансе администрации не состоят, полномочия и денежные средства в порядке, предусмотренном ст. 19 Закона N 131-ФЗ, для осуществления государственных полномочий по оборудованию скотомогильников администрации муниципального образования не передавались, судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что спорный скотомогильник является бесхозяйным имуществом, которое в соответствии с действующим законодательством не может быть обращено в муниципальную собственность, а, следовательно, вопросы по содержанию в надлежащем состоянии и оборудованию скотомогильника, входящие в комплекс мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней, защите населения от болезней, общих для человека и животных, относятся к полномочиям органа государственной власти субъекта РФ и являются расходными обязательствами субъекта РФ.
Согласно п.5.4, п.5.6, п.5.7, п.5.8, п.5.10, п.6.7, п.6.9 Правил размер санитарно-защитной зоны от скотомогильника (биотермической ямы) до: жилых, общественных зданий, животноводческих ферм (комплексов) - 1000 м; скотопрогонов и пастбищ - 200 м; автомобильных, железных дорог в зависимости от их категории - 50 - 300 м. Территорию скотомогильника (биотермической ямы) огораживают глухим забором высотой не менее 2 м с въездными воротами. С внутренней стороны забора по всему периметру выкапывают траншею глубиной 0,8 - 1,4 м и шириной не менее 1,5 м с устройством вала из вынутого грунта. Через траншею перекидывают мост. При строительстве биотермической ямы в центре участка выкапывают яму размером 3,0 х 3,0 м и глубиной 10 м. Стены ямы выкладывают из красного кирпича или другого водонепроницаемого материала и выводят выше уровня земли на 40 см с устройством отмостки. На дно ямы укладывают слой щебенки и заливают бетоном. Стены ямы штукатурят бетонным раствором. Перекрытие ямы делают двухслойным. Между слоями закладывают утеплитель. В центре перекрытия оставляют отверстие размером 30 х 30 см, плотно закрываемое крышкой. Из ямы выводят вытяжную трубу диаметром 25 см и высотой 3 м. Над ямой на высоте 2,5 м строят навес длиной 6 м, шириной 3 м. Рядом пристраивают помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов. Перед въездом на территорию скотомогильника устраивают коновязь для животных, которых использовали для доставки биологических отходов. Осевшие насыпи старых могил на скотомогильниках подлежат обязательному восстановлению. Высота кургана должна быть не менее 0,5 м над поверхностью земли. В случае подтопления скотомогильника при строительстве гидросооружений или паводковыми водами его территорию оканавливают траншеей глубиной не менее 2 м. Вынутую землю размещают на территории скотомогильника и вместе с могильными курганами разравнивают и прикатывают. Траншею и территорию скотомогильника бетонируют. Толщина слоя бетона над поверхностью земли должна быть не менее 0,4 м.
В ст. 258 ГПК РФ определено, что суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Из акта проверки соблюдения законодательства об экологической безопасности при использовании и содержании скотомогильников от 17.08.2012 г., составленного помощником прокурора Новобурасского района при обследовании скотомогильников на территории Новобурасского района Саратовской области, в том числе скотомогильника, расположенного в 2100 м от с. Кутьино, установлено, что отсутствует забор и въездные ворота, что предусмотрено п.5.6 Правил; отсутствует коновязь для животных, которых использовали для доставки биологических отходов, что предусмотрено п.5.10 Правил; отсутствует помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезсредств, спецодежды, инструментов, что предусмотрено п.5.8 Правил; осевшие насыпи не восстановлены, что предусмотрено п.6.7 Правил.
Приказом N 246 от 27.09.2012 г. Управления ветеринарии Правительства Саратовской области, установлен запрет на эксплуатацию объектов, указанных в Приложении N 1, 2, 3, в том числе скотомогильника, расположенного на территории Малоозерского муниципального образования Новобурасского района Саратовской области в 2100 м от с. Кутьина. Дано указание начальникам территориальных отделов, главным государственным инспекторам по муниципальным районам снять с учета объекты размещения биологических отходов, аннулировать ветеринарно-санитарные карточки на указанные объекты, обеспечить ветеринарный надзор за соблюдением требований "Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов" на поднадзорной территории. Фактическое издание приказа, сторонами не оспаривается. В соответствии с указанным приказом, объект был снят с учета. В отношении него аннулированы ветеринарно-санитарные карточки.
С учетом наличия указанного приказа, суд первой инстанции правомерно указал, что до 27 сентября 2012 года имело место бездействие ответчика по непринятию мер по предупреждению чрезвычайной ситуации, связанной с ненадлежащим оборудованием и эксплуатацией биотермических ям по указанному адресу, в связи с чем, исковые требования были удовлетворены в указанной части.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, после снятия объектов с учета, и аннулирования ветеринарно-санитарных карточек, доступ к объектам остается фактически открытым, территория скотомогильника не огорожена глухим забором, осевшие насыпи на нем не восстановлены, что создает опасность возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с ненадлежащим оборудованием запрещенной к эксплуатации биотермической ямы по указанному адресу. Данные обстоятельства ответчиком не опровергнуты и им не представлено доказательств того, что запланированы какие-либо мероприятия, обеспечивающие после запрета эксплуатации объекта соблюдение ветеринарно-санитарных правил по предупреждению и ликвидации болезней животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных. В связи с изложенным, суд первой инстанции правомерно возложил на Правительство Саратовской области обязанность организовать мероприятия по ликвидации скотомогильника, расположенного в 2 100 м от с. Кутьино Малоозерского муниципального образования Саратовской области в целях консервации и прекращения доступа к указанной биотермической яме.
Судебная коллегия соглашается с вышеприведенными выводами суда первой инстанции, поскольку при разрешении заявления прокурора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, и на основании надлежащей правовой оценки представленных доказательств постановил решение по делу.
Принятие судом решения о возложении обязанности на Правительство Саратовской области провести мероприятия по ликвидации скотомогильника, соответствует требованиям ч.1 ст. 258 ГПК РФ о принятии решения об устранении в полном объеме допущенного нарушения.
Несостоятельными являются доводы жалобы о неверной оценке судом представленных доказательств. Суд первой инстанции при рассмотрении дела оценил указанные доказательства в соответствии с их относимостью и допустимостью. Оснований для переоценки доказательств и отмены судебного решения, как о том ставится вопрос в апелляционной жалобе, не имеется.
Доводы жалобы о непривлечении судом к участию в деле федеральных органов исполнительной власти не является основанием к отмене решения суда, поскольку,исходя из принципа диспозитивности права, в данном случае права Правительства Саратовской области не затронуты, а со стороны федеральных органов исполнительной власти данное решение не обжалуется.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылалось Правительство в суде первой инстанции в обоснование своих возражений, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности в соответствии со ст. 67 ГПК РФ.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а потому оснований для отмены по существу правильного судебного постановления по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Волжского районного суда г. Саратова от 11 января 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Саратовской области- без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.