Судья Саратовского областного суда Аршинова Е.В.,
при секретаре Морозовой М.Н.,
рассмотрев жалобу Козьмина ФИО9 на постановление Саратовского районного суда Саратовской области от 29 марта 2013 года, которым Козьмин Г.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.8 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ) и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2500 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
постановлением Саратовского районного суда Саратовской области от 29 марта 2013 года Козьмин Г.К. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.8 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2500 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В жалобе на постановление от 29 марта 2013 года Козьмин Г.К., не оспаривая совершения вменяемого административного правонарушения, просит отменить постановление судьи районного суда в части назначения ему дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что его родители ФИО6 и ФИО7 являются гражданами Российской Федерации. Его гражданская жена - ФИО8, гражданка Российской Федерации, в настоящее время беременна. От предыдущего брака у нее трое несовершеннолетних детей, в воспитании которых он участвует, является кормильцем в семье. На территории Российской Федерации он постоянно проживал по адресу: "адрес". Автор жалобы указывает, что обращался за содействием в получении документов для выезда в Республику Казахстан в отдел ФМС России Воскресенского района, однако содействия не получал. Считает назначение дополнительного наказания чрезмерно суровым, поскольку он от сотрудников УФМС не скрывался, сам добровольно явился в отдел ФМС России в Воскресенском районе. Просит дать возможность добровольно покинуть территорию Российской Федерации.
В судебном заседании лицо, привлеченное к административной ответственности, Козьмин Г.Н., настаивал на удовлетворении его жалобы по изложенным в ней основаниям, просил постановление Саратовского районного суда Саратовской области в части назначения наказания в виде административного выдворения изменить, исключив из него дополнительное наказание в виде выдворения за пределы Российской Федерации.
Проверив законность и обоснованность постановления районного суда, заслушав объяснения Козьмина Г.Н., показания свидетелей ФИО6 и ФИО8, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 18.8 КоАП РФ нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом, а равно в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.
В силу пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона, либо федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции), принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ (в редакции от 30 декабря 2012 года) "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Исходя из пункта 4 статьи 26 названного Закона въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства может быть не разрешен в случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства два и более раза в течение трех лет привлекались к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации за совершение административного правонарушения на территории Российской Федерации, за исключением случаев, когда федеральным законом предусмотрен запрет на въезд в Российскую Федерацию иностранного гражданина или лица без гражданства после однократного совершения ими административного правонарушения на территории Российской Федерации.
Въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если в период своего предыдущего пребывания в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства подвергались административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортировались либо были переданы Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, - в течение пяти лет со дня административного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации либо передачи иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии пункт 2 статьи 27 приведенного Закона).
Как следует из материалов дела и не оспаривается лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Козьмин Г.Н., являясь гражданином Республики Казахстан, прибыл на территорию Российской Федерации 12 августа 2008 года. По истечении установленного срока пребывания - до 12 ноября 2008 года, не выполнил обязанности выехать из Российской Федерации по окончанию срока временного пребывания. Срок действия удостоверения личности Козьмина Г.Н. прекращен 29 апреля 2010 года, национальный паспорт гражданина Республики Казахстан им утрачен. В течение последних трех лет привлекался два и более раза к административной ответственности, имеет судимость на территории Российской Федерации.
Факт совершения Козьминым Г.Н. административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.8 КоАП РФ, подтверждается собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 29 марта 2013 года; сведениями из базы данных ИЦ ГУ МВД России по Саратовской области и ЦБДУИГ УФМС России по Саратовской области, копией удостоверения личности Козьмина Г.Н., объяснениями Козьмина Г.Н., признавшего вину в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.8 КоАП РФ, данными в ходе судебного заседания 29 марта 2013 года. Не отрицал наличие вины Козьмин Г.Н. и в данном судебном заседании.
При таких обстоятельствах судом правильно квалифицированы действия Козьмина Г.Н. по части 1 статьи 18.8 КоАП РФ, как нарушение иностранным гражданином правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, а равно в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания.
В силу статей 3.1, 3.2, 3.3, 3.10 КоАП РФ административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина, предусмотренное статьей 18.8 КоАП РФ, является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Решение вопроса о возможности применения судом в качестве дополнительного наказания, установленного частью 1 статьи 18.8 КоАП РФ, выдворения иностранного гражданина за пределы Российской Федерации как меры ответственности за совершенное этим лицом административное правонарушение в сфере миграционной политики должно осуществляться с учетом не только норм национального законодательства, действующего в этой сфере, но и актов международного права, участником которых является Российская Федерация.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 04 ноября 1950 года) вмешательство со стороны публичных властей в осуществление права на уважение семейной жизни не допускается, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Принимая во внимание положения международного законодательства, учитывая все обстоятельства дела, прихожу к выводу о том, что при назначении Козьмину Г.Н. дополнительного наказания в виде выдворения за пределы Российской Федерации судом не был учтен тот факт, что родители Козьмина Г.Н. - ФИО6 и ФИО7 являются гражданами Российской Федерации.
Из показаний свидетеля ФИО10 данных в настоящем судебном заседании следует, что он вместе с супругой и тремя детьми в 2005 году покинул территорию Казахстана и с 2006 года они являются гражданами Российской Федерации. ФИО1 является его сыном, покинуть Казахстан в то время он не смог, так как отбывал наказание. Освободившись, ФИО1 приехал в Российскую Федерацию для воссоединения с семьей, проживал с родителями по одному адресу, вел с ними совместное хозяйство. Данные обстоятельства подтверждают наличие между Козьминым Г.Н. и его родителями - ФИО6 и ФИО7 устойчивых родственных связей.
В настоящее время, как следует из объяснений лица, привлекаемого к административной ответственности, показаний свидетеля ФИО8, он, Козьмин Г.Н. состоит в фактических брачных отношениях с ФИО8 При этом не утрачивает с родителями родственных связей, помогает им. Кроме того, Козьмин Г.Н., свидетель ФИО8 в судебном заседании поясняли, что ФИО8 в данное время беременна, что подтверждается также сведениями ультразвукового исследования.
Исполнение административного наказания в виде административного выдворения повлечет невозможность въезда Козьмина Г.Н. в Российскую Федерацию и общения с близкими родственниками в течение 5 лет.
При таких обстоятельствах дополнительное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации является преждевременным и подлежит исключению.
Руководствуясь статьями 30.1-30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление Саратовского районного суда Саратовской области от 29 марта 2013 года в отношении Козьмина ФИО12 ФИО11 изменить - исключить из назначенного наказания дополнительное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Освободить Козьмина Г.Н. из филиала спецприемника центра ИАЗ МУ МВД России "Энгельсское" Саратовской области.
В остальной части постановление Саратовского районного суда Саратовской области оставить без изменения.
Судья Е.В. Аршинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.