Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 20 февраля 2013 г. по делу N 33А-750/2013
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Потапченко И.Н.,
судей Корсакова В.А. и Давыдова Д.А.,
при секретаре Сиденко А.Е.
рассмотрела гражданское дело по апелляционной жалобе представителя руководителя Федерального государственного казенного учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ (далее - управление жилищного обеспечения) - Лемешко Е.В. на решение Нальчикского гарнизонного военного суда от 19 ноября 2012 г., которым удовлетворено заявление военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, "данные изъяты" Баишева Артура Алиевича об оспаривании действий руководителя управления жилищного обеспечения, связанных с отказом в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях в качестве членов семьи внуков заявителя.
Заслушав доклад судьи Давыдова Д.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Решением руководителя управления жилищного обеспечения от ДД.ММ.ГГГГ N N Баишев принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, без учета совместно проживающих с ним в доме, принадлежащем отцу заявителя, внука ДД.ММ.ГГГГ и внучки ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ Баишеву отказано в принятии на жилищный учет внуков, поскольку заявителем не представлено документов, подтверждающих факт их признания членами его семьи.
Заявитель обратился в суд с заявлением, в котором оспорил данный отказ и просил обязать руководителя управления жилищного обеспечения принять на учет нуждающихся в жилых помещениях в качестве членов семьи его внуков.
Решением гарнизонного военного суда заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе представитель должностного лица просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления по следующим основаниям. К членам семьи военнослужащих относятся только лица, указанные в п.5 ст.2 Федерального закона "О статусе военнослужащих". Внуки на иждивении заявителя не находятся. Признание членами семьи заявителя внуков возможно только в порядке установления факта, имеющего юридическое значение, в связи с чем суд вышел за пределы заявленных требований при рассмотрении заявления об оспаривании действий руководителя управления жилищного обеспечения в порядке гл. 25 ГПК РФ. Кроме того, в жалобе содержится ссылка на судебную практику Московского городского суда.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
Судебное разбирательство по данному делу проведено всесторонне, полно и объективно, с выяснением всех обстоятельств, имеющих значение для дела, которым судом в решении дана надлежащая правовая оценка.
Так, судом первой инстанции установлено, что Баишев, его жена, две дочери, внук и внучка проживают и постоянно зарегистрированы в жилом доме (общей площадью N), принадлежащем отцу заявителя, по адресу: "данные изъяты" В данном доме также проживают родители заявителя и его сестра.
В судебном заседании заявителем были представлены доказательства того, что вселение внуков в жилое помещение было произведено в качестве членов семьи собственника. Также судом установлено, что Баишев и его жена принимают участие в содержании и воспитании внуков, ведут общее хозяйство со своей дочерью, являющейся их матерью, которая ДД.ММ.ГГГГ. в браке не состоит.
Разъяснение о необходимости применения норм жилищного законодательства при решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жилым помещением, дано в п. 22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. N 9 "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих".
В соответствии с ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Согласно п. 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны родственники независимо от степени родства как самого собственника, так и членов его семьи.
Кроме того, в силу п.2 ст. 20 ГК РФ местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.
Таким образом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, о том, что внуки заявителя на основании п. 5 ст. 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" не являются членами его семьи, являются необоснованными. Согласно названному пункту к членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются социальные гарантии, предусмотренные Федеральным законом "О статусе военнослужащих", относятся перечисленные в данной норме закона лица, если иное не установлено данным Федеральным законом и другими федеральными законами. Признание членами семьи родственников, вселенных в качестве членов семьи собственника в жилое помещение, в котором они проживают совместно с собственником, предусмотрено жилищным законодательством.
Причем, вопреки доводам, изложенным в апелляционной жалобе, отсутствие судебного решения, устанавливающего факт нахождения внуков на иждивении заявителя, основанием для отказа в принятии их на учет для обеспечения жилым помещением совместно с Баишевым являться не может. К членам семьи собственника жилого помещения могут относиться также родственники и иные лица, вселенные в качестве таковых, не являющиеся иждивенцами.
Отнесение судом к членам семьи собственника его внуков не требовало, вопреки мнению представителя руководителя управления жилищного обеспечения, отдельного разрешения в порядке установления судом факта, имеющего юридическое значение. Для признания лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение в случае спора содержания волеизъявления собственника на их вселение, что исключает такое производство в особом порядке.
В связи с этим гарнизонный военный суд, вопреки доводам, изложенным в апелляционной жалобе, правильно разрешил вопрос о признании внуков заявителя членами семьи собственника жилого помещения, в котором они проживают совместно с Баишевым, рассматривая заявление об оспаривании решения руководителя управления жилищного обеспечения, связанного с порядком принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях в качестве членов семьи внуков заявителя.
Ссылка представителя должностного лица на решения других судов об отказе заявителям в удовлетворении аналогичных требований беспредметна, поскольку судебная практика источником права в Российской Федерации не является, а разрешение споров на основании судебных прецедентов недопустимо.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 327.1, 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Нальчикского гарнизонного военного суда от 19 ноября 2012 г. по заявлению Баишева Артура Алиевича оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя должностного лица - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.