Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего: Зубаровской С.В.,
судей: Козловой А.А. и Мацкив Л.Ю.,
при секретаре: Великородной И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Администрации муниципального образования "Смоленский район" Смоленской области Язевой О.Ю. на решение Смоленского районного суда Смоленской области от 05 февраля 2013 года,
заслушав доклад судьи Зубаровской С.В., объяснения представителя Администрации МО "Смоленский район" Голиковой Н.А., просившей удовлетворить жалобу, отменить решение суда, принять новое - отказать в удовлетворении требований прокурора, возражения прокурора Накцевой И.С., полагавшей решение суда правильным, а доводы апелляционной жалобы - несостоятельными,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Смоленского района Смоленской области (далее по тексту - Прокурор), уточнив требования, обратился в интересах неопределённого круга лиц с иском к Администрации муниципального образования "Смоленский район" Смоленской области (далее по тексту - Администрация) о возложении обязанности по выполнению комплексных мер, направленных на обеспечение транспортной безопасности, указав, что ответчик является субъектом правоотношений, регулируемых ФЗ "О транспортной безопасности", в его собственности находятся, в том числе и автомобильные дороги общего пользования, расположенные в границах муниципального района; Администрацией, как субъектом транспортной безопасности, ненадлежащим образом исполняются требования действующего законодательства, регулирующего вопросы транспортной безопасности: на территории Смоленского района оценка уязвимости автомобильных дорог и их категорирование не проводились, планы обеспечения транспортной безопасности не разрабатывались и не утверждались. В этой связи Прокурор просил суд обязать Администрацию устранить указанные в иске нарушения законодательства о транспортной безопасности посредством выполнения комплексных мероприятий, изложенных в просительной части уточнённого искового заявления (л.д. 3-5, 101-102).
Представитель ответчика Администрации - Голикова Н.А. заявленные требования не признала, указав на отсутствие нарушений со стороны ответчика по исполнению требований законодательства о транспортной безопасности; дополнительно отметила, что перечня муниципальных дорог, находящихся в собственности Администрации, не существует, имеющиеся в границах муниципального образования дороги являются поселенческими либо межпоселенческими; категорирование автомобильных дорог компетентным учреждением не осуществляется в связи с направлением предложений о внесении изменений в ФЗ "О транспортной безопасности".
Решением Смоленского районного суда Смоленской области от 05 февраля 2013 года требования Прокурора удовлетворены и на Администрацию возложены обязанности по обращению с заявлением в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности о проведении категорирования автомобильных дорог муниципального образования с последующим обращением в специализированную организацию в области обеспечения транспортной безопасности для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, разработкой планов обеспечения транспортной безопасности автомобильных дорог и организацией профессиональной подготовки, обучения и аттестации специалистов, должностных лиц для работы в области транспортной безопасности и её обеспечения, в том числе, в части предотвращения и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Смоленского района Смоленской области.
В апелляционной жалобе представитель Администрации Язева О.Ю. просит решение отменить и принять по делу новое решение - об отказе в удовлетворении иска, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Выслушав стороны, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 9 февраля 2007г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее по тексту - ФЗ N16) в целях настоящего Федерального закона используются следующие понятия:
объекты транспортной инфраструктуры - технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование;
субъекты транспортной инфраструктуры - юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании;
категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств - отнесение их к определенным категориям с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий;
оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств - определение степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от угроз совершения актов незаконного вмешательства;
компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности - федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ осуществлять функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности.
Судом установлено, что Администрация муниципального образования "Смоленский район" Смоленской области является юридическим лицом (л.д. 56), в границах её территории расположены автомобильные дороги общего пользования местного значения.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации органов местного самоуправления" в собственности муниципальных районов могут находиться автомобильные дороги местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог.
Согласно ч. 10 ст. 6 Федерального закона РФ от 08.11.2007г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации ... " к собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения поселений, частных автомобильных дорог.
В статье 38 Устава Администрации закреплено положение, согласно которому для решения вопросов местного значения в собственности муниципального района находятся автомобильные дороги местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог (л.д. 74).
Из изложенного следует, что Администрация является субъектом транспортной инфраструктуры, и на неё возложена обязанность по обеспечению транспортной безопасности такого объекта транспортной инфраструктуры, как автомобильные дороги, расположенного на территории данного муниципального образования и являющегося её собственностью.
Согласно ч.2 ст.6 ФЗ N16 категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.
Категорирование предполагает разработку и установление единых для всех объектов транспортного комплекса критериев, позволяющих разграничивать их по степени опасности. Категорирование производится на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Выработка критериев категорирования отнесена к ведению федеральных органов власти, т.к. они должны быть едиными для всего транспортного комплекса в масштабах государства.
Анализ правовых норм позволяет сделать вывод, что категорирование объектов проводят не субъекты транспортной инфраструктуры, а компетентные органы, в настоящее время таковым является Росавтодор, что никем не отрицается.
В соответствии с ч. 2 ст. 5 ФЗ N16 оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности, организациями и подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора по тарифам, устанавливаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) и государственный контроль (надзор) за их применением.
Приказом Минтранса РФ от 12.04.2010 N87 утвержден Порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Приказом Министерства транспорта РФ от 08.02.2011 N42 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства.
Согласно п. 5 указанных Требований субъект транспортной инфраструктуры обязан: обеспечить проведение оценки уязвимого ОТИ и утверждение в установленном порядке результатов уязвимости ОТИ в течение 3-х месяцев с момента получения уведомления о включении ОТИ в Реестр категорированных ОТИ и о присвоенной категории ОТИ; разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности ОТИ в течение 3-х месяцев с момента получения уведомления о включении ОТИ в Реестр категорированных ОТИ и о присвоенной категории ОТИ.
В силу п.п. 3 4 Требования применяются на всей территории РФ и обязательны для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры.
28 февраля 2011 года на сайте Росавтодора опубликовано Обращение Федерального дорожного агентства Министерства транспорта Российской Федерации к субъектам транспортной инфраструктуры, в котором указано, что в адрес глав субъектов Российской Федерации направлены телеграммы о представлении исходных данных по объектам транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Форма предоставления исходных данных опубликована на официальном сайте на странице "Транспортная безопасность" в разделе "Новости".
Из анализа вышеперечисленных норм права следует, что законодатель возлагает на субъектов транспортной инфраструктуры обязанность обратиться с заявлением в Росавтодор о проведения категорирования объектов транспортной инфраструктуры. Видом такого заявления является Форма предоставления исходных данных с отображением необходимых реквизитов; после осуществления процедуры категорирования компетентным органом, субъекты транспортной инфраструктуры обязаны обратиться в специализированную организацию для осуществления оценки уязвимости, самостоятельно определив аккредитованную организацию для проведения такой оценки. После проведения оценки уязвимости и утверждения её результатов законодатель прямо закрепил в ст. 9 ФЗN 16 обязанность субъекта транспортной инфраструктуры разработать план обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры.
Доказательств осуществления таких действий представителем ответчика не представлено.
В судебном заседании в качестве специалиста был допрошен Сенин С.Е. - сотрудник Федеральной службы по надзору в сфере транспортной безопасности, который подтвердил алгоритм совершения вышеназванных действий субъектом транспортной инфраструктуры.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришёл к правильному выводу об обоснованности заявленных Прокурором требований и возложил на Администрацию обязанность по выполнению комплексных мер, направленных на обеспечение транспортной безопасности.
Доводы апелляционной жалобы сведены к необоснованному возложению на Администрацию действий, которые должны быть осуществлены другими компетентными органами. Судебная коллегия находит данные доводы основанными на неверном толковании норм права, поскольку решением суда на Администрацию не возложена обязанность осуществить категорирование и оценку уязвимости объекта транспортной инфраструктуры, а возложена обязанность обратиться с соответствующими заявлениями в компетентные органы. Бездействие ответчика в виде отсутствия волеизъявления на подачу заявлений нарушает принцип, изложенный в ст. 4 ФЗ N16, согласно которому обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Одной из обязанностью субъекта транспортной инфраструктуры является необходимость выполнения предписаний, постановлений должностных лиц уполномоченных федеральных органов исполнительной власти об устранении нарушений требований по обеспечению транспортной безопасности в соответствии со ст. 8 ФЗ N16 (ст. 12 ФЗ N 16).
Руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Смоленского районного суда Смоленской области от 05 февраля 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Администрации муниципального образования "Смоленский район" Смоленской области Язевой О.Ю. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.