Судья Смоленского областного суда Назаренко Т.Н.,
при секретаре Чащиной Л.В.,
рассмотрев жалобу государственного инспектора г.Смоленска по пожарному надзору Штемпель М.Н. на постановление судьи Заднепровского районного суда г.Смоленска от 14 марта 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.13 ст. 19.5 КоАПРФ в отношении должностного лица - Турова Ю.М.,
УСТАНОВИЛА:
Инспектором ОНД г. Смоленска УНД ГУ МЧС России по Смоленской области Штемпель М.Н. в отношении должностного лица - заместителя директора ОГБОУКШИ "Смоленский фельдмаршала Кутузова кадетский корпус" Турова Ю.М. 25 февраля 2013 года составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.5. ч. 13 КоАП РФ, согласно которому последний не исполнил в установленный срок пункты п.3, 5, 10,11,13,15,17,24,25,27,30,31 законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор от 31.01.2012 N 17/1/6, срок исполнения которого истек 01.02.2013. На день проверки 25.02.2013, нарушения не устранены.
Решением судьи Заднепровского районного суда г.Смоленска от 14 марта 2013 года Туров Ю.М. освобожден от административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч.13 ст.19.5 КоАП РФ ввиду малозначительности, вынесено устное замечание.
В жалобе должностного лица поставлен вопрос об отмене постановления судьи со ссылкой на его незаконность, поскольку отсутствуют основания, свидетельствующие о малозначительности совершенного правонарушения.
Заслушав объяснения Турова Ю.М., инспектора ОНД г. Смоленска УНД ГУ МЧС России по Смоленской области Штемпель М.Н., изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В силу ст. 37 ФЗ от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения, установлены в Правилах пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313.
Собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности (п. 10 ППБ 01-03).
Согласно ст.2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Из материалов дела усматривается, что в соответствии с приказом N 5 от 10.01.2012 ОГБОУКШИ "Смоленский фельдмаршала Кутузова кадетский корпус" заместитель директора по АХР Туров Ю.М. назначен ответственным за пожарную безопасность в указанном образовательном учреждении.
При проверке юридического лица органом, осуществляющим пожарный надзор, 31.01.2012 было выявлены нарушения противопожарной безопасности. В предписании на необходимость их устранения в срок до 01.02.2013. Между тем, согласно протокола об административном правонарушении не были устранены следующие нарушения: первый этаж школы (административный) - в левом и правом крыле отсутствуют предусмотренные проектом двери (Правила противопожарного режима в РФ п.23); второй этаж школы (спальный) - из спальных помещений отсутствует второй эвакуационный выход (СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений" п.6.12); второй этаж школы (спальный) - отсутствуют двери, отделяющие лестничные клетки от поэтажных коридоров (Правила противопожарного режима в РФ п. 23); третий этаж школы (спальный) - из спальных помещений отсутствует второй эвакуационный выход (СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений" п.6.12); третий этаж школы (спальный) - отсутствуют двери, отделяющие лестничные клетки от поэтажных коридоров (Правила противопожарного режима в РФ п. 23); пристройка к школе первый этаж - у дальнего эвакуационного выхода с лестничной клетки изменено направление открывания дверей (Правила противопожарного режима в РФ п. 34); выходы на кровлю в здании ОГБОУКШИ "Смоленский фельдмаршала Кутузова кадетский корпус" не оборудованы противопожарными люками второго типа размерами 0,8x0,6 м - (СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений" п. 8.4); помещения различной функциональной пожарной опасности (учебные помещения Ф 4.1, спальные помещения Ф1.1) не разделены противопожарными преградами (противопожарными сертифицированными дверьми) (СНиП 210-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений" п.7.4
); не заключен договор со специализированной организацией на обслуживание систем внутреннего противопожарного водопровода (Постановление Правительства РФ от 25.10.2006 г. N 625 п. 2 Приложения, Правила противопожарного режима в РФ п. 55);внутренний противопожарный водопровод в пристройке школы находится в неисправном состоянии (заглушён) (Правила противопожарного режима в РФ п. 55); не проведена огнезащитная обработка металлических поддерживающих конструкций лестничных маршей в здании школы (СНиП 210-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений" п.5.18 таб.- 4, п. 6.4).
Судья районного суда установил, что в течение года, предоставленного на устранение нарушений правил пожарной безопасности, из тридцати одного выявленного нарушения, двадцать, не требующих значительных материальных затрат, были устранены. Оставшиеся одиннадцать нарушений требуют значительных материальных затрат, их устранение возможно лишь при выделении соответствующих денежных средств Департаментом Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи, являющимся органом, осуществляющим полномочия собственника имущества Кадетского корпуса.
Представители МЧС России по Смоленской области Штемпель М.Н. и Ефимов Д.С. в районном суде пояснили, что для устранения выявленных недостатков был предоставлен максимально возможный срок - один год, при предоставлении срока не учитывалось наличие финансовой возможности для устранения всех недостатков. Вину должностного лица усматривают в том, что им не предприняты все зависящие от него меры к выполнению предписания.
Исследовав представленные доказательства, судья районного суда пришел к правильному выводу о наличии в действиях Турова Ю.М. состава правонарушения, предусмотренного ст.19.5.ч.13 КоАП РФ.
Факт совершения Туровым Ю.М. административного правонарушения подтверждается распоряжением от 10.01.2012 о проведении внеплановой выездной проверки, актом проверки от 31.01.2012, предписанием от 31.01.2012 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, распоряжением от 28.01.2013 о проведении внеплановой выездной проверки, актом проверки от 25.02.2013, протоколом от 25.02.2013 об административном правонарушении.
В тоже время, нельзя согласиться с выводом судьи о том, что данное правонарушение является малозначительным.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Отсутствие каких-либо негативных последствий в результате совершенного деяния, равно как и наличие смягчающих обстоятельств, личность, имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий, возмещение причиненного ущерба, не являются основаниями для применения ст. 2.9 КоАП РФ, поскольку состав правонарушения, предусмотренный ч.13 ст. 19.5 Кодекса, является формальным составом, в связи с чем, наличие или отсутствие последствий не имеет правового значения для наступления ответственности. Указанные обстоятельства в силу частей 2 и 3 ст.4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий от правонарушения, а в существе посягательства на общественные отношения, связанные с охраной здоровья и безопасностью граждан. Так, возникновение пожара в здании с ночным массовым пребыванием детей может привести к необратимым трагическим последствиям. При этом, основным выявленным нарушением правил пожарной безопасности является отсутствие аварийного входа в здании кадетского корпуса и невозможности эвакуации детей в результате наступления пожара.
Вменяемое правонарушение посягает на установленные нормативными правовыми актами противопожарные правила Российской Федерации, существенно затрагивая интересы государства и его граждан, поэтому, возможность применения ст.2.9 КоАП РФ должна быть обусловлена исключительными обстоятельствами.
В данном случае обстоятельства, при которых было совершено административное правонарушение, не являются исключительными.
Отмеченное обстоятельство (ненадлежащее финансирование) не относится к обстоятельствам непреодолимой силы ввиду отсутствия признаков чрезвычайности и не является основанием для освобождения должностного лица от ответственности.
При таком положении, с учетом ст.24.1 КоАП РФ постановление нельзя признать законным, основанным на всестороннем и полном исследовании всех обстоятельств дела, поэтому оно подлежит отмене, а дело возвращению в тот же суд на новое рассмотрение.
Руководствуясь ст.ст. 30.2 - 30.8 КоАП РФ, судья Смоленского областного суда
РЕШИЛА:
Постановление судьи Заднепровского районного суда г. Смоленска от о 14 марта 2013 года в отношении Турова Ю.М. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.13 ст. 19.5 КоАП РФ о прекращении производства по делу в отношении Турова Ю.М. отменить, дело возвратить в Заднепровский районный суд г. Смоленска на новое рассмотрение.
Судья Смоленского областного суда Т.Н. Назаренко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.