Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области в составе:
председательствующего Поповой М.Н.,
судей Золотаревой Ю.Г., Папуловой С.А.,
при секретаре Шаховой И.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования "Биробиджанский муниципальный район" Еврейской автономной области на решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 25.12.2012, которым постановлено:
Исковое заявление прокурора Биробиджанского района ЕАО в интересах неопределенного круга лиц о понуждении к определенным действиям администрацию муниципального образования "Биробиджанский муниципальный район" Еврейской автономной области, выразившееся в обязании выделить место для парковки специальных автотранспортных средств удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования "Биробиджанский муниципальный район" ЕАО выделить места для парковки специальных автотранспортных средств в районе здания МКУ "Районный дом культуры" муниципального образования "Биробиджанский муниципальный район" по адресу: ЕАО, " ... ".
Заслушав доклад судьи Поповой М.Н., пояснения представителя ответчика администрации МО "Биробиджанский муниципальный район" ЕАО Гулевича С.В., заключение прокурора Витютнева К.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Биробиджанского района ЕАО в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации муниципального образования "Биробиджанский муниципальный район" ЕАО о понуждении к совершению определенных действий, указывая, что в ходе проверки соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов на территории Биробиджанского района выявлено нарушение в части отсутствия выделенных мест для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов в районе здания муниципального казённого учреждения "Районный дом культуры" муниципального образования "Биробиджанский муниципальный район" ЕАО, расположенного по адресу: ЕАО, " ... ".
В соответствии со ст. 15 Федерального закона РФ от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
Пунктом 5.1.3.1 ГОСТ Р 52766-2007 "Национальный стандарт РФ. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства", утвержденного приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 N 270-ст, установлено, что площадки для кратковременной остановки и стоянки автомобилей следует предусматривать у пунктов питания, торговли, культурных, спортивных сооружений, источников питьевой воды и в других местах с систематическими остановками автомобилей.
Согласно ч. 9 ст. 10 вышеуказанного Федерального закона на каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около предприятий торговли, сферы услуг, медицинских, спортивных и культурно-зрелищных учреждений, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, которые не должны занимать иные транспортные средства. Инвалиды пользуются местами для парковки специальных автотранспортных средств бесплатно.
В нарушение вышеприведённых требований федерального законодательства стояночные места в районе здания МКУ "Районный дом культуры" МО "Биробиджанский муниципальный район" ЕАО отсутствуют. В том числе, отсутствуют выделенные разметкой и соответствующими дорожными знаками парковочные места и парковочные места, предназначенные для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов. Невыделение указанных мест приводит к нарушению прав, свобод и законных интересов инвалидов - лиц, которые имеют нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость их социальной защиты.
В связи с тем, что невозможно персонифицировать граждан, находящихся или пребывающих на территории Валдгеймского сельского поселения Биробиджанского муниципального района ЕАО и являющихся инвалидами, прокурор выступает в защиту интересов неопределенного круга лиц. Просил суд обязать администрацию МО "Биробиджанский муниципальный район" ЕАО выделить места для парковки специальных автотранспортных средств в районе здания МКУ "Районный дом культуры" МО "Биробиджанский муниципальный район", расположенного по адресу: ЕАО, " ... ".
В судебном заседании помощник прокурора Биробиджанского района ЕАО Ворона П.Е. исковые требования поддержал в полном объёме. Пояснил, что МО "Биробиджанский муниципальный район" ЕАО является собственником здания дома культуры и земельного участка, предназначенного для его обслуживания. Считает, что территории данного земельного участка достаточно, в том числе для отведения парковочных мест для транспортных средств инвалидов. В соответствии с федеральным законом эти места необходимо предусмотреть и установить около здания дома культуры.
Представитель администрации МО "Биробиджанский муниципальный район" ЕАО Гурский М.А. с исковыми требованиями не согласился, пояснил, что действительно дом культуры и земельный участок, отведенный под дом культуры в " ... ", принадлежит на праве собственности МО "Биробиджанский муниципальный район" ЕАО. В 2012 году по периметру земельного участка вокруг здания дома культуры установлен металлический забор. Возле дома культуры " ... " нет автомобильной стоянки. В связи с чем отсутствует возможность выделить в соответствии с федеральным законом не менее 10 процентов мест для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов. Просил в иске отказать.
Представитель третьего лица на стороне истца ГИБДД УМВД РФ по ЕАО Фёдоров К.С. пояснил, что совместно с прокурором, представителем администрации Гурским М.А. и начальником отдела земельных отношений МО "Биробиджанский муниципальный район" ЕАО Е. была осмотрена территория дома культуры в " ... ", составлена схема предполагаемого размещения парковочных мест для транспортных средств, управляемых инвалидами. Территория дома культуры " ... " ограждена металлическим забором. На схеме указаны предполагаемые места для парковки транспортных средств. Это самый оптимальный вариант для размещения парковочных мест. Кроме этого можно парковочные места разместить и с боковой стороны в рамках указанной территории дома культуры. Площадь территории, предназначенная для обслуживания дома культуры, позволяет разместить парковочные места для транспорта инвалидов.
Суд постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика администрации МО "Биробиджанский муниципальный район" ЕАО Мурдашев А.Е. просил решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 25.12.2012 отменить.
Указал, что законодательством определен особый статус муниципальных образований. Местное самоуправление - форма осуществления народом своей власти, одна из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с нормами, закрепленными в Конституции РФ, в судебном порядке не могут определяться цели, на которые должны использоваться средства местного бюджета. Вмешательство в компетенцию органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения является незаконным. Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относятся вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. Согласно ст. 18 вышеуказанного Федерального закона перечень вопросов местного значения не может быть изменен иначе как путем внесения изменений и дополнений в названный Закон.
Если население (неопределённый круг лиц) считает, что органы местного самоуправления исполняют свои полномочия ненадлежащим образом, оно может защитить свои интересы самостоятельно путём референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления через выборные и другие органы местного самоуправления.
Таким образом, данный спор не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства. Производство по делу подлежит прекращению в соответствии с ч. 2 ст. 220 ГПК РФ.
В случае оборудования стоянки напротив входа на территорию дома культуры будут нарушены положения строительных норм и правил СНиП 21-02-99 "Стоянки автомобилей", принятых постановлением Госстроя России от 19.11.1999 N 64, и "ГОСТ Р 52289-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств".
Решение суда неисполнимо. Оборудование парковки специальных автотранспортных средств в указанном месте создаст аварийную ситуацию на участке региональной дороги.
В возражение на апелляционную жалобу помощник прокурора Биробиджанского района ЕАО Ворона П.Е. указал, что исковое заявление подано прокурором района в пределах полномочий, предоставленных ему Федеральным законом от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации". Суд правомерно принял к своему производству данный иск.
Довод жалобы о том, что решение суда неисполнимо, несостоятелен. Представитель третьего лица на стороне истца ОГИБДД УМВД РФ по ЕАО Фёдоров К.С. пояснил, что возможность размещения места для парковки специальных автотранспортных средств в районе здания МКУ "Районный дом культуры" МО "Биробиджанский муниципальный район" ЕАО имеется. Составлена соответствующая схема предполагаемого размещения парковочного места. Земельный участок находится в собственности МО "Биробиджанский муниципальный район" ЕАО, в связи с чем, каких-либо объективных препятствий к проведению ответчиком работ по выделению парковочного места на принадлежащем ему земельном участке и исполнению требований ч. 9 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не имеется.
В апелляционной инстанции представитель ответчика администрации МО "Биробиджанский муниципальный район" ЕАО Гулевич С.В. доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить, отказать прокурору в удовлетворении требований.
Прокурор Витютнев К.В. с доводами апелляционной жалобы не согласился. Просил оставить решение суда в силе. Пояснил, что возле входа в здание районного дома культуры в " ... " имеется заасфальтированная площадка, на которой расположена несанкционированная автобусная остановка. По проекту организации дорожного движения дороги регионального значения Биробиджан - Головино в данном месте остановки нет.
После вынесения судом первой инстанции решения прокурор Биробиджанского района ЕАО обратился в Управление автомобильных дорог и транспорта правительства ЕАО для выяснения вопроса о возможности организации около районного дома культуры стоянки с оборудованием парковочных мест для инвалидов. Согласно ответа начальника управления от 26.02.2013 оборудование стоянки возможно напротив входа в районный дом культуры в случае перемещения несанкционированной автобусной остановки и с северной стороны здания.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, возражения на неё, выслушав пояснения представителя ответчика, заключение прокурора, полагавшего апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, водным, междугородним автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующие движением пешеходов через транспортные коммуникации).
Частью 9 ст. 15 Федерального закона N 181-ФЗ определено, что на каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около предприятий торговли, сферы услуг, медицинских, спортивных и культурно-зрелищных учреждений, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, которые не должны занимать иные транспортные средства. Инвалиды пользуются местами для парковки специальных автотранспортных средств бесплатно.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством
Из материалов дела установлено, что муниципальное казенное учреждение "Районный дом культуры" и земельный участок общей площадью " ... " кв.м, на котором он расположен по адресу: ЕАО, " ... ", является собственностью МО "Биробиджанский муниципальный район" ЕАО (свидетельства о государственной регистрации права от 30.12.2011 серии 79-АА N " ... " и от 08.12.2008 серии 27-АВ N " ... ").
Согласно Уставу МКУ "Районный дом культуры" МО "Биробиджанский муниципальный район" ЕАО учредителем данного учреждения является МО "Биробиджанский муниципальный район" ЕАО.
Стоянка для транспортных средств с парковочными местами для транспортных средств, управляемых инвалидами, в районе здания МКУ "Районный дом культуры" МО "Биробиджанский муниципальный район" ЕАО отсутствуют.
Вывод суда о том, что у ответчика имеется обязанность обеспечить возможность беспрепятственного доступа инвалидов к районному дому культуры, основан на вышеуказанных нормах права.
Принимая решение об удовлетворении требований прокурора, суд сослался на пояснения представителя третьего лица на стороне истца ГИБДД УМВД РФ по ЕАО Федорова К.С. о наличии возможности для размещения парковочных мест для транспорта, в том числе и специальных автотранспортных средств, с фасадной стороны здания МКУ "Районный дом культуры" МО "Биробиджанский муниципальный район" ЕАО.
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда по следующим основаниям.
Согласно данным Управления автомобильных дорог и транспорта правительства ЕАО и проекту организации дорожного движения дороги регионального значения Биробиджан - Головино от 15.10.2008, разработанному правительством ЕАО, напротив входа в районный дом культуры расположена несанкционированная автобусная остановка, которая препятствует использованию данной площадки для парковки транспортных средств.
Из ответа начальника управления от 26.02.2013 следует, что оборудование стоянки возможно с северной стороны здания районного дома культуры. К ответу приложена схема с предполагаемыми местами для устройства парковки, которая согласуется с проектом границ земельного участка, предназначенного для содержания и эксплуатации районного дома культуры, утвержденным постановлением главы Биробиджанского муниципального района от 22.01.2008 N " ... ". Схема изготовлена проектно-сметным отделом ОГБУ " " ... "", подписана начальником отдела и заместителем начальника организации.
Судебная коллегия считает, что поскольку перемещение несанкционированной автобусной остановки не являлось предметом обсуждения в суде первой инстанции, и такие требования прокурором Биробиджанского района ЕАО не заявлялись, то принятие судом решения об оборудовании автомобильной стоянки с фасадной части районного дома культуры является необоснованным.
По мнению судебной коллегии такая стоянка для парковки транспортных средств инвалидов должна быть организована ответчиком с северной стороны здания районного дома культуры согласно схеме проектно-сметного отдела ОГБУ " " ... "".
В связи с чем, второй абзац резолютивной части решения подлежит изложению в иной редакции с указанием срока исполнения решения - до 01.09.2013.
Судебная коллегия полагает, что решение суда в данной редакции является исполнимым и не нарушает права иных лиц.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии у прокурора полномочий на подачу данного заявления противоречит положения ст. 45 ГПК РФ, т.к. прокурор действовал в интересах инвалидов не только проживающих на территории Биробиджанского района или Еврейской автономной области, но тех, которые могут воспользоваться данной стоянкой, проезжая по территории ЕАО, т.е. неопределенного круга лиц.
Судебная коллегия не может согласиться с доводом жалобы о том, что вынесение решения по вопросу оборудования парковки является вмешательством в компетенцию органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения. В силу положений вышеуказанного Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ социальная защита инвалидов имеет приоритетное значение, и органы местного самоуправления должны организовывать свою деятельность с учетом данных положений. Однако ответчиком не были представлены судебным инстанциям доказательства того, что администрация района намерена принимать меры по организации парковки для транспортных средств, управляемых инвалидами.
Руководствуясь ст.ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 25.12.2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Биробиджанский муниципальный район" Еврейской автономной области - без удовлетворения.
Изложить второй абзац резолютивной части решения в иной редакции:
"Обязать администрацию муниципального образования "Биробиджанский муниципальный район" ЕАО в срок до 01.09.2013 выделить места для парковки специальных автотранспортных средств возле муниципального казенного учреждения "Районный дом культуры" муниципального образования "Биробиджанский муниципальный район" Еврейской автономной области по адресу: ЕАО, " ... ", с северной стороны здания."
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.