Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области в составе:
председательствующего Серга Н.С.,
судей: Кнепмана А.Н., Коневой М.Н.,
при секретаре Томишак М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе федерального казённого учреждения "Лечебное исправительное учреждение N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Еврейской автономной области" на решение Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от 08 ноября 2012 г., которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований федерального казенного учреждения "Лечебное исправительное учреждение N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Еврейской автономной области" к Государственной инспекции труда в Еврейской автономной области о признании недействительным предписания N " ... " от 07 сентября 2012 года - отказать.
Заслушав доклад судьи Кнепмана А.Н., пояснения представителя истца федерального казённого учреждения "Лечебное исправительное учреждение N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Еврейской автономной области" Сатаровой М.Г., представителя ответчика Государственной инспекции труда в Еврейской автономной области Гарнага А.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Федеральное казённое учреждение "Лечебное исправительное учреждение N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Еврейской автономной области" (далее - ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по ЕАО) обратилось в суд с иском к Государственной инспекции труда в Еврейской автономной области (далее - государственная инспекция труда) о признании предписания от 07 сентября 2012 г. N " ... " недействительным.
Требования мотивированы тем, что указанным предписанием на учреждение незаконно возложена обязанность обеспечить выплату медицинским и фармацевтическим работникам ежемесячной денежной выплаты по оплате жилых помещений, отопления и освещения, предусмотренную п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011 г. N 839 "О мерах социальной поддержки в 2012-2014 годах медицинских и фармацевтических работников, проживающих и работающих в сельских населённых пунктах, рабочих посёлках (посёлках городского типа), занятых на должностях в федеральных государственных учреждениях" (далее - Постановление N 839), поскольку населённый пункт Бира, в соответствии с уставом Бирского городского поселения Облученского муниципального района является городским поселением.
В судебном заседании представитель истца ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по ЕАО Сатарова М.Г. требования и доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержала. Суду пояснила, что в соответствии с Законом области об её территориальном устройстве п. Бира является городским поселением.
Представитель ответчика государственной инспекции труда Гарнага А.С. требования не признал, суду пояснил, что по представлению прокурора района проведена проверка и выдано предписание. Законом области и общероссийским классификатором объектов административно-территориального деления, утверждённого Постановлением Госстандарта России от 18 июля 2012 г. п. Бира определён как посёлок городского типа. В уставе Бирского городского поселения лишь указано, что оно является объединением нескольких населённых пунктов, в числе которых посёлок Бира, имеющих статус городского поселения.
Суд постановил указанное решение.
В апелляционной жалобе ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по ЕАО просит решение суда отменить, признав предписание государственной инспекции труда недействительным.
Мотивируя жалобу, указывает, что согласно законам области от 02 ноября 2004 г. N 338-ОЗ "О границах и статусе городских, сельских поселений в составе Облученского муниципального района", от 20 июля 2011 г. N 982-ОЗ "Об административно-территориальном устройстве Еврейской автономной области" и уставу Бирского городского поселения территориальная единица п. Бира является городским населённым пунктом, в связи с чем, у медицинских и фармацевтических работников учреждения отсутствует право на выплату, установленную Постановлением N 839.
Считает ссылку государственной инспекции труда на общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления и областную целевую Программу "Развитие конкуренции на рынках Еврейской автономной области", в которых п. Бира определён как посёлок городского типа, несостоятельной, поскольку общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления имеет устаревшую редакцию, а областная целевая программа не имеет отношения к рассматриваемому делу.
Кроме того, общероссийский классификатор территорий муниципальных образований, утверждённый приказом Ростехрегулирования от 14 декабря 2005 г. N 310-СТ, также относит п. Бира к городским поселениям.
В апелляционной инстанции представитель истца Сатарова М.Г. поддержала доводы апелляционной жалобы.
Представитель ответчика Гарнага А.С. просил оставить решение суда без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в апелляционной инстанции, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011 г. N 839 "О мерах социальной поддержки в 2012-2014 годах медицинских и фармацевтических работников, проживающих и работающих в сельских населённых пунктах, рабочих посёлках (посёлках городского типа), занятых на должностях в федеральных государственных учреждениях" предусмотрено установить с 01 января 2012 г. по 31 декабря 2014 г. медицинским и фармацевтическим работникам, проживающим и работающим по трудовому договору в сельских населённых пунктах, рабочих посёлках (посёлках городского типа), состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных учреждениях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в качестве меры социальной поддержки ежемесячную денежную выплату по оплате жилых помещений, отопления и освещения в размере 1200 рублей.
Согласно Положению о Федеральной службе исполнения наказаний, утверждённому Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1314 Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) является федеральным органом исполнительной власти (п.1). ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия и учреждения, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы (п.5).
Федеральное казённое учреждение "Лечебное исправительное учреждение N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Еврейской автономной области" подведомственно федеральному органу исполнительной власти.
Предписанием государственной инспекции труда N " ... " от 07 сентября 2012 г. ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по ЕАО предписано устранить нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в частности, обеспечить выплату медицинским и фармацевтическим работникам ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по ЕАО ежемесячной денежной выплаты по оплате жилых помещений, отопления и освещения, предусмотренной п.1 Постановления N 839.
Ссылаясь на общероссийский классификатор территорий муниципальных образований, вышеуказанные нормативные правовые акты Еврейской автономной области и муниципальные правовые акты Бирского городского поселения, истец поставил под сомнение законность выданного предписания в приведённой части. Полагает, что отсутствуют правовые основания считать п. Бира, на территории которого находится ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по ЕАО, посёлком городского типа, что делает невозможным исполнение данного акта государственной инспекции труда.
Однако данная позиция истца основана на неверном толковании законодательства.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" национальные стандарты и общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, в том числе правила их разработки и применения, представляют собой национальную систему стандартизации.
Согласно п. 3 указанной статьи общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации - нормативные документы, распределяющие технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с её классификацией (классами, группами, видами и другим) и являющиеся обязательными для применения при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов и межведомственном обмене информацией.
Порядок разработки, принятия, введения в действие, ведения и применения общероссийских классификаторов в социально-экономической области (в том числе в области прогнозирования, статистического учёта, банковской деятельности, налогообложения, при межведомственном информационном обмене, создании информационных систем и информационных ресурсов) устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 6 Положения о разработке, принятии, введении в действие, ведении и применении общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2003 г. N 677 "Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области" общероссийские классификаторы используются в правовых актах в социально-экономической области для однозначной идентификации объектов правоотношений.
Постановлением Госстандарта России от 31 июля 1995 г. N 413 утверждён "ОК 019-95. Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления". Последние изменения в данный акт внесены Приказом Росстандарта от 15 августа 2012 г. N 238-ст.
В общероссийском классификаторе объектов административно-территориального деления (ОК 019-95) в числе посёлков городского типа Облученского района Еврейской автономной области указан п. Бира.
С учётом изложенных положений Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ и Постановления Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2003 г. N 677 данный факт позволяет признать, что социальные льготы, предоставленные Постановлением N 839, распространяются на медицинских и фармацевтических работников ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по ЕАО.
Кроме того, судебная коллегия считает, что законодательство Еврейской автономной области также позволяет отнести территориальный статус п. Бира к объектам, предусмотренным Постановлением N 839.
Подпунктом "л" п. 2 ст. 5 Федерального закона от 06 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" вопросы установления и изменения административно-территориального устройства субъектов Российской Федерации отнесены к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В Приложении к закону Еврейской автономной области от 20 июля 2011 г. N 982-ОЗ "Об административно-территориальном устройстве Еврейской автономной области" посёлок Бира Облученского района отнесён к городским населённым пунктам.
Согласно п. 4 ст.1 данного закона городской населённый пункт - город, посёлок, на территории которых размещены промышленные, строительные организации, железнодорожные узлы и (или) другие объекты производственной инфраструктуры либо инфраструктуры, основным назначением которой является предоставление населению санаторно-курортных и иных услуг.
При этом данный закон не содержит понятий посёлок городского типа, рабочий посёлок.
Вместе с тем в Российской Федерации сохраняет своё действие в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, Указ Президиума ВС РСФСР от 17 августа 1982 г. "О порядке решения вопросов административно-территориального устройства РСФСР".
Согласно п. 4 этого Указа населённые пункты, находящиеся на территории РСФСР, делятся на городские и сельские.
К городским населённым пунктам относятся города республиканского (РСФСР и АССР), краевого, областного, окружного и районного подчинения, рабочие, курортные и дачные посёлки, к сельским - все остальные населённые пункты.
Согласно п. 11 данного Указа к категории рабочих посёлков могут быть отнесены населённые пункты, на территории которых имеются промышленные предприятия, стройки, железнодорожные узлы, гидротехнические сооружения, предприятия по производству и переработке сельскохозяйственной продукции и другие экономически важные объекты с численностью населения не менее 3 тысяч человек, из которых рабочие, служащие и члены их семей составляют не менее 85 процентов, а также населённые пункты, на территории которых расположены высшие учебные заведения и научно-исследовательские учреждения. В отдельных случаях к категории рабочих посёлков могут быть отнесены населённые пункты с численностью населения и менее 3 тысяч человек, имеющие перспективу дальнейшего экономического и социального развития и роста численности населения.
Соответственно, отнесение законом области от 20 июля 2011 г.
N 982-ОЗ посёлка Бира к городским населённым пунктам позволяет отнести его и к рабочим посёлкам, что в свою очередь позволяет отнести территориальный статус п. Бира к объектам, предусмотренным Постановлением N 839.
Основанием для данного вывода являются и иные нормативные акты Еврейской автономной области.
Так, законом Еврейской автономной области от 01 марта 2011 г.
N 902-ОЗ "О компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан" предусматривается компенсация расходов по оплате жилья и коммунальных услуг в денежной форме специалистам из числа: медицинских и фармацевтических работников областных и муниципальных организаций здравоохранения; медицинских работников областных и муниципальных общеобразовательных учреждений и муниципальных дошкольных образовательных учреждений (ст. 1).
Расходы по оплате жилья и коммунальных услуг компенсируются специалистам, проживающим и работающим в сельской местности, и членам их семей. В целях настоящего закона к сельской местности относятся сёла, а также населённые пункты, имевшие до 2001 года статус рабочих посёлков и посёлков городского типа (ч.ч. 1, 2 ст. 2).
Согласно ст. 8 ранее действовавшего закона Еврейской автономной области от 26 февраля 1997 г. N 2-ОЗ "Об административно-территориальном устройстве Еврейской автономной области" реестр административно-территориального устройства области является приложением к настоящему закону. В реестре административно-территориального устройства области приводится систематизированный перечень административно-территориальных единиц и поселений. В приложении к данному закону посёлок Бира указан как рабочий посёлок.
Законом Еврейской автономной области от 26 октября 2001 г. N 310-ОЗ "О внесении изменений и дополнений в закон ЕАО "Об административно-территориальном устройстве Еврейской автономной области" закон Еврейской автономной области от 26 февраля 1997 г. N 2-ОЗ изложен в новой редакции, которая не содержала указанное приложение, являвшееся реестром.
Соответственно, исходя из содержания ч. 2 ст. 2 закона Еврейской автономной области от 01 марта 2011 г. N 902-ОЗ посёлок Бира также может быть отнесён к рабочим посёлкам.
Закон Еврейской автономной области от 25 ноября 2011 г. N 1073-ОЗ (ред. от 17 декабря 2012 г.) "Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" в свою очередь предусматривает расходы на оказание социальной помощи на оплату жилья и коммунальных услуг, предоставляемым квалифицированным специалистам, работающим в сельской местности, рабочих посёлках и посёлках городского типа, то есть также использует категории населённых пунктов, не обозначенных в законе об административно-территориальном устройстве области.
Кроме того, анализируя законодательство Еврейской автономной области, суд первой инстанции обоснованно сослался на постановление правительства Еврейской автономной области от 31 мая 2010 г. N 202-пп "Об областной целевой Программе "Развитие конкуренции на рынках Еврейской автономной области" на 2011-2014 годы".
В данной программе отражено, что в Облученском районе расположены 27 населённых пунктов - 1 город (Облучье) и 7 посёлков городского типа: Известковый, Бира, Хинганск, Теплоозерск, Биракан, Кульдур, Лондоко-завод.
Данное обстоятельство также подтверждает обоснованность сделанных выводов относительно территориального статуса посёлка Бира.
Нормативные акты, связанные с муниципальным устройством территорий области, на которые ссылался представитель истца, регулируют иные правоотношения, не относящиеся к существу рассматриваемого спора.
С учётом изложенного, судебная коллегия находит правильным вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения иска ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по ЕАО о признании незаконным предписания N " ... " от 07 сентября 2012 г.
Таким образом, решение суда соответствует требованиям закона и оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от 08 ноября 2012 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу федерального казённого учреждения "Лечебное исправительное учреждение N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Еврейской автономной области" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.