Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области в составе:
председательствующего Поповой М.Н.,
судей Золотаревой Ю.Г., Кукшиновой О.М.,
при секретаре Главинской А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по частной жалобе Парубенко Г.Н. определение Биробиджанского районного суда ЕАО от 04 февраля 2013 года, которым постановлено:
Прекратить исполнительное производство N " ... " от " ... " о начислении пенсии Парубенко Г.Н. исходя из увеличения должностного оклада Парубенко Г.Н. на строгость 20%, вредность 15% в связи с утратой возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определённые действия.
Заслушав доклад судьи Золотаревой Ю.Г. судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Управление Федеральной службы исполнения наказаний по ЕАО /далее УФСИН России по ЕАО/ обратилось в суд с заявлением о прекращении исполнительного производства N " ... " от " ... " о возложении на заявителя обязанности производить начисление пенсии Парубенко Г.Н. исходя из увеличения должностного оклада на строгость 20%, вредность 15% в связи с изменением законодательства и невозможностью по объективным причинам исполнить решение суда от 16.03.2005.
В судебном заседании представитель УФСИН России по ЕАО Назаркина В.В. доводы, изложенные в заявлении, полностью поддержала, пояснила, что в настоящее время отсутствует возможность исполнять решение суда от 16.03.2005, поскольку изменился порядок исчисления пенсий бывшим сотрудникам уголовно-исполнительной системы. При перерасчёте пенсии в связи с изменениями в законодательстве права взыскателя Парубенко Г.Н. нарушены не были.
Представитель должника УФСИН России по ЕАО Палаткина Е.А. пояснила, что всвязи с изменениями, внесенными в Постановление Правительства РФ от 06.05.1994 N 477 (ред. от 31.01.2012) "Об утверждении размеров увеличения должностных окладов (тарифных ставок) персоналу учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы с особыми условиями хозяйственной деятельности в зависимости от вида учреждений, характера и сложности выполняемых работ, а также следственных изоляторов Министерства внутренних дел Российской Федерации" с 01.01.2012 произведен перерасчет ранее назначенных пенсий, для исчисления которых до 01.01.2012 применялись должностные оклады с учётом повышения за особые условия службы в размерах, установленных вышеуказанным постановлением в редакции от 31.01.2012.
На основании вышеизложенного с 01.01.2012 Парубенко Г.Н. пересчитана пенсия в соответствии с пп. "а" п. 3 приложения N 1 Постановления Правительства РФ N 477, а именно из расчета увеличения должностного оклада на 7 %. В настоящее время выплачивать пенсию Парубенко Г.Н. с учётом решения мирового судьи Левобережного судебного участка г. Биробиджана ЕАО от 16.03.2005 не представляется возможным.
Парубенко Г.Н. с требованиями УФСИН России по ЕАО не согласился, пояснил, что решение мирового судьи Левобережного судебного участка г. Биробиджана ЕАО от 16.03.2005 должником не оспорено, вступило в законную силу и должно исполняться надлежащим образом. Считает, что при перерасчёте размера его пенсии должны были учесть не только увеличение должностного оклада на 7%, но и надбавки за особые условия службы и за вредность, установленные данным решением суда.
Суд постановил указанное определение.
В частной жалобе Парубенко Г.Н. просил определение суда отменить, вынести по делу новое определение об отказе в прекращении исполнительного производства. Жалобу мотивировал тем, что согласно ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Решением мирового судьи Левобережного судебного участка г. Биробиджана ЕАО от 16.03.2005 установлено, что строгость и вредность не относятся к особым условиям несения службы.
Доводы представителя УФСИН России по ЕАО по настоящему делу были предметом обсуждения при рассмотрении дела мировым судьёй в 2005 году, им дана правильная правовая оценка в соответствии со ст. 67 ГПК РФ.
Кроме того, в сентябре 2012 года судебный пристав-исполнитель Биробиджанского городского ОСП обращался к мировому судье Левобережного судебного участка г. Биробиджана ЕАО с заявлением о разъяснении исполнительного документа, просил приостановить исполнительное производство. Ссылался на то, что невозможно исполнить требования исполнительного документа, поскольку согласно письму УФСИН России по ЕАО надбавка за строгость и вредность является надбавкой за особые условия службы, повышение которой не должно учитываться при исчислении пенсии. Определением мирового судьи Левобережного судебного участка г. Биробиджана ЕАО от 18.09.2012 в приостановлении исполнительного производства отказано, разъяснён порядок исполнения исполнительного документа. Определение вступило в законную силу. В нарушение ч. 2 ст. 209 ГПК РФ УФСИН России по ЕАО обратилось в суд с заявлением о прекращении исполнительного производства, указывая в обоснование заявленных требований доводы, аналогичные изложенным судебным приставом-исполнителем в заявлении о разъяснении исполнительного документа.
В соответствии с ч. 3 ст. 209 ГПК РФ, заявленные УФСИН России по ЕАО требования подлежали рассмотрению в порядке искового производства, а не в порядке исполнения решения суда.
Ссылка суда на п. 2 ч. 1 ст. 43 Федерального закона "Об исполнительном производстве" неправомерна. Указанное основание прекращения исполнительного производства относится к исполнительным документам, содержащим требования неимущественного характера, которые могут быть исполнены исключительно должником и не могут быть исполнены судебным приставом-исполнителем. Вместе с тем, решением мирового судьи Левобережного судебного участка г. Биробиджана ЕАО от 16.03.2005 разрешены требования имущественного характера.
УФСИН России по ЕАО с 01.01.2012 незаконно не исполняет вступившее в законную силу решение, в результате чего образовалась задолженность недополученной им пенсии в размере " ... " рублей.
Изменение законодательства, определяющего порядок выплаты пенсии бывшим сотрудникам уголовно-исполнительной системы, не является в данном случае основанием для прекращения исполнительного производства. В соответствии со ст. 56 Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" порядок выплаты пенсии определяет сроки и способ доставки пенсии до получателя органом, выплачивающим пенсию, и не влияет на определение её размера.
Помимо этого, при рассмотрении настоящего заявления судом нарушены его права, так как заявление и приложенные к нему документы были отправлены почтой в день судебного заседания, поэтому он не знал сути заявленных требований и не мог подготовиться к судебному заседанию. Кроме того, не разрешено его ходатайство о приобщении к материалам дела определений мирового судьи Левобережного судебного участка г. Биробиджана ЕАО от 25.07.2012 и от 18.09.2012 и решения Биробиджанского районного суда ЕАО от 14.01.2013.
В соответствии с ч. 2 ст. 333 ГПК РФчастная жалоба, представление прокурора на определение суда первой инстанции, за исключением определений о приостановлении производства по делу, о прекращении производства по делу, об оставлении заявления без рассмотрения, рассматриваются без извещения лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены определения.
Согласно ст. 43 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "Об исполнительном производстве" исполнительное производство прекращается судом в случае утраты возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определённые действия (воздержаться от совершения определённых действий).
Материалами дела установлено, что решением мирового судьи Левобережного судебного участка г. Биробиджана ЕАО от 16.03.2005 на УФСИН России по ЕАО возложена обязанность, производить начисление пенсии Парубенко Г.Н. исходя из увеличения должностного оклада на строгость 20 %, вредность 15 %.
25.07.2012 определением мирового судьи Парубенко Г.Н. выдан дубликат исполнительного листа для принудительного исполнения указанного решения.
14.11.2012 судебным приставом-исполнителем Биробиджанского городского отдела судебных приставов УФССП по ЕАО в отношении должника УФСИН России по ЕАО возбуждено исполнительно производство N " ... ". Предметом исполнения является обязанность УФСИН России по ЕАО производить начисления пенсии исходя из увеличения должностного оклада Парубенко Г.Н. на строгость 20 %, вредность 15 %.
В соответствии со ст. 36 Закона РФ от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", а также Постановления Правительства РФ от 06.05.1994 N 477 "Об утверждении размеров увеличения должностных окладов (тарифных ставок) персоналу учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы с особыми условиями хозяйственной деятельности, в зависимости от вида учреждений, характера и сложности выполняемых работ, а также следственных изоляторов Министерства внутренних дел Российской Федерации" увеличение должностных окладов персоналу учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, является повышением должностных окладов за особые условия службы.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 36 Закона РФ от 21.07.1993 N 5473-1 должностные оклады персонала увеличиваются в зависимости от вида учреждений, исполняющих наказания, характера и сложности выполняемой работы в размере от 15 до 20 процентов.
Абзацем первым приложения N 1 к Постановлению Правительства РФ от 06.05.1994 N 477 предусмотрено увеличение должностных окладов, тарифных ставок персоналу учреждений, исполняющих наказания, строгого режима, а абзацем третьим этого же приложения - увеличение должностных окладов персоналу учреждений, специально созданных для содержания и лечения осужденных, больных туберкулёзом, при условии, если количество осужденных, которым приговором суда определено отбывание лишения свободы в учреждениях строгого режима или строгого и особого режима (вместе взятых), составляет более 50 процентов от числа всех осужденных, содержащихся в этих учреждениях. На момент вынесения решения мирового судьи Левобережного судебного участка г. Биробиджана ЕАО от 16.03.2005 указанные тарифные ставки составляли 15 %.
Анализ вышеприведённых правовых актов позволяет сделать вывод о том, что указанные надбавки являются повышением должностных окладов за особые условия службы.
В силу ст. 43 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" для исчисления пенсии учитываются оклад по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет.
В отличие от должностного оклада, оклад по занимаемой штатной должности не включает в себя действующие повышения и увеличения, которые не могут учитываться при исчислении размера пенсии.
Таким образом, при исчислении пенсий лицам, проходившим службу в лечебно-исправительных учреждениях для туберкулёзных больных, увеличение должностных окладов, установленное абзацами первым и третьим приложения N 1 к Постановлению Правительства РФ от 06.05.1994 N 477, учёту не подлежит.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.12.2011 N 1022 "Об окладах месячного денежного содержания сотрудников уголовно-исполнительной системы" и приказом ФСИН России от 15.12.2011 N 773 "Об установлении размеров месячных окладов по нетиповым должностям сотрудников уголовно-исполнительной системы" с 01.01.2012 новые размеры должностных окладов, установленные данными нормативными правовыми актами, применяются в целях пересмотра пенсий гражданам, уволенным со службы в уголовно-исполнительной системе.
Помимо того, что надбавки за строгость и вредность не подлежат учёту при исчислении пенсии, Постановлением Правительства РФ от 31.01.2012 N 60 в приложение N 1 к Постановлению Правительства РФ от 06.05.1994 N 477 внесены изменения, согласно которым размер данных надбавок снизился до 7 %.
Таким образом, на момент возбуждения 14.11.2012 исполнительного производства N " ... " отсутствовали правовые основания для исчисления пенсии Парубенко Г.Н. исходя из увеличения его должностного оклада на строгость 20 %, вредность 15 %.
Учитывая вышеизложенное, суд принял верное решение о прекращении исполнительного производства N " ... " от " ... " о начислении пенсии Парубенко Г.Н. исходя из увеличения должностного оклада на строгость 20%, вредность 15 % в связи с изменением законодательства.
Доводы частной жалобы о том, что судом не проведена подготовка к судебному разбирательству, копия заявления УФСИН России по ЕАО и приложенные к ней документы были направлены в адрес взыскателя в день рассмотрения дела, в связи с чем, он не имел возможности подготовиться к судебному разбирательству, а также не рассмотрение судом его ходатайства о приобщении к материалам дела документов, не могут являться основанием для отмены определения.
Согласно ст. 440 ГПК РФ вопросы о приостановлении или прекращении исполнительного производства рассматриваются судом, в районе деятельности которого исполняет свои обязанности судебный пристав-исполнитель, в десятидневный срок. Об этом извещаются взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель, однако их неявка не является препятствием к разрешению указанных вопросов.
Из материалов дела усматривается, что Парубенко Г.Н. принимал участие в судебном заседании по рассмотрению настоящего заявления, ходатайств об отложении слушания дела по вышеперечисленным причинам от него не поступило.
Ссылка в жалобе на то, что в течение пятнадцати месяцев УФСИН России по ЕАО начисляет пенсию Парубенко Г.Н. в неполном объёме, в результате чего образовалась задолженность в размере " ... " рублей, не может являться основанием для отмены оспариваемого определения, так как данный вопрос подлежит обсуждению в рамках отдельного судебного разбирательства.
Довод частной жалобы о том, что решением мирового судьи Левобережного судебного участка г. Биробиджана ЕАО от 16.03.2005 установлен принцип исчисления пенсии с учетом надбавок на строгость и вредность, и определением мирового судьи Левобережного судебного участка г. Биробиджана ЕАО от 18.09.2012 разъяснен порядок исполнения вышеуказанного решения, не имеет существенного правового значения, поскольку требования действующего законодательства не позволяют исполнять решение мирового судьи.
Указание в частной жалобе на необоснованность применения судом п. 2 ч. 1 ст. 43 Федерального закона "Об исполнительном производстве" является несостоятельным, поскольку решением мирового судьи на УФСИН России по ЕАО была возложена обязанность выполнять определенные действия: производить расчет пенсии с учетом надбавок на строгость и вредность.
По смыслу п. 2 ч. 1 ст. 43 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительное производство прекращается в случае невозможности исполнить решение суда в силу объективно существующих обстоятельств, за которые должник не несёт ответственности. В настоящем случае в связи с изменением законодательства, регулирующего вопросы исчисления пенсии сотрудникам уголовно-исполнительной системы, у УФСИН России по ЕАО отсутствует возможность исполнения решения мирового судьи Левобережного судебного участка г. Биробиджана ЕАО от 16.03.2005.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия считает определение суда законным и обоснованным.
Руководствуясь ст. 334 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Определение Биробиджанского районного суда ЕАО от 04 февраля 2013 года оставить без изменения, частную жалобу Парубенко Г.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.