Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области в составе:
председательствующего Поповой М.Н.,
судей Золотаревой Ю.Г., Кукшиновой О.М.,
при секретаре Главинской А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по частной жалобе Локтионовой О. Е. на определение Биробиджанского районного суда ЕАО от 08.02.2013, которым постановлено:
Прекратить исполнительное производство N " ... " от 14.11.2012 о начислении пенсии Локтионовой О. Е. исходя из увеличения должностного оклада Локтионовой О. Е. на строгость 20%, вредность 15% в связи с утратой возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Поповой М.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по ЕАО (далее УФСИН России по ЕАО) обратилось в суд с заявлением о прекращении исполнительного производства N " ... " от 14.11.2012 о начислении пенсии Локтионовой О.Е. исходя из увеличения ее должностного оклада на строгость 20%, вредность 15 % в связи с изменением законодательства и невозможностью по объективным причинам исполнения решения суда от 16.03.2005.
В судебном заседании представитель УФСИН России по ЕАО Назаркина В.В. доводы, изложенные в заявлении, поддержала в полном объеме. Пояснила, что в настоящее время отсутствует возможность исполнения решения мирового судьи Левобережного судебного участка г. Биробиджана ЕАО от 16.03.2005, поскольку изменился порядок исчисления пенсий бывшим сотрудникам уголовно-исполнительной системы.
Представитель УФСИН России по ЕАО Палаткина Е.А. пояснила, что всвязи с изменениями, внесенными в Постановление Правительства РФ от 06.05.1994 N 477 (ред. от 31.01.2012) "Об утверждении размеров увеличения должностных окладов (тарифных ставок) персоналу учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы с особыми условиями хозяйственной деятельности в зависимости от вида учреждений, характера и сложности выполняемых работ, а также следственных изоляторов Министерства внутренних дел Российской Федерации" с 01.01.2012 произведен перерасчет ранее назначенных пенсий, для исчисления которых до 01.01.2012 применялись должностные оклады с учетом повышения за особые условия службы в размерах, установленных вышеуказанным постановлением в редакции от 31.01.2012.
На основании вышеизложенного с 01.01.2012 Локтионовой О.Е. пересчитана пенсия в соответствии с пп. "а" п. 3 приложения N 1 Постановления Правительства РФ N 477, а именно из расчета увеличения должностного оклада на 7 %. В настоящее время выплачивать пенсию Локтионовой О.Е. с учетом решения мирового судьи Левобережного судебного участка г. Биробиджана ЕАО от 16.03.2005 не представляется возможным.
Локтионова О.Е. и судебный пристав-исполнитель Бендецкий А.В. в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Суд постановил вышеуказанное определение.
В частной жалобе Локтионова О.Е. просила определение Биробиджанского районного суда ЕАО от 08.02.2013 отменить, вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявления.
Указала, что согласно ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Решением мирового судьи Левобережного судебного участка г. Биробиджана ЕАО от 16.03.2005 установлено, что строгость и вредность не относятся к особым условиям несения службы.
Доводы представителя УФСИН России по ЕАО по настоящему делу были предметом обсуждения при рассмотрении дела мировым судьей в 2005 году, им дана правильная правовая оценка в соответствии со ст. 67 ГПК РФ.
Кроме того, в сентябре 2012 года судебный пристав-исполнитель Биробиджанского городского ОСП обращался к мировому судье Левобережного судебного участка г. Биробиджана ЕАО с заявлением о разъяснении исполнительного документа, просил приостановить исполнительное производство. Ссылался на то, что невозможно исполнить требования исполнительно документа, поскольку согласно письму УФСИН России по ЕАО надбавка за строгость и вредность является надбавкой за особые условия службы, повышение которой не должно учитываться при исчислении пенсии.
Определением мирового судьи Левобережного судебного участка г. Биробиджана ЕАО от 18.09.2012 в приостановлении исполнительного производства отказано, разъяснен порядок исполнения исполнительного документа. Определение вступило в законную силу.
В нарушение ч. 2 ст. 209 ГПК РФ 28.01.2013 УФСИН России по ЕАО обратился в суд с заявлением о прекращении исполнительного производства, указывая в обоснование заявленных требований доводы, аналогичные изложенным судебным приставом-исполнителем в заявлении о разъяснении исполнительного документа.
В соответствии с ч. 3 ст. 209 ГПК РФ, заявленные УФСИН России по ЕАО требования подлежали рассмотрению в порядке искового производства, а не в порядке исполнения решения суда.
Ссылка суда на п. 2 ч. 1 ст. 43 Федерального закона "Об исполнительном производстве" неправомерна. Указанное основание прекращения исполнительного производства относится к исполнительным документам, содержащим требования неимущественного характера, которые могут быть исполнены исключительно должником и не могут быть исполнены судебным приставом-исполнителем. Вместе с тем, решением мирового судьи Левобережного судебного участка г. Биробиджана ЕАО от 16.03.2005 разрешены требования имущественного характера.
В течение пятнадцати месяцев УФСИН России по ЕАО грубо нарушает права взыскателя ( Локтионовой О.Е.), начисляя пенсию в неполном объёме. В результате образовалась задолженность в размере " ... " рубля " ... " копеек.
Изменение законодательства, определяющего порядок выплаты пенсии бывшим сотрудникам уголовно-исполнительной системы, не является в данном случае основанием для прекращения исполнительного производства. В соответствии со ст. 56 Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" порядок выплаты пенсий определяет сроки и способ доставки пенсии до получателя органом, выплачивающим пенсию, и не влияет на определение её размера.
Судом не проведена подготовка к судебному разбирательству. Копия заявления УФСИН России по ЕАО и приложенные к ней документы направлены в адрес взыскателя по средствам почтовой связи 06.02.2013, а назначено рассмотрение заявления судом на 08.02.2013. В связи с чем, взыскатель не имела возможности подготовиться к судебному разбирательству. Также у взыскателя отсутствовала возможность явиться в судебное заседание, поскольку в период с 08.02.2013 по 13.02.2013 она ( Локтионова О.Е.) находилась в " ... ".
В соответствии с ч. 2 ст. 333 ГПК РФ частная жалоба Локтионовой О.Е. рассмотрена судебной коллегией без извещения лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, изучив доводы частной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены определения.
Согласно ст. 43 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "Об исполнительном производстве" исполнительное производство прекращается судом в случаях:
утраты возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий).
Из материалов дела установлено, что 16.03.2005 мировым судьей Левобережного судебного участка г. Биробиджана ЕАО принято решение об обязании УФСИН России по ЕАО производить исчисление пенсии Локтионовой О.Е. исходя из увеличения ее должностного оклада на строгость 20% и вредность 15%.
14.11.2012 судебным приставом-исполнителем Биробиджанского городского отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Еврейской автономной области (далее Биробиджанский ГОСП) Бендецким А.В. вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства N " ... " в отношении должника УФСИН России по ЕАО. Предметом исполнения является обязанность УФСИН России по ЕАО производить начисление пенсии исходя из увеличения должностного оклада Локтионовой О.Е. на строгость 20 %, вредность 15%.
В соответствии со ст. 36 Закона РФ от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", а также Постановления Правительства РФ от 06.05.1994 N 477 "Об утверждении размеров увеличения должностных окладов (тарифных ставок) персоналу учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы с особыми условиями хозяйственной деятельности, в зависимости от вида учреждений, характера и сложности выполняемых работ, а также следственных изоляторов Министерства внутренних дел Российской Федерации" увеличение должностных окладов персоналу учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, является повышением должностных окладов за особые условия службы.
В силу ст. 43 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" для исчисления пенсии учитываются оклад по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет. В отличие от должностного оклада, оклад по занимаемой штатной должности не включает в себя действующие повышения и увеличения, которые не могут учитываться при исчислении размера пенсии.
Анализ вышеприведенных нормативных правовых актов позволяет сделать вывод о том, что увеличение должностных окладов персоналу учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, является повышением должностных окладов за особые условия службы.
Таким образом, при исчислении пенсий лицам, проходившим службу в лечебно-исправительных учреждениях для туберкулезных больных, увеличение должностных окладов, установленное абзацами первым и третьим приложения N 1 к Постановлению Правительства РФ от 06.05.1994 N 477, учету не подлежит.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.12.2011 N 1022 "Об окладах месячного денежного содержания сотрудников уголовно-исполнительной системы" и приказом ФСИН России от 15.12.2011 N 773 "Об установлении размеров месячных окладов по нетиповым должностям сотрудников уголовно-исполнительной системы" с 01.01.2012 новые размеры должностных окладов, установленные данным Постановлением, применяются в целях пересмотра размеров пенсий гражданам, уволенным со службы в уголовно-исполнительной системе.
Таким образом, на момент возбуждения исполнительного производства N " ... " отсутствовали правовые основания для исчисления пенсии Локтионовой О.Е. исходя из увеличения ее должностного оклада на строгость 20%, вредность 15 %.
Учитывая вышеизложенное, суд принял верное решение о прекращении исполнительного производства N " ... " от 14.11.2012 о начислении пенсии Локтионовой О.Е. исходя из увеличения должностного оклада на строгость 20%, вредность 15 % в связи с изменением законодательства.
Доводы частной жалобы о том, что судом не проведена подготовка к судебному разбирательству, копия заявления УФСИН России по ЕАО и приложенные к ней документы были направлены в адрес взыскателя за два дня до рассмотрения дела, она не имела возможности подготовиться к судебному разбирательству и явиться в суд, т.к. с 08.02.2013 по 13.02.2013 находилась в " ... ", не могут являться основанием для отмены определения.
Согласно ст. 440 ГПК РФ вопросы о приостановлении или прекращении исполнительного производства рассматриваются судом, в районе деятельности которого исполняет свои обязанности судебный пристав-исполнитель, в десятидневный срок. Об этом извещаются взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель, однако их неявка не является препятствием к разрешению указанных вопросов.
Из материалов дела усматривается (л.д. 22), что Локтионова О.Е. была извещена о рассмотрении дела, однако ходатайств об отложении слушания дела по вышеперечисленным причинам от нее не поступило, она просила рассмотреть дело без ее участия. Следовательно, суд вправе рассмотреть заявление УФСИН России по ЕАО в отсутствие взыскателя.
Ссылка в жалобе на то, что в течение пятнадцати месяцев УФСИН России по ЕАО начисляет пенсию Локтионовой О.Е. в неполном объёме, в результате чего образовалась задолженность в размере " ... " рубля " ... " коп., не может являться основанием для отмены оспариваемого определения, т.к. данный вопрос подлежит обсуждению в рамках отдельного судебного разбирательства
Довод частной жалобы о том, что решением мирового судьи Левобережного судебного участка г. Биробиджана ЕАО от 16.03.2005 установлен принцип исчисления пенсии с учетом надбавок на строгость и вредность, и определением мирового судьи Левобережного судебного участка г. Биробиджана ЕАО от 18.09.2012 разъяснен порядок исполнения вышеуказанного решения, не имеет существенного правового значения, поскольку требования действующего законодательства не позволяют исполнять решение мирового судьи.
Указание в частной жалобе на необоснованность применения судом п. 2 ч. 1 ст. 43 Федерального закона "Об исполнительном производстве" является несостоятельным, поскольку решением мирового судьи на УФСИН России по ЕАО была возложена обязанность выполнять определенные действия: производить расчет пенсии с учетом надбавок на строгость и вредность.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия считает определение суда законным и обоснованным.
Руководствуясь ст. 334 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Определение Биробиджанского районного суда ЕАО от 08.02.2013 оставить без изменений, частную жалобу Локтионовой О. Е. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.