Кондинского районного суда от 15 января 2013г.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением (номер) государственного инспектора Кондинского района ХМАО - Югры по пожарному надзору С.Н.А. от 08.11.2012 года Бурдаева Е.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1, ч. 3, ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, наказание назначено в виде административного штрафа в сумме 15000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением Бурдаева Е.В. обратилось с жалобой в суд.
Решением судьи Кондинского районного суда от 15 января 2013г. постановление (номер) государственного инспектора Кондинского района ХМАО - Югры по пожарному надзору С.Н.А. от 08.11.2012 года изменено, исключено из постановления указание о нарушении Бурдаевой Е.В. Правил противопожарного режима в РФ в здании сельского клуба п. Дальний. В остальной части постановление оставлено без изменения, жалоба Бурдаевой Е.В. без удовлетворения.
В жалобе на постановление и решение судьи, Бурдаева Е.В. не соглашается с ними, указывая на то, что судья не проверил полномочия С.Н.А. на проведение проверки, составлению протокола, акта проверки и вынесению постановления; Бурдаева Е.В. не является субъектом административного правонарушения; судья не исследовал должностные обязанности Бурдаевой Е.В.; протокол об административном правонарушении составлен раньше акта проверки; собственником МКУ "КСК" п. Ягодный является администрация Кондинского района; у Бурдаевой Е.В. как у директора отсутствует возможность исполнить предписания в виду отсутствия денежных средств. Просит постановления и решения отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
Судья, проверив материалы административного дела в полном объеме, изучив доводы жалобы, заслушав представителя ГУ МЧС РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по ХМАО - Югре по доверенности Борисова И.С., возражавшего по доводом жалобы, приходит к следующему:
Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии с ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии с ч. 4 ст. 20.4 КоАПРФ нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что при проведении внеплановой проверки в отношении муниципального казенного учреждения "Культурно-спортивный комплекс" п. Ягодный, с 10 часов 00 минут 12 октября 2012 года по 12 часов 00 минут 29 октября 2012 года, с целью контроля за исполнением предписаний NN 1-47 по устранению нарушений требований пожарной безопасности от 21.10.2011 года N 216/1/1, срок для исполнения которых истек, в зданиях МКУ "КСК" п. Ягодный, директор Бурдаева Е.В. нарушила Правила противопожарного режима в Российской Федерации (утв. Постановление Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 года N 390 "О противопожарном режиме") и другие правовые и нормативные документы. По результатам проверки составлен акт проверки, в котором зафиксированы нарушения требований пожарной безопасности.
Здание дома культуры п. Лиственичный
в дверном проеме электрощитовой не установлены двери с пределом огнестойкости не менее 0,6 часа, ст. 46 ФЗ от 27.12.2002г. N 184 - ФЗ "О техническом регулировании" СНиП 2.08.02-89* п. 1.82;
защитная штукатурка стен в помещении электрощитовой имеет повреждения (трещины, оборудования). Постановление Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 года N 390 "О противопожарном режиме" п. 21 ст. 46 ФЗ от 27.12.2002г. N 184 - ФЗ "О техническом регулировании";
кладовая (на втором этаже здания) и костюмерная не имеют противопожарных перегородок 1-го типа, перекрытия 3-го типа и дверей 2-го типа, ст. 46 ФЗ от 27.12.2002г. N 184 - ФЗ "О техническом регулировании" СНиП 2.08.02-89* п. 1.55;
стены здания не защищены изнутри штукатуркой или обшивкой, обеспечивающими предел распространения огня не более 40 см. (здание выполнено двухэтажным) - выполненная ранее штукатурка имеет повреждения (трещины, обрушения) и сверху обшита древесиной, ДВП с покрытием олифой. Постановление правительства РФ от 25.04.2012г. N 390 "О противопожарном режиме" п. 21 ст. 46 ФЗ от 27.12.2002г. N 184 - ФЗ "О техническом регулировании" СНиП 2.08.02-89* п. 1.14*, п. 1.46*.
Сельский дом культуры с. Леуши ул. Советская N 60
в дверном проеме электрощитовой отсутствуют противопожарные двери, ст. 46 ФЗ от 27.12.2002г. N 184 - ФЗ "О техническом регулировании" СНиП 2.08.02-87* п. 5.14*, п.7.4;
складские помещения, кладовые (хозяйственные комнаты, помещения для хранения декораций и костюмов) не имеют противопожарных перегородок 1-го типа, перекрытий 3-го типа и противопожарных дверей 2-го типа, ст. 46 ФЗ от 27.12.2002г. N 184 - ФЗ "О техническом регулировании" СНиП 2.08.02-89* п. 1.55;
здание Дома культуры не обеспечено наружным противопожарным водоснабжением (требуется пожарный водоем объемом 54 куб.м.) ст. 46 ФЗ от 27.12.2002г. N 184 - ФЗ "О техническом регулировании" СНиП 2.08.02-84* п. 2.13.
Культурно-спортивный комплекс п. Ягодный ул. Центральная N 20
Ограждения на крыше здания содержатся в неисправном состояние. Не реже одного раза в пять лет не подвергаются эксплуатационным испытаниям с составлением соответствующего акта испытаний. Постановление Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 года N 390 "О противопожарном режиме" п. 24.
По данному факту составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Здание дома культуры п. Лиственичный
В здании СДК отсутствует внутренний противопожарный водопровод (демонтированы 2 пожарных крана для защиты зрительного зала, обеспечивающих расход воды 2,5 л/с каждый). Постановление Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 года N 390 "О противопожарном режиме" п. 55, п. 57, п. 61, ст. 46 ФЗ от 27.12.2002г. N 184 - ФЗ "О техническом регулировании" СНиП 2.08.02-89* п. 3.51. прил. 8.
Сельский дом культуры с. Леуши ул. Советская N 60
В здании СДК отсутствует внутренний противопожарный водопровод (необходимо 2 пожарных крана для защиты зрительного зала, обеспечивающих расход воды 2,5 л/с каждый) ст. 46 ФЗ от 27.12.2002г. N 184 - ФЗ "О техническом регулировании" СНиП 2.08.02-89* п. 3.51. прил. 8.
По данному факту составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ.
Здание дома культуры п. Лиственичный
ширина наружных дверей из лестничной клетки в свету менее 1,2 метра, высота менее 1,9 метра. Постановление Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 года N 390 "О противопожарном режиме" п. 33, ст. 46 ФЗ от 27.12.2002г. N 184 - ФЗ "О техническом регулировании" СНиП 2.08.02-97* п. 6.16;
на пути эвакуации со второго этажа выполнены ступени с различной шириной проступи и высотой ступеней в пределах лестничной клетки. Постановление Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 года N 390 "О противопожарном режиме" п. 33, ст. 46 ФЗ от 27.12.2002г. N 184 - ФЗ "О техническом регулировании" СНиП 2.08.02-97* п. 6.28;
на пути эвакуации по лестничной клетке (1-й этаж) перепад высот менее 45 см. в котором выполнены две ступени. Постановление Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 года N 390 "О противопожарном режиме" п. 33, ст. 46 ФЗ от 27.12.2002г. N 184 - ФЗ "О техническом регулировании" СНиП 2.08.02-97* п. 6.28;
Открывание дверей второго эвакуационного выхода из фойе (в лестничную клетку) выполнено не по направлению выхода из помещения. Постановление Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 года N 390 "О противопожарном режиме" п. 34, ст. 46 ФЗ от 27.12.2002г. N 184 - ФЗ "О техническом регулировании" СНиП 2.08.02-97* п. 6.17;
двери второго эвакуационного выхода из фойе (в лестничную клетку) не имеют уплотнений в притворах и приспособлений для самозакрывания. Постановление Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 года N 390 "О противопожарном режиме" п. 33, ст. 46 ФЗ от 27.12.2002г. N 184 - ФЗ "О техническом регулировании" СНиП 2.08.02-97* п. 6.18;
высота эвакуационного выхода из комнаты для сторожей (в фойе) выполнена в свету менее 1,9 метра. Постановление Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 года N 390 "О противопожарном режиме" п. 33, ст. 46 ФЗ от 27.12.2002г. N 184 - ФЗ "О техническом регулировании" СНиП 2.08.02-97* п. 6.16;
ширина эвакуационного выхода (для эвакуации со сцены через коридор) выполнена менее 0.8 метра. Постановление Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 года N 390 "О противопожарном режиме" п. 33, ст. 46 ФЗ от 27.12.2002г. N 184 - ФЗ "О техническом регулировании" СНиП 2.08.02-97* п. 6.16;
второй этаж СДК не обеспечен вторым эвакуационным выходом. Постановление Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 года N 390 "О противопожарном режиме" п. 33, ст. 46 ФЗ от 27.12.2002г. N 184 - ФЗ "О техническом регулировании" СНиП 2.08.02-97* п. 6.13;
ширина проступи ступеней наружной лестницы выполнена менее 25 см. Постановление Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 года N 390 "О противопожарном режиме" п.24, п. 33, ст. 46 ФЗ от 27.12.2002г. N 184 - ФЗ "О техническом регулировании" СНиП 2.08.02-97* п. 6.30;
ступени наружной лестницы выполнены забежными. Постановление Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 года N 390 "О противопожарном режиме" п. 24, п. 33, ст. 46 ФЗ от 27.12.2002г. N 184 - ФЗ "О техническом регулировании" СНиП 2.08.02-97* п. 6.28;
наружная лестница расположена на расстоянии менее 1 метра от оконных проемов. Постановление Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 года N 390 "О противопожарном режиме" п.24, п. 33, ст. 46 ФЗ от 27.12.2002г. N 184 - ФЗ "О техническом регулировании" СНиП 2.08.02-97* п. 6.30.
Сельский дом культуры с. Леуши ул. Советская N 60
лестничная клетка не отделена от примыкающего коридора перегородкой с дверьми. ст. 46 ФЗ от 27.12.2002г. N 184 - ФЗ "О техническом регулировании" СНиП 2.08.02-97* п. 6.34*;
выполнен перепад высот на пути эвакуации из здания наружу (площадка в тамбуре). Постановление Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 года N 390 "О противопожарном режиме" п.24, п. 33; п.п. а 36; ст. 46 ФЗ от 27.12.2002г. N 184 - ФЗ "О техническом регулировании" СНиП 2.08.02-97* п. 6.28*;
второй этаж СДК не обеспечен вторым эвакуационным выходом. Постановление Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 года N 390 "О противопожарном режиме" п. 33, ст. 46 ФЗ от 27.12.2002г. N 184 - ФЗ "О техническом регулировании" СНиП 2.08.02-97* п. 6.13;
Культурно-спортивный комплекс п. Ягодный ул. Центральная N 20
в дверном проеме лестничной клетки сняты предусмотренные проектом двери. Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 года N 390 "О противопожарном режиме" п.п. д п. 23;
на путях эвакуации из спортивного зала выполнен перепад высот вне дверного проема (порог). Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 года N 390 "О противопожарном режиме" п.п. А п. 36;
в коридоре здания "КСК" на 1-м и 2-м этажах на путях эвакуации применены материалы с более высокой пожарной опасностью чем: Г2, В2, Д3, Т3 или Г2, В2, Д2, Т2 - потолок отделен плиткой из пенополистирола. ст. 46 ФЗ от 27.12.2002г. N 184 - ФЗ "О техническом регулировании" СНиП 2.08.02-97* п. 6.25.
По данному факту составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
Бурдаева Е.В. назначена директором МКУ "КСК" п. Ягодный 10.10.2011г.
Здания МКУ "КСК" п. Ягодный, Домов культуры в п. Лиственичный, с. Леуши переданы МУ "КСК п. Ягодный в оперативное управление, фактически используются МКУ "КСК" п. Ягодный, которое осуществляет владение и пользование указанными зданиями. Изменение наименования учреждения на муниципальное казенное учреждение не связано с реорганизацией юридического лица, является его переименованием.
МКУ "КСК" п. Ягодный в соответствии с Уставом является юридическим лицом, вправе осуществлять приносящую доходы деятельность и иные виды деятельности, поскольку это служит достижением целей, ради которых оно создано, при условии указания таких видов деятельности в Уставе. Уставом предусмотрены разрешенные учреждению виды деятельности, приносящий доход.
Решением судьи Кондинского районного суда от 15 января 2013г. постановление N 185 государственного инспектора Кондинского района ХМАО - Югры по пожарному надзору Семушиной Н.А. от 08.11.2012 года изменено, исключено из постановления указание о нарушении Бурдаевой Е.В. Правил противопожарного режима в РФ в здании сельского клуба п. Дальний. В остальной части постановление оставлено без изменения, жалоба Бурдаевой Е.В. без удовлетворения.
Нахожу постановление судьи районного суду преждевременным, подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно статьи 38 указанного Федерального закона собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, несут ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством.
Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. N 390 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, которые содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.
СНиП 21-01-97*. Пожарная безопасность зданий и сооружений" устанавливает общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений на всех этапах их создания и эксплуатации.
Согласно п. 14 ст. 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 383-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", устанавливающего минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям, в том числе требования пожарной безопасности (ст. 6), помещение - часть объема здания или сооружения, имеющая определенное назначение и ограниченная строительными конструкциями.
Статьей 2.4 КоАП РФ предусмотрено, что должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, помимо иного, наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В пункте 1 распоряжения органа государственного контроля (надзора) о проведении внеплановой выездной проверки (номер) от 09.10.2012г. указано, провести проверку объектов защиты (здания культурно-спортивного комплекса), используемых (эксплуатируемых) муниципальным казенным учреждением "Культурно-спортивный комплекс" п. Ягодный. Адрес фактического осуществления деятельности: п. Ягодный ул. Центральная N 20, ул. Центральная N 23-Б, п. Дальний ул. Центральная N 17, п. Лиственичный ул. Центральная N 1, с. Леуши ул. Советская N 60.
Согласно п. 7 распоряжения, в процессе проверки провести следующие мероприятия, необходимые для достижения целей и задач проведения проверки: обследования объектов защиты (визуального осмотра), анализ документов.
Установить выполнено ли предписание N 216/1/1 от 21.10.2011г. другими способами просто невозможно не выезжая на место совершения административного правонарушения и места нахождения объектов защиты.
Как видно из материалов дела, а также указано заявителем в жалобе, Акт от 29.10.2012 года составлен в п.т. Междуречинский. Между тем, в Акте перечислены обьекты расположенные п. Дальний, п. Ягодный, п. Лиственичный, с. Леуши. Проверить доводы жалобы заявителя о том, что визуальный осмотр обьектов не проводился, не представляется возможным, поскольку Акт осмотра обьектов отсутствует. Кроме того, представленные материалы дела не содержат сведений с помощью каких измерительных приборов производились замеры высоты и ширины эвакуационных выходов, ширина проступи ступеней.
Из обьяснений Бурдаевой Е.В. следует, что ею в администрацию с/п Леуши были поданы заявки на выделение денежных средств для устранения пунктов предписаний по пожарной безопасности, но средства были выделены только на огнетушители. В чем выразилось неисполнение либо ненадлежащее исполнение служебных обязанностей Бурдаевой Е.В. не указано.
Постановление по делу об административном правонарушении не соответствует требованиям ст.29.10 КоАП РФ.
Указанное обстоятельство судьей при пересмотре постановления должностного лица учтено не было, и оценка постановлению должностного лица административного органа на предмет допустимости представленных доказательств не обсуждался.
Таким образом, на основании изложенного, прихожу к выводу, что постановление N 185 государственного инспектора Кондинского района ХМАО - Югры по пожарному надзору Семушиной Н.А. от 08.11.2012 года и решение судьи Кондинского районного суда от 15 января 2013г. подлежат отмене.
Поскольку дело об административном правонарушении, предусмотренном п. 1, ч. 3, ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении Бурдаевой Е.В., рассмотрено с существенными нарушениями процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, когда это не позволило всесторонне, полно и объективно его рассмотреть, оно подлежит возвращению в ОНД по пожарному надзору ГУ МЧС России по ХМАО - Югре, при котором должностному лицу надлежит устранить допущенные нарушения, принять решение в соответствие с требованиями КоАП РФ.
Довод жалобы заявителя, что судья не проверил полномочия Симушиной Н.А. на проведение проверки, составлению протокола, акта проверки и вынесению постановления является необоснованным. Согласно должностной инструкции Главного специалиста нормативно-технического отделения отдела надзорной деятельности (по Кондинскому району) управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, одновременно по должности является государственным инспектором Кондинского района по пожарному надзору.
Руководствуясь ст.ст. 29.10, 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
жалобу Бурдаевой Е.В. удовлетворить.
Постановление (номер) государственного инспектора Кондинского района ХМАО - Югры по пожарному надзору С.Н.А. от 08.11.2012 года и решение судьи Кондинского районного суда от 15 января 2013г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1, ч. 3, ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении Бурдаевой "данные изъяты" отменить, дело об административном правонарушении возвратить в ОНД по пожарному надзору ГУ МЧС России по ХМАО - Югре
Судья суда Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры О.В. Григорчук
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.