Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего Юрьева И.М.,
судей: Начарова Д.В., Шкилева П.Б.,
при секретаре (ФИО)5,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску (ФИО)3, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей (ФИО)1 и (ФИО)2, к открытому акционерному обществу "Ипотечное агентство Югры" об отмене решения об исключении из Единого списка участников подпрограммы "Доступное жилье молодым" целевой программы (адрес) - Югры "Улучшение жилищных условий населения (адрес) - Югры на 2011- 2013 годы и на период до 2015 года" и восстановлении в Едином списке участников подпрограммы 2 "Доступное жилье молодым" целевой программы (адрес) - Югры "Улучшение жилищных условий населения (адрес) - Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года" с момента исключения из Единого списка участников подпрограммы,
по апелляционной жалобе открытого акционерного общества "Ипотечное агентство Югры" на решение Сургутского городского суда от 30 января 2013 года, которым постановлено:
"Исковые требования (ФИО)3, действующей также в интересах несовершеннолетних детей (ФИО)1 и (ФИО)2 к ОАО "Ипотечное агентство Югры" об отмене решения об исключении из Единого списка участников подпрограммы "Доступное жилье молодым" целевой программы ХМАО - Югры "Улучшение жилищных условий населения ХМАО - Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года" и восстановлении в Едином списке участников подпрограммы 2 "Доступное жилье молодым" целевой программы ХМАО - Югры "Улучшение жилищных условий населения ХМАО - Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года" с момента исключения из Единого списка участников подпрограммы удовлетворить.
Признать незаконным решение ОАО "Ипотечное агентство Югры" об исключении (ФИО)3 из Единого списка участников подпрограммы "Доступное жилье молодым" целевой программы ХМАО - Югры "Улучшение жилищных условий населения ХМАО - Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года".
Обязать ОАО "Ипотечное агентство Югры" восстановить (ФИО)3 в Едином списке участников подпрограммы 2 подпрограммы "Доступное жилье молодым" целевой программы ХМАО - Югры "Улучшение жилищных условий населения ХМАО - Югры на 2011- 2013 годы и на период до 2015 года" с момента исключения из Единого списка участников подпрограммы.
Взыскать с ОАО "Ипотечное агентство Югры" в пользу (ФИО)3 расходы по уплаченной государственной пошлины в размере 200 (двухсот) рублей".
Заслушав доклад судьи (ФИО)9, объяснения представителя ответчика (ФИО)6, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения истца (ФИО)3, ее представителя (ФИО)7, полагавших решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
(ФИО)3, действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей (ФИО)1, (ФИО)2, обратилась в суд с иском к ОАО "Ипотечное агентство Югры" об отмене решения об исключении из Единого списка участников подпрограммы "Доступное жилье молодым" целевой программы (адрес) - Югры "Улучшение жилищных условий населения (адрес) - Югры на 2011- 2013 годы и на период до 2015 года", восстановлении в Едином списке участников подпрограммы 2 "Доступное жилье молодым" целевой программы (адрес) - Югры "Улучшение жилищных условий населения (адрес) - Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года" с момента исключения из Единого списка участников подпрограммы. В обоснование иска указала, что на основании поданного (дата) заявления истец была признана участником подпрограммы 2 "Доступное жилье молодым" и подпрограммы 4 "Ипотечное жилищное кредитование" целевой программы (адрес) - Югры "Улучшение жилищных условий населения (адрес) - Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года". Рассчитывая на получение установленных программами выплат, по договору купли-продажи (дата) истец приобрела квартиру. Решением ответчика от (дата) она исключена из Единого списка участников подпрограммы "Доступное жилье молодым" по мотиву достижения ею возраста 36 лет. Считает данное решение незаконным, поскольку на дату принятия решения о признании участником подпрограммы "Доступное жилье молодым" ее семья соответствовала критериям молодой семьи.
В судебном заседании истец (ФИО)3, ее представитель (ФИО)7 иск поддержали.
Представитель ответчика ОАО "Ипотечное агентство Югры" (ФИО)8 иск не признал, пояснив, что достижение истцом возраста 36 лет в силу п.1.6 ст.9 Порядка реализации программы исключает ее участие в подпрограмме 2 "Доступное жилье молодым".
Судом постановлено вышеизложенное решение.
В апелляционной жалобе ОАО "Ипотечное агентство Югры" просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование апелляционной жалобы указало, что с решением суда не согласно, судом нарушены нормы материального права. Вывод суда о необходимости обеспечениями мерами государственной поддержки истицы противоречит существу и порядку реализации программы, имеющей конкретный период ее существования и объем финансирования. Судом не применены положения ст.6 Порядка реализации целевой программы (адрес) - Югры "Улучшение жилищных условий населения (адрес) - Югры на 2011 - 2013 годы и на период до 2015 года", согласно которой к категории "молодая семья" относятся граждане, чей возраст не превышает 35 лет на день принятия решения о предоставлении субсидии, а не на день принятия решения о признании гражданина участником подпрограммы. Порядком не предусмотрен список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году, а предусмотрено предоставление участникам Уведомлений на право получения субсидий.
В возражении на апелляционную жалобу (ФИО)3 просит решение суда оставить без изменения, считая его законным и обоснованным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в связи с нарушением судом норм материального права (п.4 ч.1 ст.330 ГПК РФ).
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании заявления от (дата) истец была признана участником подпрограммы 2 "Доступное жилье молодым" и подпрограммы "Ипотечное жилищное кредитование" целевой программы (адрес) - Югры "Улучшение жилищных условий населения (адрес) - Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года", утвержденной постановлением Правительства ХМАО - Югры от (дата) (номер) (далее подпрограмма 2).
(дата) (ФИО)3 исключена из Единого списка участников подпрограммы 2 по мотиву достижения ею возраста 36 лет, со ссылкой на пп.1.6 п.1 ст.9 Порядка реализации целевой программы.
Разрешая спор и признавая указанное решение Ипотечного агентства незаконным, суд исходил из того, что на дату обращения в Ипотечное агентство и дату принятия решения о признании истца участником подпрограммы 2 (ФИО)3 соответствовала критериям молодой семьи и реализация ее права на получение субсидии в рамках указанной подпрограммы не должна попадать в зависимость от объема финансирования.
С указанным выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может в виду его ошибочности.
В соответствии с пунктом 1.4 статьи 6 Порядка реализации целевой программы (адрес) - Югры "Улучшение жилищных условий населения (адрес) - Югры на 2011 - 2013 годы и на период до 2015 года", утвержденного постановлением Правительства (адрес) - Югры от (дата) N 108-п (далее - Порядок), участником целевой программы по подпрограмме 2 "Доступное жилье молодым" является признанная нуждающейся в улучшении жилищных условий молодая семья, в том числе неполные молодые семьи, состоящие из одного молодого родителя и одного и более детей, возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 35 лет на день принятия решения о предоставлении субсидии.
Право участников подпрограммы 2 на получение субсидии в текущем году удостоверяется Уведомлением, как это предусмотрено п.1 ст.11 Порядка.
В силу п.2 ст.11 Порядка решение о предоставлении Уведомления участникам подпрограммы 2 на право получения субсидии принимается уполномоченным органом в порядке хронологической последовательности, исходя из даты подачи заявления о признании участником подпрограммы и регистрационного номера в книге регистрации и учета, в пределах утвержденных лимитов бюджетных ассигнований в соответствующем году на финансирование программы, после получения участником подпрограммы такого Уведомления на право получения субсидии и представления участником подпрограммы в уполномоченный орган документов, указанных в п.п.3 и 4 статьи 11 Порядка.
Таким образом, гражданин с момента признания участником подпрограммы становится лишь претендентом на получение субсидии, что не свидетельствует об одновременном принятии уполномоченным органом решения о ее предоставлении, и, соответственно, в случае превышения участником установленного предельного возраста 35 лет, молодая семья, в том числе неполная, утрачивает основания для дальнейшего участия в целевой программе по категории "молодая семья" (п.п.1.6 п.1 ст.9 Порядка).
В силу прямого указания закона не превышение 35 лет должно быть не на момент принятия уполномоченным органом решения о включении в очередь для участия в подпрограмме, а на момент принятия решения о предоставлении субсидии. Иное основано на ошибочном толковании истцом норм права, регулирующих возникшие правоотношения.
Участие в подпрограмме носит добровольный характер, и соблюдение ее условий, являющихся общедоступной информацией, участниками подпрограммы обязательно (п.1 ст.2, п.1 ст.4 Порядка).
То, что истец не воспользовалась государственной поддержкой по подпрограмме 4 "Ипотечное жилищное кредитование", на правила участия в подпрограмме 2 не влияет.
Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище на 2011 - 2015 годы" также предусмотрено, что участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая ряду условий. Одним из таких условий является то, что возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет (подп. "а" п.6 Правил).
С учетом изложенного решение об исключении истца из Единого списка участников подпрограммы 2 по мотиву достижения ею предельного возраста участия в подпрограмме по категории "молодая семья" соответствует требованиям закона, в связи с чем, решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в иске.
Доводы истца о том, что условие о достижении 35-летнего возраста должно приниматься во внимание только при принятии решения о включении молодой семьи в списки участников программы, а таковое в отношении истца было принято, не свидетельствует о незаконности решения об исключении ее из списка участников подпрограммы, поскольку основано на неверном толковании норм вышеприведенного материального права.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сургутского городского суда от (дата) отменить, принять новое решение.
В удовлетворении исковых требований (ФИО)3, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей (ФИО)1 и (ФИО)2, к ОАО "Ипотечное агентство Югры" об отмене решения об исключении из Единого списка участников подпрограммы "Доступное жилье молодым" целевой программы (адрес) - Югры "Улучшение жилищных условий населения (адрес) - Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года" и восстановлении в Едином списке участников подпрограммы 2 "Доступное жилье молодым" целевой программы (адрес) - Югры "Улучшение жилищных условий населения (адрес) - Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года" с момента исключения из Единого списка участников подпрограммы отказать.
Председательствующий Юрьев И.М.
Судьи: Начаров Д.В.
Шкилев П.Б.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.