Постановление Суда Ханты-Мансийского автономного округа от 09 января 2013 г.
(Извлечение)
Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27 июля 2012 года и решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14 сентября 2012 года, вынесенные в отношении юридического лица - бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Окружная клиническая больница", по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27 июля 2012 года, оставленным без изменения решением судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14 сентября 2012 года, юридическое лицо - бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Окружная клиническая больница" (далее - Окружная больница) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере ста тысяч рублей.
В суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в порядке ст. 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подана жалоба Розмана М.С., в которой поставлен вопрос об отмене судебных постановлений ввиду их незаконности и необоснованности.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении в порядке, предусмотренном ч. 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доводы надзорной жалобы, нахожу ее подлежащей удовлетворению, а судебные акты отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что 21 июня 2012 года начальником отдела контроля и надзора за медицинской деятельностью и оказанием социальной помощи населения территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - должностное лицо) в отношении Окружной больницы вынесен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе внеплановой документарной проверки в отношении Окружной больницы территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу выявлены нарушения требований приказа Минздравсоцразвития РФ от 2 июля 2007 года N 459 "Об утверждении стандарта медицинской помощи больным астмой (при оказании специализированной помощи)", приказа Минздравсоцразвития РФ от 12 декабря 2006 года N 839 "Об утверждении стандарта медицинской помощи больным сердечной недостаточностью (при оказании специализированной помощи)", при госпитализации пациента Н. (л.д. 4-6).
Оспаривая законность и обоснованность судебных постановлений заявитель указывает на то, что к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении Окружной больницы, Положение о лицензировании медицинской деятельности (в том числе в части обеспечения лицензиатом при осуществлении медицинской деятельности контроля за соответствием качества выполняемых медицинских работ (услуг) установленным требованиям (стандартам), утвержденное постановлением Правительства РФ от 22 января 2007 года N 30 утратило свою силу в связи с принятием нового Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")". В новом Положении данных требований не предъявляется, более того они исключены из перечня грубых нарушений. В связи с чем, по мнению заявителя, дело об административном правонарушении должно было быть прекращено.
Перечисленные доводы надзорной жалобы были предметом исследования судьей районного суда, судьей суда автономного округа и отвергнуты как несостоятельные.
Мотивируя несостоятельность доводов заявителя, судья районного суда указал на то, что материалы дела об административном правонарушении содержат достаточное количество доказательств вины Окружной больницы во вмененном административном правонарушении как на момент обнаружения противоправного деяния (бездействия), так и на момент вынесения постановления по делу об административном правонарушении.
Согласиться с выводами судебных инстанций нельзя по следующим основаниям.
Диспозиция части 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях признает административно-противоправным и наказуемым осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Действия (бездействие) Окружной больницы квалифицированы как нарушение: приказа Минздравсоцразвития РФ от 2 июля 2007 года N 459 "Об утверждении стандарта медицинской помощи больным астмой (при оказании специализированной помощи)"; приказа Минздравсоцразвития РФ от 12 декабря 2006 года N 839 "Об утверждении стандарта медицинской помощи больным сердечной недостаточностью (при оказании специализированной помощи)"; подпункта "з" пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 N 30.
При этом требования специального разрешения (лицензии) для Окружной больницы как лицензиата, ведущего медицинскую деятельность, устанавливались на момент начала проверки должностного лица и в последующем не Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 N 30 или иным другим, а выданными медицинскому учреждению лицензиями.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что лицензии на осуществление медицинской деятельности ни должностным лицом, ни судебными инстанциями не исследовалась.
Объективная сторона вмененного Окружной больнице правонарушения выражается в осуществлении лицензируемого вида деятельности при отсутствии или лишении лицензии либо в грубом нарушении условий, предусмотренных лицензией.
Из материалов дела, как указывалось, усматривается, что должностным лицом в вину Окружной больнице вменено грубое нарушение нормативно-правовых актов Минздравсоцразвития РФ при госпитализации пациента Н.
Вместе с этим нарушений условий выданной лицензии должностным лицом не устанавливалось.
Отраженные в акте внеплановой документарной проверки недостатки качества оказания медицинской помощи и нарушения при оформлении медицинских документов, не свидетельствуют о нарушении или грубом нарушении Окружной больницей условий, предусмотренных выданной лицензией.
При изложенных обстоятельствах следует признать, что в действиях юридического лица - Окружной больницы отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы, при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 указанного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены постановление по делу об административном правонарушении, решение, выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу.
Учитывая изложенное, постановление судьи Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27 июля 2012 года и решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14 сентября 2012 года, вынесенные в отношении юридического лица - бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Окружная клиническая больница", по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене, а производство по данному делу - прекращению в связи с отсутствием в действиях Окружной больницы состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
жалобу Розмана М.С., поданную в интересах бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Окружная клиническая больница", удовлетворить.
Постановление судьи Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27 июля 2012 года и решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14 сентября 2012 года, вынесенные в отношении юридического лица - бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Окружная клиническая больница", по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заместитель председателя суда
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
подпись А.Л. Полуян
Верно:
Заместитель председателя суда
(адрес) - Югры А.Л. Полуян
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.