Апелляционное определение СК по гражданским делам Суда Ханты-Мансийского автономного округа от 09 апреля 2013 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего Юрьева И.М.
судей: Шкилёва П.Б., Мироненко М.И.
при секретаре Усачовой М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Белоярский к администрации Белоярского района об отмене постановления Главы Белоярского района (номер) от (дата),
по апелляционной жалобе управления опеки и попечительства администрации Белоярского района на решение Белоярского городского суда от 17 января 2013 года, которым постановлено:
"исковые требования прокурора города Белоярский в удовлетворении исковых требований к администрации Белоярского района удовлетворить частично.
Обязать администрацию Белоярского района включить Пяк (ФИО)17 и Пяк (ФИО)18 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В удовлетворении остальной части требований прокурору города Белоярский отказать."
Заслушав доклад судьи Шкилёва П.Б., прокурора Клюсова И.Н. полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор города Белоярский обратился в суд с иском к администрации Белоярского района об отмене постановления Главы Белоярского района (номер) от (дата).
В обоснование иска указал, что по обращению (ФИО)20 о защите жилищных прав ее приемных детей Пяк И.Д. и Пяк М.Г., прокуратурой города Белоярский проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения и сохранности жилья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Белоярского городского суда от (дата) (ФИО)19 лишена родительских прав в отношении несовершеннолетних детей Пяк И.Д., (дата) года рождения и Пяк М.Е., (дата) года рождения. На основании постановлений Главы администрации города Нягань от (дата) (номер) и (номер), "данные изъяты" "Об установлении опеки над воспитанником государственного образовательного учреждения ХМДО-Югры для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей " "данные изъяты"" опекунами несовершеннолетних Пяк М.Е., (дата) года рождения и Пяк И.Д., (дата) года рождения назначены (ФИО)10 и (ФИО)11 Согласно постановлению Главы Белоярского района от (дата) (номер) за Пяк И.Д. и Пяк М.Е. закреплено право пользования однокомнатной квартирой общей площадью 37,5 кв.м., расположенной по адресу: (адрес), Ханты-Мансийский автономный округ Югра, (адрес). Распоряжением Главы Белоярского района от (дата) 1 (номер)-р, жилое помещение по адресу: (адрес), признано непригодным для проживания. Просит постановление Главы Белоярского района от (дата) (номер) "О закреплении жилой площади за несовершеннолетними Пяк И.Д. и Пяк М.Е." отменить, обязать администрацию Белоярского района поставить Пяк И.Д. и Пяк М.Е. на учет детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Прокурор в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился по основаниям, изложенным в возражении на исковое заявление.
Представитель органа опеки и попечительства в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась.
Третьи лица (ФИО)12, (ФИО)13 в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Судом постановлено вышеизложенное решение.
В апелляционной жалобе управление опеки и попечительства администрации Белоярского района просит решение суда отменить, производство по делу прекратить. В обоснование апелляционной жалобы указывает, что закрепленное жилое помещение за Пяк И.Д., Пяк М.Е. по адресу: (адрес), признано непригодным для проживания распоряжением администрации Белоярского района (номер)-р от (дата), в связи с чем Пяк И.Д. и Пяк М.Е. подлежат обеспечению жилыми помещениями в силу закона, а не на основании решения суда. Суд, принимая решение, не учел, что реализация права несовершеннолетних на обеспечение их жилым помещением будет реализована в соответствии с вступившими в силу законодательными актами с 01.01.2013 года.
Возражения на апелляционную жалобу от лиц, участвующих в деле не поступили.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель ответчика, представитель органа опеки и попечительства, третьи лица (ФИО)12, (ФИО)13 не явились, о времени и месте судебного заседания извещались.
С учетом требований ст. 167, ч.1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть жалобу в отсутствие представителя ответчика администрации Белоярского района, представителя органа опеки и попечительства, третьих лиц (ФИО)12, (ФИО)13
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, (ч.1 ст.327.1 ГПК РФ), обсудив их, заслушав прокурора Клюсова И.Н., судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
Согласно п.1 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением случаев, установленных частью 2 указанной статьи.
Согласно п.3 ст.8 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации обеспечения жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
Подпунктом 2 п. 4 ст.8 названного закона указано, что проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с тем, что жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации;
Материалами дела установлено, что (ФИО)12 обратилась в прокуратуру с заявлением о защите жилищных прав ее приемных детей Пяк И.Д. (дата) года рождения и Пяк М.Е. (дата) года рождения. Прокуратурой города Белоярский проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения и сохранности жилья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Решением Белоярского городского суда от (дата) (ФИО)21 лишена родительских нрав в отношении несовершеннолетних детей Пяк И.Д., Пяк М.Е.
На основании постановлений Главы администрации города Нягани от (дата) (номер) и (номер) "Об установлении опеки над воспитанником государственного образовательного учреждения ХМАО-Югры для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Детский дом "Северяночка" опекунами несовершеннолетних Пяк М.Е. и Пяк И.Д., назначены (ФИО)12 и (ФИО)13, что подтверждается договорами о приемной семье.
Согласно постановления Главы Белоярского района от (дата) (номер) за (ФИО)1, и (ФИО)2, закреплено право пользования однокомнатной квартирой общей площадью "данные изъяты" кв.м., расположенной но адресу: (адрес).
Указанное жилое помещение находится в пользовании матери несовершеннолетних (ФИО)22 на основании договора найма жилого помещения в домах государственного, муниципального и общественного фонда.
Распоряжением Главы Белоярского района от (дата) (номер)-р, жилое помещение по адресу: (адрес), признано непригодным для проживания.
Согласно справке (номер) от (дата) в 2014 году семье (ФИО)23 будет предоставлена квартира по программе переселения из непригодного для проживания жилья.
Судебная коллегия считает, что суд обоснованно пришел к выводу об удовлетворении исковых требований в части возложения обязанности на администрацию Белоярского района поставить Пяк И.Д. и Пяк М.Е. на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Судебная коллегия считает, что судом первой инстанций, сделан обоснованный вывод о том, что согласно ст. 8 Федерального закона от (дата) N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилое помещение должно быть предоставлено Пяк И.Д. и Пяк М.Е. сразу же после окончания ими обучения. При отсутствии сирот в реестре нуждающихся, органы местного самоуправления объективно не могут располагать сведениями о нуждаемости в жилых помещениях несовершеннолетних и не способны сразу же после окончания ими учебного заведения предоставить детям-сиротам жильё.
В соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996г. N 159- ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (с последующими изменениями) дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах ВС РФ, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Указанные дети, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах ВС РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью, не ниже установленных социальных норм.
Частью 2 той же статьи предусмотрено, что регистрационный учет детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту -жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).
Согласно п. 3 ч.2 ст.5 Закона ХМАО - Югры от 28.09.2012 N 90-оз "О внесении изменений в Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О дополнительных гарантиях и дополнительных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, усыновителей, приемных родителей, патронатных воспитателей и воспитателей детских домов семейного типа в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных граждан в случае если жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации.
Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции обоснованно указал, что ведение реестра детей-сирот, подлежащих обеспечению жилой площадью, предусмотрено приказом Департамента труда и социальной политики ХМАО- Югры от 14 июля 2009 N292-р. Согласно п.1 названного Приказа и рекомендаций к нему, дети-сироты включаются в реестр нуждающихся не с момента окончания обучения или прекращения действия опеки, а с момента придания статуса несовершеннолетнему ребенка-сироты либо ребенка, оставшегося без попечения родителей, и при отсутствии у него жилого помещения на праве собственности либо на праве пользования по договору социального найма.
Учитывая, что на момент рассмотрения спора закрепленное за сиротами жилое помещение признано непригодным для проживания и в силу ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации не может являться объектом жилищных прав, Пяк И.Д. и Пяк М.Е. имеют право на включение в указанный реестр.
Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции обоснованно указал, что Пяк И.Д. и Пяк М.Е. подлежат обеспечению жилым помещением с учетом вступивших изменений в действующее законодательство с 01.01.2013 года, а именно дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Судебная коллегия считает, что доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к переоценке доказательств и установленных судом обстоятельств, при этом не содержат оснований для отмены решения суда.
Обстоятельства и доказательства, имеющие значение для разрешения заявленных истцом требований судом установлены и исследованы, им дана надлежащая оценка.
Выводы суда мотивированны и подтверждаются имеющимися в деле доказательствами.
Решение суда отвечает требованиям ст.198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Нормы материального права применены судом правильно.
Оснований, установленных ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для отмены судебного решения не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Белоярского городского суда от 17 января 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу управления опеки и попечительства администрации Белоярского района - без удовлетворения.
Председательствующий судья Юрьев И.М.
Судьи: Шкилёв П.Б.
Мироненко М.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.